- Александр Юрьевич, несколько лет подряд Национальный конгресс проходил в столице, и вот - как вы и обещали - российские риэлторы приезжают в Петербург. Все ли готово к встрече? Какой она будет?

- Национальный конгресс пройдет в нашем городе впервые после 2001 года. Интерес к юбилейному форуму огромный, и думаю, не в последнюю очередь благодаря месту проведения. Кроме того, что Петербург в белые ночи – одно из чудес света, он еще и по уровню цен, развития рынка и технологий ближе большинству регионов страны, чем Москва.

Число участников будет рекордным: почти полторы тысячи гостей более чем из 50 регионов России и 10 зарубежных государств. Российский национальный конгресс по недвижимости вышел на новый этап своего развития и стал крупнейшим профессиональным форумом в Европе.

В Конгрессе примут участие представители федеральных органов власти, руководители регионов, лидеры деловых кругов, а также национальных профессиональных ассоциаций. Что особенно приятно – приедут руководители всех наиболее авторитетных международных организаций в сфере недвижимости, а также президенты двух крупнейших мировых образовательных институтов - CCIM и CPM.

Регистрацию участников мы были вынуждены закрыть еще за месяц до открытия Конгресса, а прием заявок на культурные мероприятия, которыми традиционно насыщена программа, прекращен за два месяца до старта. Боюсь, многие из петербургских компаний упустили возможность принять участие в работе Конгресса: они понадеялись зарегистрироваться прямо перед его началом. Меня как петербуржца этот факт не может не огорчать.

С другой стороны, я рад, что у коллег из других регионов будет возможность увидеть Петербург во всем великолепии белых ночей. Для гостей запланированы балет «Лебединое озеро», экскурсии по городу и теплоходная прогулка по Неве - вдоль знаменитых на весь мир набережных и архитектурных ансамблей, разведенных мостов и фонтанов на воде. Награждение номинантов и лауреатов конкурса «Профессиональное признание – 2007» пройдет в Петропавловской крепости, а гала-ужин - во дворце Белосельских-Белозерских. Я уверен, что у всех участников останутся незабываемые впечатления о Петербурге.

- Статус мероприятия напрямую зависит от его представительности. Международный экономический форум собирает 3 тысячи делегатов, а конгресс американской Национальной ассоциации риэлторов 27 тысяч. На какое число участников ориентируются организаторы Национального конгресса?

- Уже в этом году в участии в конгрессе были заинтересованы более двух тысяч человек. Потенциал его много выше. В долгосрочной перспективе, я думаю, потенциал развития РГР и Национального конгресса связан с переходом на прямое членство в Гильдии физических лиц, брокеров по недвижимости.

Что касается статуса, - большинство участников рынка прекрасно понимают ценность форума такого уровня: это новые деловые контакты, в том числе международные, это знакомство с новыми технологиями, возможность продвижения бренда компании через конкурс «Профессиональное признание», это чувство сопричастности к принятию решений и возможность выработки консолидированной позиции по острым для рынка проблемам.

Национальный конгресс по недвижимости – одно из тех масштабных событий, которые позволяют риэлторам донести собственные наработки (юридические, нормотворческие) до представителей властей и профессионалов смежных отраслей рынка недвижимости.

Кроме того, нет компаний, одинаково успешно работающих по всем направлениям рынка и во всех регионах, поэтому любой руководитель – крупной или малой компании – ценит возможность перенять чужой опыт успеха.

Мне очень приятно, что среди петербургских фирм многие осознают позитивное значение проведения Конгресса в нашем городе: спонсорство по большинству мероприятий взяли на себя как раз петербургские компании.

Хочу отметить, что не было ни одного Национального конгресса, на котором бы я не узнал ничего нового, важного, полезного и актуального. Развитие бизнеса требует совершенствования в управлении персоналом, структурировании компании, стратегическом планировании бизнеса на долгосрочную перспективу, диверсификации бизнеса.

В частности, для членов Российской гильдии риэлторов (РГР) существует колоссальный потенциал развития бизнеса управления недвижимостью и инвестиций в коммерческую недвижимость. Поэтому так ценно и востребовано сотрудничество с CCIM и CPM – обучение по программам этих институтов и качественные доклады специалистов на секциях Конгресса.

- Сохраняют ли московские компании в России бесспорное инновационное лидерство?

 - Никуда не денешься: столица задает тон с точки зрения тенденций развития рынка. Например, загородный рынок в России начал формирование с Москвы, что послужило осознанию ценности земельного ресурса за городской чертой.

С другой стороны, во многих регионах компании не только используют столичный опыт, но идут далеко вперед. В Перми, например, могут гордиться качеством образовательных программ и развитием региональной филиальной сети Высшей школы недвижимости, внедрением системы оценки качества по международному стандарту ISO. Также в регионе успешно применяют инструмент трастовых фондов.

В Челябинске эффективно работает механизм третейских судов. В Петербурге применяется схема, по которой агенты платят налог в 6% как индивидуальные предприниматели по упрощенной схеме налогообложения (в Центральном агентстве недвижимости). Это новый шаг на пути к «белому» риэлторскому бизнесу. Если компании давно перешли прозрачные схемы налогообложения, то с подоходным налогом агентов ситуация до сих пор иная.

