– Иван Александрович, каковы основные принципы новой схемы оплаты электроэнергии и почему потребовалось ее вводить?
– Сейчас мы платим по тарифу за поставленный ресурс, вне зависимости от того, сколько мы его израсходовали: мало или много. В будущем предполагается установить ежемесячную норму потребления электроэнергии на одно домохозяйство, исходя из количества зарегистрированных в квартире граждан, а также утвердить два тарифа. Первый будет применяться, если гражданин укладывается в норму. Второй пойдет в ход, если жилец потребил ресурс свыше размера соцнормы. Естественно, что тариф «сверх нормы» будет больше «социального».

Новая система потребовалась потому, что граждане сейчас не оплачивают электроэнергию полностью. Существующие тарифы для населения значительно ниже, чем для промышленных предприятий. Получается, что промышленность субсидирует затраты на электроэнергию для граждан. По существу, граждане платят лишь 80% от стоимости ресурса. В то же время государственная политика РФ заключается в том, чтобы поддерживать лишь те категории граждан, которые в этом нуждаются. Государство должно гарантировать определенный минимум электроэнергии по пониженному, «социальному» тарифу, а все «излишки» должны оплачиваться по экономически обоснованному, более высокому, чем «социальный», тарифу.

– Когда в Петербурге будет введена социальная норма?
– Согласно федеральному законодательству новая система должна быть официально введена с 1 июля 2014 года. Но пока эксперты по всей стране обсуждают, должно ли новшество стать обязательным для всех без исключения или субъекты РФ будут самостоятельно принимать решение о переходе на него. Регионы очень разные, и кто-то выиграет от применения новой схемы, а кто-то проиграет.

Полагаю, что в Петербурге социальные нормы особой пользы никому не принесут. Наши московские коллеги также обеспокоены их введением. Мы считаем, что в наших городах не получится достигнуть целей, которые преследует новая схема. Снижение перекрестного субсидирования будет минимальным, сбытовые и сетевые компании вряд ли выиграют от нововведения, а социальные нормы население воспримет крайне негативно. Не исключено, что может повториться ситуация, которая возникла после введения непродуманного, на мой взгляд, нового порядка оплаты коммунальных услуг, о последствиях внедрения которого мы не раз предупреждали. Мы даже направили от нашего комитета обращение в Министерство регионального развития РФ, в котором просили отсрочить для Петербурга переход на новую схему. Однако ответа не получили.

– Какой может быть соцнорма потребления электричества для горожан?
– Пока рано говорить о том, какая конкретно планка будет установлена для Петербурга.

Сейчас новая схема применяется в семи пилотных регионах. Наименьшая социальная норма потребления установлена в Ростовской области – 50 кВт•ч на одного жильца в месяц. Наибольший показатель – в Орловской области – 190 кВт•ч.

В Москве сейчас предлагают установить социальную норму заведомо большую, чем потребляет среднестатистический жилец, и тем самым исполнить требования федерального законодательства, однако не затронуть интересы граждан.

Для того чтобы определить размер социальных норм потребления электроэнергии для Петербурга, мы до весны обследуем более 10 тысяч домохозяйств. Сейчас в Смольном создана рабочая группа, которую возглавляет вице-губернатор Владимир Лавленцев. В нее входят в том числе представители Жилищного комитета и гарантирующих поставщиков. Фактические объемы потребления электроэнергии граждан будут положены в основу расчетов социальных норм потребления для всех групп домохозяйств.

Замеры покажут, какой объем ресурса потребляют граждане ежемесячно. Могу с уверенностью сказать, что социальная норма будет установлена на уровне среднестатистического потребления и не ниже. К 1 марта нам предстоит подготовить все документы, связанные с переходом на новую систему. Тогда мы и определимся с конкретными цифрами.

