О том, что петербургские власти не отказываются от идеи строительства транспортного обхода центра города (ТОЦ), стало известно в конце октября этого года.

Как сообщил председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Смольного Анатолий Котов в четверг, 7 ноября, сейчас в Смольном готовят предложения в Минтранс РФ, согласно которым ТОЦ пройдет в том числе по набережным Обводного канала с их реконструкцией и расширением. В рамках проекта запланировано также строительство новых развязок и путепроводов.

«Сейчас мы находимся на стадии разработки идеи. После того как подготовим свои предложения, направим их в Минтранс для дальнейших обсуждений. Думаю, это произойдет уже в следующем году», – отметил он.

Котов пояснил, что, по предварительным данным, на проект потребуется около 50 млрд руб. Часть этих денег Петербург попросит у федерального бюджета.

«Мы рассчитываем на софинансирование объекта, так как он необходим для успешной и полноценной реализации программы развития и сохранения исторического центра. Без новой скоростной магистрали центральные районы города невозможно будет разгрузить от транспортных потоков, а значит, не получится и создать комфортную среду для проживания», – пояснил он.

Котов добавил также, что ТОЦ позволит увеличить для девелоперов инвестиционную привлекательность прилегающих к Обводному каналу территорий. Пока что участки у набережных, восточнее пересечения канала с Московским проспектом, большой популярностью у застройщиков не пользуются. В основном пятна заняты бывшими промышленным предприятиями. Определиться с судьбой «серого пояса» чиновники обещали лишь после 2015 года, когда у Петербурга должен появиться новый Генплан. А вот территории, расположенные западнее пересечения с Московским проспектом, наоборот востребованы. Здесь реализуются такие крупные жилищные проекты, как ЖК «Тапиола» и ЖК «Панорама 360» (последний – в квартале Шкапина-Розенштейна). Кроме того, жильем активно застраиваются земли вблизи Балтийского вокзала, а также территория бывшего завода «Петмол».

Опрошенные БН эксперты согласны с тем, что Петербургу нужна новая скоростная магистраль, но сомневаются в технических возможностях реализации проекта.

«Для того чтобы разгрузить центр на участке ТОЦ, проходящем по набережным Обводного канала, требуется не просто немного их расширить, а кардинально увеличить площадь дорожного полотна. Как это сделать, мне непонятно», – говорит член координационного совета региональной общественной организации «Свобода выбора» Александр Холодов.

Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков подчеркивает, что с учетом сложной транспортной обстановки в городе инициативы, связанные с созданием дополнительных развязок, дорожной инфраструктуры, способные улучшить ситуацию и разгрузить автомобильный поток, безусловно, будут оценены положительно как жителями, так и девелоперами.

«По нашим оценкам, если проект реализуют, то территории, скорее всего, будут использованы под жилищное строительство, но, конечно, не исключена и многофункциональная застройка – торговые и офисные объекты вблизи станций метро», – отмечает он.

Руководитель Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» Марина Чижкова согласна с тем, что при успешной реализации ТОЦ депрессивные промышленные территории Обводного канала получат шанс на участие в формировании общественно-деловой и жилой зоны. «Однако какой конкретно она будет и какие объемы жилья там можно будет возвести – говорить пока рано», – отмечает она.

Определиться с планами по реконструкции и расширению набережных Обводного канала городские власти пытаются уже почти два года. Так, в августе 2011 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко предложил вообще засыпать канал и превратить его в скоростную трассу. Однако летом 2012 года стало известно, что в Смольном от этой идеи отказались. В итоге чиновники решили, что набережные Обводного канала должны стать частью скоростного транспортного каркаса вокруг исторического центра города. Ранее объект хотели построить уже к 2016 году. Предполагалось, что магистраль непрерывного движения будет начинаться на южном участке ЗСД, пройдет через Обводный канал на мост Александра Невского, далее по Пироговской набережной выйдет на Приморской проспект.

Как пойдет маршрут ТОЦ, станет понятно, скорее всего, только в 2014 году.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок