Сезон летних распродаж на рынке новостроек давно закончен, однако застройщики наперебой предлагают приобрести квартиру со скидкой 5-10%, либо в беспроцентную рассрочку на несколько лет, либо – с бесплатной отделкой или даже мебелью.
Причина «аттракциона неслыханной щедрости» проста: конкуренция на рынке увеличивается, поэтому потенциальных покупателей нужно любым способом заинтересовать.
Море вариантов
Количество предложений на первичном рынке растет: только с начала сентября на рынок новостроек Петербурга и ближайших пригородов было выведено почти два десятка новых проектов.
По данным компании London Real Invest, в настоящее время объем предложений на первичном рынке составляет более 3 млн кв. м. По сравнению с декабрем прошлого года этот показатель увеличился почти на треть. Объемы продаж явно не успевают: за первые шесть месяцев нынешнего года застройщики реализовали 1,37 млн кв. м жилья (по оценкам некоторых экспертов, по итогам 2012 года в Петербурге и ближайших пригородах было продано порядка 3,2 млн. кв. м возводимого жилья).
Эксперты уверены, что по итогам 2013 года на рынок Петербурга выйдет порядка 3,38 млн. кв. м жилья. Но предпосылок для увеличения платежеспособного спроса, способного «переварить» эти объемы, пока нет. Как считает руководитель Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости» Марина Чижкова, в этих условиях рассрочки, скидки и другие подобные акции от застройщиков становятся важнейшим механизмом конкурентной борьбы.
Причем за последние несколько месяцев тактика проведения акций поменялась. По словам директора департамента новостроек NAI Becar Полины Яковлевой, если раньше они продолжались как минимум 2-3 месяца, то сейчас специальные предложения могут действовать в течение одной-двух недель. «Еще недавно акции были направлены на то, чтобы мотивировать покупателей приобретать квартиры во всех объектах конкретного застройщика. Сейчас акции носят точечный характер, чтобы привлечь внимание к определенному, только что появившемуся на рынке объекту», – отмечает Полина Яковлева.
Количество специальных предложений (акций, скидок и пр.) от застройщиков растет, а маркетинговые приманки, направленные на привлечение покупателей, становятся все более разнообразными. На сегодняшний день почти 90% строительных компаний предлагают рассрочку (хотя, по оценкам аналитиков, еще год назад эту схему использовали лишь 70% участников рынка). К тому же, как и предсказывал БН, механизм рассрочки в этом году стал еще более выгодным для граждан. В частности, многие компании, предлагающие своим покупателям рассрочку, снизили требования к размеру первоначального взноса. «Еще недавно при покупке квартиры минимальной площади большинство застройщиков просили внести около 500 тыс. руб. Сейчас это требование снизили до 200-300 тыс. руб.», – пояснила Полина Яковлева.
Все больше застройщиков стали чаще предоставлять в качестве подарков покупателям отделку, мебель или дизайн-проект будущей квартиры (см. табл. 1 и табл. 2).
Снижение цен?
Логично предположить, что усиление конкуренции должно вызвать снижение цен предложений, указанных в рекламных объявлениях. Но этого пока не происходит. Как поясняет Марина Чижкова, появившееся на рынке разнообразие предложений никак не влияет на изменение платежеспособного спроса населения, а лишь увеличивает интерес граждан к покупке жилья. «Число обращений в строительные компании возросло, некоторые застройщики ориентируются на эту тенденцию и повышают цены. Но одно дело – интерес, и совершенно другое – реальные возможности покупателей. Купить жилье на первичном рынке может в лучшем случае треть интересантов. В этой ситуации каждая квартира на “первичке” преподносится как конфета, завернутая в “скидочный” фантик», – говорит эксперт.
Очевидно, что застройщики не хотят снижать цены, – по крайней мере, делать это явно. Но в результате акций фактическая цена сделки может быть меньше на 15-20% по сравнению с изначально заявленной. С учетом дальнейшего обострения конкурентной борьбы, судя по всему, дисконт будет только расти.
Табл. 1. Количество застройщиков, которые предлагают различные акции, в %
от общего количества участников рынка
Источник: NAI BECAR
Табл. 2. Наиболее распространенные виды специальных предложений
и акций от застройщиков
Предложения |
Процент объектов, при покупке которых действуют данные предложения, от общего числа на рынке |
Снижение первого взноса |
20% |
Отделка в подарок |
15% |
Мебель в подарок |
10% |
Беспроцентная рассрочка |
60% |
Дизайн-проект квартиры |
20% |
Источник: NAI BECAR