Уверен, что на экстремистские эксперименты с населением никто не пойдет, и если гражданин не включает одновременно по десять телевизоров, три холодильника или пять стиральных машин, то ему вполне будет хватать «социального» ресурса. А если у жильца мини-завод на дому, то логично, что он должен оплачивать излишне потребленную электроэнергию как промышленная организация.

– В Петербурге много домов, оборудованных электроплитами. Соответственно, потребление энергии там больше, чем в квартирах с газовыми плитами. Будет ли соцнорма разной для таких помещений?
– Безусловно, для домов с электрическими плитами социальная норма будет выше. Эксперимент для того и проводится, чтобы «обкатать» систему и выяснить все ее достоинства и недостатки. Результаты региональных «пилотов», которые должны появиться к весне 2014 года, будут учтены при расчете соцнормы.

При проведении наших обследований за основу мы возьмем квартиры, оборудованные газовыми плитами, с одиноко проживающими гражданами. Социальная норма потребления для домохозяйств с большим количеством зарегистрированных граждан будет рассчитана с учетом поправочных коэффициентов, учитывающих степень износа жилого фонда, его принадлежность к аварийному и ветхому жилью, наличия или отсутствия газа. Так что социальная норма будет дифференцирована для разных домохозяйств.

– Используете ли вы в своих расчетах данные Петростата, согласно которым в среднем потребление в квартирах, где есть газовые плиты, составляет 169 кВт•ч  в месяц, а в помещениях, оборудованных электроплитами, – 237 кВт•ч?
– Да, действительно, сейчас поступает много информации об объемах потребления и от Петростата, и от сбытовых компаний. Но данные этих организаций сильно разнятся, так как глубоко и серьезно вопрос, по существу, никто не изучал. Потому мы и проводим собственное исследование.

– Будут ли предусмотрены в новой схеме оплаты те или иные льготы для пенсионеров?
– Поддержка пенсионеров будет выражаться в повышенной социальной норме потребления. В частности, законодательством предусмотрено, что в 2014 году весь объем электропотребления для пожилых граждан будет оплачиваться по «социальному» тарифу, а начиная с 2015 года социальная норма для них будет увеличена на 50%. Весь остальной объем потребления должен будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу.

Я уверен, что любому пожилому человеку будет достаточно той социальной нормы, которую нам предстоит установить.

– Стоит ли нам ожидать, что государство введет социальные нормы потребления и для других видов коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, газа и прочих?
– Пока таких решений не принято, но это планируется Правительством Российской Федерации.

– Есть ли социальные нормы в других странах, кроме России?
– Да, «планки» по потреблению электроэнергии для населения есть, например, в США и Германии. Но сравнивать, какой размер «пайка» приходится на гражданина там и у нас, – некорректно. Так, среднее американское домохозяйство потребляет в полтора-два раза больше энергии, чем российское. Во-вторых, имеет значение климат. В соседней Финляндии социальных норм нет. Но там много домохозяйств отапливается электричеством, использовать газ для этих целей никому не выгодно. Стоит помнить и то, что в большинстве развитых стран мира ситуация с тарифами на электроэнергию абсолютно иная, чем в России: стоимость ресурса для населения значительно выше, чем для промышленных предприятий.

Кроме того, необходимо отметить, что применение социальной нормы в зарубежных странах служит для предоставления социальной поддержки.

– Многие ученые, как экономисты, так и физики, связывают уровень экономического развития страны с объемом потребленной энергии. Не получится ли так, что введением соцнорм мы ограничиваем возможности для дальнейшего роста?
– Нет, я так не думаю. Дело в том, что у нас пока иной менталитет у населения, чем в европейских странах и Америке. Граждане не приучены экономить ресурсы, и работающие телевизоры, которые никто не смотрит, а также горящие лампочки в комнате, где никакого нет, считаются нормой.

Мы как нация крайне неэффективно тратим электроэнергию по сравнению с остальным миром, поэтому введение социальной нормы потребления может послужить стимулом ее экономии.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок