- Валентина Ивановна, требуются ли какие-то дополнительные административные шаги для повышения инвестиционной привлекательности Северной столицы? Или теперь основная задача – популяризация и реклама города за рубежом?
– Петербург действительно является сегодня одним из самых привлекательных для инвесторов регионов. В 2006 году в бюджет города поступило более 215 млрд руб. Объем иностранных инвестиций превысил $5 млрд, что в 3,7 раз выше, чем в предыдущем году. Международное рейтинговое агентство Moody’s в октябре 2005 года признало инвестиционный рейтинг Санкт-Петербурга на уровне Ваа2. Агентство Fitch присвоило нашему городу рейтинг на уровне ВВВ, прогноз изменения рейтинга – «стабильный».
У нас сформирован благоприятный инвестиционный климат, заложена хорошая законодательная основа для инвестиционной деятельности. В частности, предусмотрено оказание государственной поддержки инвесторам, предоставление им налоговых льгот и государственных гарантий. В этом году важным дополнением в нашу нормативную базу является закон об участии Петербурга в государственно-частных партнерствах, которые станут эффективным механизмом привлечения новых инвестиций.
Создание дополнительных административных мер для повышения инвестиционной привлекательности нашего города – наша повседневная работа. Это и постоянное совершенствование законодательной базы, представление города на различных выставках и форумах, и, конечно, успешная реализация проектов. В Петербурге сейчас работают архитекторы с мировым именем, к нам пришли и приходят крупные международные инвесторы – например, в состав консорциумов, участвующих в концессионном конкурсе по строительству Западного скоростного диаметра, вошли крупнейшие европейские компании, в том числе Strabag, Hochtif, Enka.
Еще один аспект нашей работы – информационная деятельность. Для инвестора прежде всего важны стабильность в регионе и понятные, прозрачные, гарантированные правила игры. Репутация Петербурга как надежного партнера и инвестиционно привлекательного региона сейчас очень высока, но поддерживать этот имидж необходимо и в дальнейшем.
– Представленные Петербургом стратегические проекты на прошедшей в марте международной выставке MIPIM-2007 произвели впечатление на европейскую публику. А с каким конкретным «уловом» наша делегация вернулась из Канн?
– Самый впечатляющий итог в том, что проект реконструкции территории острова «Новая Голландия» впервые за всю историю участия России в этой выставке получил приз MIPIM как лучший проект будущего. Это означает, что российские проекты действительно котируются на уровне лучших мировых.
В этом году в Каннах свои стенды представили 74 страны. При этом надо отметить, что стенды Петербурга (а их было два) вызвали очень активный интерес. Для нас MIPIM – это возможность представить потенциал города, рассказать инвесторам, что происходит в России: как развивается страна и каковы новые возможности для вложения инвестиций. Северной столице было что показать – мы представили проекты с общим объемом инвестиций более $10 млрд.
– У вас насыщенный график зарубежных поездок, и многие из них были «инвестиционно» успешными. Например, после визита в Китай в Петербурге прошла презентация проекта «Балтийская жемчужина». Какие из ваших поездок за последний год были наиболее продуктивными, и с какими крупными компаниями ведутся переговоры о приходе в Петербург?
– За последнее время состоялся ряд успешных поездок, в том числе в США, КНР, Данию, Финляндию, Норвегию, а также отдельно в Венецию, Хельсинки, Страсбург, Львов и Дрезден. Основным итогом визитов стали подписанные документы.
Например, в США, буквально за несколько дней, были проведены встречи с руководством крупнейших американских корпораций, представителями туристических компаний и гостиничных операторов, а также с представителями финансовых и консалтинговых компаний, в том числе Всемирного банка. В результате Всемирный банк заключил соглашение с Санкт-Петербургом о совместной работе по реализации проектов строительства Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля.
Визит в КНР в составе российской делегации был приурочен к мероприятиям, посвященным открытию Года России в Китае. В рамках визита была продолжена работа по реализации проекта «Балтийская жемчужина»: подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, Импортно-экспортным банком Китая и Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компанией.
