Объемный документ почти на 120 страниц подготовили Комитет по экономической политике и стратегическому планированию, а также ЗАО «МЦСЭИ “Леонтьевский центр”». Как сказано на официальном сайте комитета, готовилась Стратегия при помощи общественности: проектных институтов, специализированных коммерческих структур и видных экспертов в области урбанистики. В начале ноября первая версия документа (то есть не окончательная) была опубликована в открытом доступе и теперь любой желающий может и просто оценить перспективы Петербурга (точнее, то, как их видят чиновники и специалисты), и внести свои собственные предложения.

Наполовину известные
Мы не будем пересказывать все содержание Стратегии, а остановимся лишь на моменте, одном из самых актуальных на сегодня, – развитии петербургского метрополитена. Этому в документе посвящено довольно много места, что, в общем-то, неудивительно. Самое главное – к 2030 году городская подземка должна стать поистине гигантской: 89 новых станций, четыре новые линии, включая кольцевую. В общей сложности это 178 км тоннелей.

Сразу скажем, что особенной конкретикой Стратегия похвастаться не может и точной географической привязки новых станций к местности не содержит. Если об этом и говорится, то полунамеками. Впрочем, кое-какие выводы сделать все равно можно.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и Вадим Александров, глава ОАО «Метрострой»

Для начала отметим, что 45 станций из 89 уже известны: перечень содержится в городской Концепции развития метрополитена…, одобренной в 2011 году и скорректированной несколько недель назад. Сроки ввода в эксплуатацию одной новой ветки (Красносельско-Калининской) и еще 12 станций на уже действующих линиях известны – это 2018-2020 годы.

Строительство еще двух веток – от «Площади Восстания» («Знаменской») в Янино и оттуда же на Пискаревку – в старом варианте Концепции развития… планировалось на 2020-2025 годы, но в откорректированной версии привязки по датам уже не имеет. То же самое относится к прокладке метро в Кудрово, Бугры, Стрельну, Осиновую Рощу, Каменку.

Пока «висит в воздухе» вопрос продления «красной» линии метро в аэропорт Пулково: как говорят в кулуарах Смольного, деньги на это (43 млрд руб.) из федерального бюджета могут быть выделены по личному указанию президента Путина и, возможно, данное решение будет принято во время открытия нового терминала аэропорта, которое запланировано на 29 ноября нынешнего года. В этом случае проложить несколько километров тоннелей можно будет до начала Чемпионата мира по футболу 2018 года.

От Сертолово до Колпино
Стратегия-2030 дает еще несколько новых направлений, куда метро со временем проложить будет крайне целесообразно. Прежде всего, это так называемые узлы развития на границах Петербурга: Колпино, Петро-Славянки, Металлостроя, Пушкина, Красного Села и города-спутника «Южный».

Во-вторых, это «ось северного побережья Финского залива» – Лахта, Юнтолово и Сертолово. Наконец, специалисты призывают провести подземку на правый берег Невы – в Уткину заводь и даже в поселок имени Свердлова.

Отдельного упоминания заслужила кольцевая линия. «Неоспорима необходимость строительства такой ветки, соединяющей все остальные между собой. Хотя эта линия предусмотрена за 2025 годом, но сегодня необходимо резервировать площадки под строительство ее объектов», – говорится в Стратегии.

Таким образом, если все вышеописанное удастся воплотить в жизнь, то к 2020 году станции в пешеходной доступности будут у 45% населения Петербурга, а к 2030 году – у 55%. Что касается остальных, то и они внакладе остаться не должны. Стратегия предусматривает развитие интегрированной системы метрополитена и пригородной железной дороги: создание к 2020 году 50, а к 2030 году – 150 комфортабельных транспортно-пересадочных узлов. Под внутригородской транспорт могут быть отданы участки железной дороги, а именно Северное полукольцо.

При помощи этих мер мобильность петербургских жителей должна вырасти к 2020 году в полтора раза, а еще через десять лет – ровно вдвое. При этом 75% передвижений из центра на окраины и обратно в часы пик будут приходиться на общественный транспорт.

И небывалое бывает?
Понятно, что опубликованный документ вызовет целый шквал скептических и даже язвительных откликов. И, прямо скажем, основания для этого имеются. Уж больно не соответствуют заявленные планы реальному положению дел в петербургском транспорте вообще и метро в частности.

Сейчас в городе действует пять линий и всего 67 станций. Если за точку отсчета брать 1947 год (тогда началась прокладка первого тоннеля), то получится, что на их строительство понадобилось 66 лет. И несмотря на появление новых технологий, в последние десять лет даже этот, достаточно скромный для мегаполиса, график – в среднем одна станция в год – выдерживать не удается.

Правда, к 2020 году, как мы уже упоминали, должно быть построено 18-20 станций, да и финансирование строительства подземки со следующего года заметно вырастет. Среднегодовой показатель в три-четыре новых станции – вполне выполним, именно такими темпами развивается столичное метро. Но вот по семь станций за год строить в петербургских грунтах будет крайне сложно, если не сказать невозможно. А ведь именно с такой скоростью придется работать метростроевцам, чтобы «вписаться» в Стратегию социально-экономического развития Петербурга.

Разграничение территории Санкт-Петербурга на территориальные экономические зоны и экономические зоны с особыми условиями

Источник: комитет по экономической политике и стратегическому планированию

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок