Обсуждать поправки ко второму чтению законопроекта, вносящего изменения в Генеральный план для реализации проекта города-спутника «Южный», парламентарии планировали не раньше середины ноября. И только после того, как Комиссия Законодательного Собрания по городскому хозяйству не изучит изменения в документ. Но законопроект неожиданно был внесен в повестку очередного заседания городского парламента, которое прошло в среду, 23 октября.

Без бюджетных денег
О перспективах реализации масштабного проекта упомянул в своем выступлении и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, который приехал в городской парламент, чтобы лично представить проект бюджета города на 2014 год. Он отметил, что поправки в Генеральный план, которые предстояло утвердить депутатам, не повлекут за сбой затрат для города. «Эта земля принадлежит частной компании. Потому Петербург никаких обязательств на себя не берет. Тем более что и проекта как такового мы пока еще не видели. Для того чтобы инвестор его подготовил, как раз и необходимо внести поправки в Генплан. Когда нам представят проект, только тогда мы будем готовы обсуждать его. Сегодня город не тратит на «Южный» ни копейки. И в ближайшее время также не планирует этого делать», – отметил Георгий Полтавченко.

После заявления губернатора «страсти» еще больше накалились. Так, еще до представления поправок, фракция КПРФ отказалась голосовать за законопроект. «Город-спутник “Южный” строится не в интересах Петербурга и уже вызвал массовые протесты у населения», – отметил депутат-коммунист Владимир Дмитриев. Парламентарий Борис Вишневский добавил, что уже сейчас у горожан есть все основания для подачи судебных исков по поводу нарушения процедуры рассмотрения изменений в Генплан.

Примечательно, что поправка ко второму чтению была подана лишь одна. Ее подготовил депутат Алексей Ковалев. Он хотел исключить из проекта территорию Кондакопшинского леса и болота, из-за которых ранее возникали многочисленные скандалы. Также парламентарий предложил ограничиться в рамках проекта преимущественно малоэтажной застройкой. Однако поправка Ковалева не прошли. За нее проголосовал лишь 21 депутат.

На плечи покупателей?
Опрошенные БН эксперты уверены, что если Петербург не будет строить инфраструктуру для «Южного», то это приведет к существенному удорожанию проекта. А затраты в итоге переложат на тех, кто захочет приобрести квартиры в городе-спутнике.

«На мой взгляд, цены на жилье могут увеличиться как минимум на 15-20%, но в таком случае и спрос может резко упасть. Чтобы этого избежать, застройщик будет вынужден пересмотреть концепцию проекта. Возможно, придется сделать застройку более плотной и применять при строительстве более экономичные строительные материалы. В таком случае проект останется конкурентоспособным и будет иметь все шансы на успешную реализацию», – отмечает директор департамента новостроек NAI Becar Полина Яковлева.

По словам генерального директора ЗАО «Ойкумена» Льва Гниденко, самая затратная статья при освоении проектов комплексного освоения территорий (КОТ) – это объекты социальной инфраструктуры. «Школы, детские сады и поликлиники добавляют затрат в размере 9-15 тыс. руб. на кв. м будущих улучшений. Улично-дорожная сеть – это еще 1-5 тыс. руб. на кв. м. Что касается инженерной инфраструктуры, то ее строительство всегда осуществлялось за счет средств застройщика и составляет в зависимости от проекта 2-4 тыс. руб. на кв. м. Строительство магистральных источников еще больше», – поясняет Лев Гниденко.

При этом возможный отказ города от финансирования проекта может привести к тому, что девелоперы не будут выкупать у инвестора землю под застройку. « С учетом всех обстоятельств нам этот проект на данном этапе пока не очень интересен. У нас есть несколько объектов на южном направлении, поэтому мы представляем уровень спроса, а также что и за какие деньги здесь можно построить. Когда участки поступят в продажу, мы, несомненно, их рассмотрим, но среди пионеров вряд ли будем», – говорит руководитель департамента недвижимости ГК «ЦДС» Сергей Терентьев.

Ранее городские власти заявляли, что проект города-спутника «Южный» будет реализован на основе государственно-частного партнерства. Более того, объект вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа. Курировать строительство объекта Смольный хотел совместно с Минрегионом РФ. А это значит, что финансировать масштабную стройку, объем затрат на которую не разглашается, должны были инвестор, Петербург и федеральный бюджет. Теперь же городские власти, видимо, решили взять паузу в выделении средств и еще раз взвесить необходимость участия города в данном проекте. Примечательно, что впервые под ревизию властей Петербурга «Южный» попал в 2012 году, однако тогда его все же было решено оставить в числе приоритетных городских проектов.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: пресс-служба компании «СТАРТ Девелопмент»