Понятно, что для применения новых технологий необходимы определенные предпосылки: если, например, в регионе не работают по эксклюзивным договорам, использовать мультилистинг не получится. Для получения должного эффекта от мультилистинга необходим определенный уровень подготовленности и профессионализма риэлторов. Поскольку единая база данных означает и правила проведения совместной сделки. Соблюдение четких правил упрощает и ускоряет проведение сделок, рынок работает более динамично. Потому мультилистинг - колоссальное преимущество цивилизованного рынка даже не столько для риэлтора, сколько для клиента.

Те, кто уже работает с системой, это понимают и движутся дальше: предприняты первые шаги по объединению региональных мультилистинговых систем – петербургской КРИС и московской WinNER. Я считаю, что это послужит скорейшему продвижению современных информационных технологий в риэлторском бизнесе.

Глобализация затрагивает и рынок недвижимости. Это объективная реальность. Крупные компании будут расширять свое присутствие в регионах. С этой точки зрения Конгресс полезен и для них.

- В прошлом году участники Конгресса работали в 23 секциях. Расскажите, пожалуйста, как будет организована деловая программа в этом году.

- Число рабочих секций сокращено до 13, а количество бизнес-туров с учетом пожеланий участников, наоборот, увеличено до 55. В этом году программа секций составлялась на конкурсной основе: руководители отбирали самые интересные доклады по представленным заранее материалам. Я думаю, такая схема послужит повышению уровня докладов.

Традиционно ключевыми блоками будут организация брокерских и агентских услуг в малых, средних и крупных компаниях, организация работы с ипотекой и программами бюджетной поддержки отдельных категорий граждан в приобретении жилья, а также – девелопмент, инвестиции и управление объектами недвижимости.

В рамках конгресса пройдут также совещание региональных лидеров, торжественный прием по случаю 15-летия РГР, собрание российского подразделения ФИАБСИ и заседание Виртуального клуба риэлторов.

- Перед началом Конгресса пройдет XVI съезд РГР. Какие вопросы будут в его повестке?

- Многие их них так или иначе связаны с саморегулированием. Базовый законопроект о СРО все еще не принят. Но независимо от его перспектив я считаю необходимым вынести на обсуждение Съезда вопрос о возможности разработать специальный закон о риэлторской деятельности. Наш бизнес - один из наиболее социально значимых, и налагает особую ответственность на его участников. Поэтому, на мой взгляд, необходимо многие его аспекты прописать в законе.

Участники съезда также должны высказаться и принять решение об ужесточении позиции РГР в вопросах региональной структуры и сертификации. Понятно, что позиция Гильдии должна учитывать реалии и сложности процесса сертификации. Но противопоставить ему нечего. Квалификация должна подтверждаться документом, за которым стоит система работы, включающая обучение, аттестацию бизнес-процессов, качество условий работы риэлторов и клиентов.

Не за горами то время, когда станет понятно – с кем можно работать, а кто не достоин входить в профобъединение или саморегулируемую организацию. При этом участие в профессиональном объединении с каждым годом будет все более значимым имиджевым фактором.

Делегатам съезда предстоит также выбрать президент-электа РГР. Выборы уже во второй раз будут альтернативными: на пост претендуют Адрей Ликефет (корпорация «Жилищная инициатива», Москва) и Сергей Канухин (трастовая компания «Арбат», Самара).

Я считаю, что голосование обязательно должно быть закрытым, как это принято в странах, которые мы называем цивилизованными. Процедура обеспечивает больше гарантий объективности.

- Что такое сегодня «имидж риэлтора»? Продолжает ли РГР следить за негативными публикациями о риэлторах? Меняется ли их интонация?

- Изменения смело можно назвать заметными. Мониторинг публикаций в прессе показал, что количество негатива с использованием термина «риэлтор» сократилось более чем вдвое. С июля 2006 года по май 2007-го было проанализировано почти 1 800 публикаций в прессе тех регионов, где работают входящие в РГР компании. В среднем в печатных СМИ ежемесячно выходит по180 публикаций о риэлторах, и в 14 из них слово имеет негативный смысл (в том числе речь шла и о непрофессионализме риэлторов). Годом раньше таковых было до 30 в месяц.

Сыграла свою роль и политика, проводимая Гильдией, но в значительной мере на изменения взгляда в обществе на профессию риэлтора повлияло развитие ипотеки. При проведении ипотечной сделки ее участникам приходится учитывать требования не только продавца и покупателя, но и банка. Оказалось, что на это способен лишь высококвалифицированный специалист. Рыночная ситуация прошлого года воочию показала клиентам, как много зависит от квалификации риэлтора.

- На конкурсе «Профессиональное признание» награда в номинации «Лучшая брокерская фирма на рынке ипотечных сделок» присуждается с 2005 года. Что нового будет в этом году?

- К уже традиционным тринадцати добавлено две новых номинации: «Лучший аналитик рынка недвижимости», «Лучшая брокерская фирма по продаже коттеджных поселков». Согласитесь, нововведения отражают требования рынка.

Но мне кажется, что для «Профессионального признания» важны не столько нововведения, сколько традиции. В том числе – ощущение праздника.
Риэлторские компании в большинстве своем – это малый бизнес, а по всем параметрам риэлторский бизнес является полноценной отраслью экономики. Причем обслуживает она один их наиболее значимых в жизни интересов людей. В мире эта профессия обладает высоким статусом.

Российским риэлторам необходимо общение с коллегами по цеху, обмен мнениями и сверка часов - чтобы ощущать принадлежность к профессии, видеть единство задач и позиций и будущее бизнеса. Национальный конгресс отвечает этой цели.
 

Текст: Анна Александрова