Очень плодотворной была поездка на экономический форум в Давосе. Ее итогом стал Меморандум между Давосским и Санкт-Петербургским экономическим форумом. С этого момента наше мероприятие стало частью Давосского форума, попало в его календарь. И это, несомненно, вызовет большой интерес к нему в деловом мире.
В Дрездене был подписан контракт между компанией Hormann Rewena и ОАО «Кировский завод» на выполнение поставок и работ по проекту строительства литейного завода. В Дании мы подписали Меморандум о взаимопонимании с компанией «ФЛСмидт» по строительству в Петербурге цементного завода. В Венеции прошли переговоры с руководством газового концерна Италии Eni. Сейчас ведутся переговоры и с некоторыми другими крупными компаниями о приходе их в Петербург, но пока не приняты окончательные решения, озвучивать имена преждевременно.
– В прошлом году вы упоминали о переговорах с крупной российской компанией, которой для перерегистрации в Петербурге потребовалось 20 тыс. кв. м современных офисных площадей. Неужели лишь после строительства «Охта-центра» петербургский рынок готов будет удовлетворить возрастающие потребности любых инвесторов?
– На конец 2006 года общая площадь офисных центров Петербурга составляла около 1,15 млн кв. м. Примерно половина этих площадей приходится на бизнес-центры классов «А» и «В». Объемы ввода в эксплуатацию новых офисных центров за последние годы неуклонно растут: более 150 тыс. кв. м было сдано в 2005 году, свыше 240 тыс. кв. м – в 2006-м. Но при этом дефицит качественных офисных помещений большой площади остается сегодня огромным. Уровень загрузки бизнес-центров классов «В» и «С» превышает 95%, а класса «А» – приближается к 100%. Наши специалисты отмечают, что офисному рынку Петербурга зачастую просто нечего предложить крупным компаниям.
Если говорить обо всей офисной недвижимости в нашем городе, то, к сожалению, большая ее часть – это встроенные нежилые помещения и хаотично «заселенные» арендаторами административные здания. При этом многочисленные «углы», арендуемые предпринимателями и фирмами в различных учреждениях и полупроизводственных зданиях, вообще не поддаются оценке.
В ближайшие два года планируется ввести в строй почти полмиллиона квадратных метров современных офисных центров классов «А» и «В». Кроме того, в средне- и долгосрочной перспективе мы намерены возвести крупные деловые комплексы в рамках реализации стратегических инвестиционных проектов – «Балтийская жемчужина» (571 тыс. кв. м) и «Морской фасад» (464 тыс. кв. м), а также проекта «Деловой квартал» на Малой Охте (около 150 тыс. кв. м). Однако уже ясно, что этих объемов будет недостаточно для удовлетворения растущих запросов рынка.
Поэтому на проект «Охта-центр» возлагаются большие надежды в части возведения новых современных, высококачественных офисных площадей. Общая площадь коммерческих объектов в результате строительства «Охта-центра» составит не менее 1 млн кв. м. Пока трудно сказать, какую долю в этом комплексе будут занимать именно офисные здания и помещения, но в любом случае вклад этого инвестиционного проекта в развитие офисного сегмента рынка недвижимости Петербурга трудно переоценить.
– Прошедший год оказался благоприятным для запуска масштабных дорожно-транспортных проектов. По ЗСД, Орловскому тоннелю и Надземному экспрессу удалось договориться о федеральном софинансировании. Когда город объявит конкурсы по двум последним трассам и можно ли говорить о перспективах появления в городе новых амбициозных начинаний в инфраструктурной сфере?
– Сейчас проходит открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения по проекту «Западный скоростной диаметр». По итогам предварительного отбора заявок в конкурсе примут участие компании: MLA Lieferas-Phalt Gmbh (Зальцбург, Австрия), ООО «ЗСД – Невский меридиан» (Санкт-Петербург), ООО «Винцида групо де Инверсионес 2006, С. Л.» (Мадрид, Испания), «Санкт-Петербургская скоростная магистраль Б. В.» (Амстердам, Нидерланды).
