Мода на оздоровительный туризм, которая захватила Европу, постепенно добирается до Москвы и Петербурга. Причин возросшей популярности spa-услуг множество, и среди них не только мода на здоровый образ жизни. В отличие от других направлений косметической индустрии, spa-культуре, что называется, все возрасты покорны. Spa-услуги, изначально позиционировавшиеся как услуги премиум-класса, становятся все более демократичными.
Назло погоде и традициям
По сведениям Ростуризма, в 2006 году среди россиян наметилась склонность отдыхать в России, также увеличился поток иностранных туристов в Россию. Данная тенденция увеличивает привлекательность гостиничного сегмента с широким спектром услуг, ориентированным на различные группы посетителей.
Потенциальных потребителей spa-услуг можно условно сегментировать по предпочитаемым видам отдыха – семейному, спортивно-оздоровительному. Немаловажную роль в структуре гостей играют и бизнес-туристы. Практически все существующие сегодня в России spa-отели предлагают не только оздоровительные процедуры и меню, но и возможность проведения деловых встреч (семинаров, конференций, переговоров и т. д.).
В Москве и Петербурге до недавнего времени не было отелей, специализирующихся на предоставлении подобных оздоровительных услуг. Из-за климата в этих двух городах исторически развивался культурно-познавательный туризм, а не оздоровительный. «В России наиболее подходящими условиями для развития spa-индустрии располагают черноморские здравницы. Собственно говоря, многие из них таковыми и являются», – говорит Игорь Галицин, генеральный директор компании Becar Commercial Property Moscow.
Отелей, специализирующихся на spa-услугах, в Москве и Петербурге немного. В основном, «поставщиками» услуг такого рода являются многочисленные spa-центры и spa-салоны, предлагающие своим клиентам стандартный набор спортивно-оздоровительных процедур. Spa-центры создаются, в основном, при крупных гостиницах или аквапарках. Например, одним из первых в Петербурге открылся spa-центр Clarins в отеле «Астория». К услугам посетителей четыре косметических и массажных кабинета, сауна и турецкая баня с комнатами для отдыха. В гостинице «Прибалтийская» при аквапарке работает велнес-центр «Римские каникулы». Среди услуг велнес-центра – талассотерапия, различные обертывания и аромаванны, а также четыре вида бань (финская, турецкая, русская и инфракрасная).
SPA как часть загородного отдыха
Индустрия spa, развивающаяся в рамках загородных отелей, – молодое, но быстро набирающее силу направление в сфере туризма и отдыха. «Темпы развития инфраструктуры spa-услуг в загородных зонах позволяют говорить о достаточно высокой заинтересованности потребителей в данном виде отдыха, – рассуждает Игорь Галицин. – Spa-услуги становятся конкурентным преимуществом загородной гостиницы при отсутствии других значимых для туристов различных сегментов услуг, таких как исторические достопримечательности, близость к деловым центрам, природные (естественные) условия для оздоровления». На территории Подмосковья рынок spa-отелей развивается особенно активно. В настоящее время здесь функционируют около 10 крупных отелей, предлагающих своим клиентам spa-услуги. Прежде всего это – Imperial Park Hotel & Spa и Arthurs Spa Hotel, обладающие прекрасными spa-центрами.
Гостиничный комплекс Imperial Park Hotel & Spa был открыт в 2005 году в 24 км от Москвы, между Калужским и Киевским шоссе (Наро-Фоминский район, поселок Первомайское), его общая площадь составляет 55 га. Arthurs Spa Hotel был открыт в прошлом году в деревне Ларево (Мытищинский район). На территории отеля находятся семь жилых корпусов и бизнес-центр. Главная «достопримечательность» отеля – spa-центр, предлагающий посетителям несколько видов оздоровительных процедур. В его состав входят зоны тепловых процедур, водная зона, талассотерапии и грязелечения, а также зона этнического spa.
Большая часть загородных отелей Ленинградской области, предлагающих spa-услуги, расположена в Курортном районе. В 2005 году в Зеленогорске (Приморское шоссе, 593) ГК «Гелиос» открыла четырехзвездочный «Гелиос-Отель». В 50 метрах от «Гелиос-Отеля» в начале этого года открылся отель «Аквамарин» на 113 номеров. Это также проект ГК «Гелиос». Здесь уже работает комплекс бань: русская баня, хамам (турецкая баня), сауна. В июне текущего года в этом отеле обещают открыть spa-центр.
Готовятся к открытию
Специалисты компании Becar Commercial Property Moscow прогнозируют, что предложение на рынке гостиничной недвижимости в сегменте spa-отелей в ближайшие несколько лет увеличится как минимум на 60%. В настоящее время завершается строительство первого современного spa-отеля в Петербурге. Финская компания Sokotel/London&Regional Properties выводит на российский рынок свой второй бренд – Holiday Club. Он будет расположен в центре Петербурга – на Васильевском острове, в строящемся комплексе «У Ростральных колонн» компании «ЛенСпецСМУ». Согласно проекту Holiday Club Sankt-Petersburg будет иметь гостиницу на 271 номер (и 26 апартаментов). Проект будет сдан в два этапа. В июле 2007 года откроется гостиница, а уже осенью – spa-центр, площадью 25 тыс. кв. м. Компания PBL в 2007–2008 годах планирует построить сразу два небольших spa-отеля: один – в Петергофе (78 номеров), а второй – в Петербурге, на Крестовском острове (20 номеров). Эксперты обещают, что количество spa-отелей, расположенных в курортной зоне Северной столицы, со временем будет только увеличиваться. Компания «СО «Скандинавия» (входит в группу «Осло Марин») планирует завершить в Сестрорецке строительство spa-отеля стоимостью $30 млн во втором квартале 2009 году. Гостиничный комплекс разместится на территории площадью 2,7 га (ранее принадлежавшей бывшему рыболовецкому колхозу имени Ленина).