Товарищество «И.М. Зингер и Ко» было учреждено в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком в 1854 году. Тогда же в штате Нью-Джерси был основан завод по производству швейных машин. К 1863-му компания завоевала мировую известность. В России «Мануфактурная компания «Зингер» (официальное название с 1863 года) появилась в пору своего расцвета, в 60-х годах XIX века. Зингеровские швейные машины достаточно быстро обосновались на российском рынке. В 1897 году руководством компании было создано Акционерное общество «Мануфактурная компания «Зингер» (с 1901 года – «Компания «Зингер» в России»). На рубеже ХХ века компания приступила к постройке собственного завода в Подольске «для фабрикации в России швейных машин как для продажи внутри Империи, также и для вывоза за границу, именно: в Турцию, в государст ва Балканского полуострова, а также в Персию, Японию и Китай». Уже в 1902 году началось производство отдельных деталей для бытовых швейных машин.

Вот Дом, который построил

Одновременно с началом выпуска швейных машин в России «Мануфактурная компания «Зингер» решила разместить в столице свою главную контору и при ней же открыть центральный магазин. Компанией «Зингер» был приобретен участок на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского канала вместе с существовавшей там постройкой. Расходы превысили миллион рублей, однако руководство компании строило планы на будущее. Чтобы не только окупить затраты, но и извлечь из проекта максимальную прибыль, помимо торговых залов и складов в здании предполагалось разместить небольшие конторские помещения для сдачи внаем. Иными словами, в Петербурге должен был появиться бизнес-центр с управляющей компанией «Мануфактурная компания «Зингер».

В 1902 году заказ на проект здания для Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер» получает академик архитектуры Павел Юльевич Сюзор. Почетный член Академии художеств, Санкт-Петербургского и Берлинского архитектурных обществ, он возглавлял Общество архитекторов-художников, был учредителем и председателем множества других организаций, съездов и комиссий. По его проектам в Петербурге построено более 80 зданий (доходные дома, больницы, учебные и банковские здания, церкви, производственные сооружения), в том числе на Невском проспекте и прилегающих территориях. Дом Зингера – пожалуй, самое известное и значительное произведение архитектора.

Планы и реалии

«Мануфактурная компания «Зингер» планировала пойти по традиционному и простому, по их мнению, пути – построить в российской столице высотное здание. Однако иностранцам пришлось слегка поумерить амбиции: в Петербургском строительном уставе существовали ограничения по высоте в 11 саженей (около 22 м) для возводимых в центре города построек. Первоначальный проект здания компании «Зингер» был отклонен техническим советом Петербурга.

Получив задачу максимально рациональной застройки, архитектор Созюр решил действовать по принципу «что не запрещено, то разрешено». Еще с 1870-х годов он постоянно использовал в своей работе оригинальные приемы структурной организации доходных домов: широкие витрины, многоэтажные эркеры, угловые башни. По архитектурному замыслу участок застраивался корпусами в шесть этажей с мансардой над ними. Завершала образ альтернативного небоскреба башня-фонарь. При согласовании плана высотная доминанта несколько смутила представителей Городской Управы, а противник проекта архитектор Л.А. Ильин считал в принципе недопустимым соседство фирмы с Казанским собором. Однако идея получила одобрение Академии художеств, и 16 мая 1902 года Николай II дал разрешение на строительство нового здания.

Только модерн

Дом Зингера – одна из ранних городских построек в стиле модерн. Силуэт купола угловой башни перекликается и контрастирует с куполом Казанского собора, расположенного на противоположной стороне Невского проспекта. Как отмечает ведущий специалист КГИОПа, искусствовед С.Н. Стрижак, подчеркнуто современная конструкция башни дома Зингера ощущается полной противоположностью классическому куполу над Казанским собором (арх. А.Н. Воронихин). «Однако и в том и другом случае – на поверхности ребра, причем форма металлического завершения сюзоровского купола, по сути, является увеличенной «репликой» фонарика с яблоком над воронихинским. Несомненно также, что необычная геометрия сильно вытянутого купола соотнесена Сюзором с формами увенчанных главками шатров храма Воскресения Христова, открывающегося в перспективе Екатерининского канала».

Фасады первого и второго этажей облицованы полированным красным мелкозернистым гранитом и декорированы мозаичными вставками. Выше использован полированный серый гранит. Декоративная скульптура на фасадах дома Зингера выполнена по моделям А.Г. Адамсона (девы-валькирии с веретеном и швейной машинкой). Американский орел, разместившийся на углу дома в основании купола, создан по модели А.А. Обера.

Стеклянный глобус диаметром 2,8 м, венчающий угловую башню, стал оригинальной рекламой компании «Зингер». Электрическая подсветка глобуса, обвитого надписью «Зингер и К°», напоминала о современной компании с мировым именем.

Что новенького

При возведении здания впервые в Петербурге был использован металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементном растворе. Целью такого способа было освобождение стен от функции несущих конструкций. Это позволило, во-первых, сделать стены достаточно тонкими (увеличив таким образом площадь внутренних помещений), а во-вторых, разделить их огромными окнами.

Среди новаторских решений Сюзора – медные водосточные трубы, спрятанные внутри стен. Это было сделано, чтобы избежать перегрузки фасада здания лишними конструкциями.

Внутренние дворы для увеличения полезной площади были перекрыты стеклянной крышей (двор-атриум). Еще одно архитекторское решение, направленное на увеличение полезной площади, – атриум, внутренний дворик, перекрытый стеклянной крышей на уровне второго этажа. Среди чудес техники начала XX века можно назвать лифты OTIS, сейфы системы берлинской фирмы «Панцер», а также систему вентиляции и кондиционирования.

Фортуна переменчива

Помимо российского отделения и магазина компании «Зингер» в новом здании на Невском проспекте, 28, разместились правление Русско-Английского банка, американский консульский отдел, этнографические выставки костюмов и вышивки, швейные мастерские. Кстати, компания «Зингер» не только продавала швейные машины по всей России – она стала поставщиком военной формы для русской армии. Однако с началом Первой мировой войны немецкую компанию стали подозревать в шпионаже.

Отстаивая свое честное имя, «Зингер и Ко» объявила себя американской, однако все усилия оказались на прасными: дом Зингера ожидала иная судьба.

Революция 1917 года, как ни крути, – знаковый рубеж в российской истории. Следуя идее «каждому по потребностям», государство реализовало свои потребности в рамках национализации. Здание на Невском, 28, получило новое назначение и новое имя – Дом книги. Первые два этажа бывшего «бизнес-центра» занял самый крупный книжный магазин города, открывшийся 19 декабря 1919 года. В 1919–1920 годах в Доме книги сосредоточилась почти вся книжная торговля «Петрогосиздата». Магазин № 1 – Дом книги – очень быстро становится ведущим предприятием книжной торговли.

На верхних этажах здания разместились редакции издательств «Искусство», «Художественная литература», «Агропромиздат». Позднее там же поселилось первое в нашей стране специальное издательство для детей – «Лендетгиз», организованное С.Я. Маршаком и выпускавшее знаменитые журналы «Чиж» и «Ёж».

Первое обновление

Первый серьезный ремонт в задании был проведен почти через полвека после постройки. Дом книги продолжал работать и во время блокады Ленин-града. В ноябре 1941 года взрывной волной в витринах выбило все стекла. Да и в целом дом Зингера уже нуждался в обновлении.

А уже 14 ноября 1948 года Дом книги снова открыл свои двери для читателей. Впрочем, это был не просто магазин. Если говорить современным языком, книжный магазин № 1 постоянно проводил pr-акции, чтобы привлечь больший поток покупателей. В 1949-м впервые был организован праздничный книжный базар, ставший впоследствии традиционным, по-прежнему активно работал отдел «Книга – почтой», открытый еще в 1923-м. Здесь же проводились и встречи читателей с авторами, вечера поэзии, тематические «недели» и «декады» с экспозицией.

Второе обновление

В 2003 году магазин «Дом книги» временно переехал на Невский, 62. Именно в тот период ярко проявилось «прикрепление» этого бренда к зданию на Невском проспекте, 28. Оказалось, что в сознании жителей Петербурга Дом книги – это дом Зингера, и не что-то иное.

Тем временем дом Зингера отметил свой юбилей началом капитального ремонта и реставрационных работ. В 2004 году ЗАО «Петербургское агентство недвижимости» начало работы, согласованные с КГИОПом и Росохранкультурой. Обязательным условием было сохранение исторических интерьеров.

Если говорить современным языком, книжный магазин № 1 постоянно проводил pr-акции, чтобы привлечь больший поток покупателей.

Впрочем, нынешний Дом книги стал даже лучше прежнего. Чуть более ста лет назад из каррарского мрамора были выполнены только два лестничных марша.

Отделать всю лестницу тогда не позволяли технологии и финансы, поэтому остальные ступени выложили известняком. После реконструкции парадная лестница полностью сделана из мрамора: ступени по согласованию с КГИОПом были заказаны и изготовлены в Италии.

Как и сто с лишним лет назад, на стены нанесена «венецианская штукатурка», в декоративных элементах использовано сусальное золото, восстановлены дубовые рамы и двери, мозаичный пол, декоративная ковка.

Отреставрирован облицовочный гранит, приобрела первоначальный вид плитка на стенах во внутреннем дворе здания, по старым чертежам восстановлена медная кровля. На фасад вернулся американский орел – скульптура воссоздана по рисункам и фотографиям начала прошлого века.

Безусловно, при реконструкции не обошлось и без современных технологий (все-таки минул целый век). Износ инженерных систем здания составлял более 70%, а нарушение гидроизоляции фундамента привело к преждевременной коррозии конструкции подвала и первого этажа. В основание фундамента было установлено две с половиной тысячи свай для обеспечения необходимой степени крепления и гидроизоляции. Восстановлено остекление купола – в шаре использованы современные стеклопакеты.

Мы говорим «Дом Зингера», подразумеваем «Дом книги»

С 1995 года здание «Дом Зингера» («Дома книги») имеет статус федерального памятника. Изначально задуманное как символ компании «Зингер», здание стало узнаваемым символом Невского проспекта. От «праотцев» постройки осталось только имя, которое вместе с именем «Дом книги» по-прежнему носит дом на Невском проспекте, 28.

Текст: Лариса Бойкова