Проект постановления Правительства России о строительстве Орловского тоннеля подготовлен и находится на согласовании в федеральных органах власти. Все документы, необходимые для объявления конкурса, также готовы, и мы ждем только выхода этого постановления. Во втором квартале 2007 года концессионный конкурс будет объявлен.
Ведется проектирование трассы нового вида пассажирского транспорта «Надземный экспресс». Работы будут завершены до конца 2007 года, а параллельно с этим процессом будет идти подготовка к инвестиционному конкурсу.
В городе есть планы реализации и других крупных инфраструктурных проектов. Например, идет закрытый конкурс на разработку объемно-пространственного решения будущего пассажирского терминала аэропорта Пулково. К участию в нем приглашены четыре архитектурных бюро, имеющих опыт проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры, в том числе аэропортов. В будущем аэропорт Пулково станет высокоэффективным современным транзитным узлом: вся его территория будет преобразована в соответствии с международными стандартами и растущими потребностями в пассажирских перевозках.
– Какова политика города в отношении инженерной подготовки новых промышленных зон?
– Политика заключается в том, что город берет на себя обязательства создать необходимую инфраструктуру на территории подлежащих освоению производственных зон, а их более пятидесяти. В частности, речь идет о подготовке документации, необходимой для реконструкции и освоения производственных зон «Шушары-2», «Металлострой-2», «Конная Лахта», «Нойдорф», «Предпортовая-3». Именно там реализуются значимые для города инвестиционные проекты – строительство автомобильных заводов компаний «Тойота» и «Дженерал Моторз», «Ниссан», создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа, строительство завода по производству архитектурного и автомобильного стекла. И значительный объем работ по комплексной инженерной подготовке там уже выполнен.
В производственной зоне «Шушары-2» построен распределительный трансформаторный пункт и ведется строительство подстанции. Она будет введена в строй в IV квартале 2007 года и позволит обеспечить электроснабжением не только автомобильный завод компании «Тойота», но и целый ряд других объектов, которые разместятся на этой территории. В промзоне «Каменка» проложено 9 км кабельных линий и 2 км канализационных сетей. При этом некоторые работы выполняются с привлечением средств частных инвесторов.
Для дальнейшего освоения этих территорий разработаны Адресная инвестиционная программа на 2007 год и перспективный план работы на 2008–2011 годы. Цель этих документов – синхронизировать ввод дополнительных мощностей на головных источниках со сроками проектирования и строительства новых производственных объектов. В частности, будет вестись строительство комплекса водозаборных сооружений и нового блока водоподготовки на Южной водопроводной станции, строительство и реконструкция магистральных водоводов в Северо-Западной и Юго-Западной приморских частях Петербурга, канализационного коллектора от промзоны «Шушары» до поселка Металлострой.
Кроме того, будут строиться новые подстанции для обеспечения энергоснабжением производственных зон «Шушары», «Металлострой», «Каменка», «Нойдорф». При этом необходимыми объемами энергоресурсов будут обеспечены все новые объекты строительства на этих производственных площадках.
– Город в текущем году продвигает новый вид торгов землей под комплексное освоение масштабных территорий – в основном, под жилую застройку. Есть ли перспективы появления на торгах крупных площадок под коммерческую застройку? И будет ли город высвобождать депрессивные зоны за свой счет, как это было сделано в отношении территории «Шкапина-Розенштейна»?
– В ближайшее время Фонд имущества Санкт-Петербурга объявит открытые аукционы по продаже двух крупных земельных массивов для комплексного освоения в целях жилищного строительства общей площадью почти 55 га.
Комитет по строительству готовит предложения по проведению торгов на право развития застроенных жилых территорий. Они предполагают расселение аварийных и ветхих жилых домов, а также застройку и реконструкцию высвобождаемых объектов за счет средств инвесторов, привлеченных на конкурсной основе.
Возможности реализации инвестиционных проектов комплексного развития застроенных территорий с их высвобождением за счет средств бюджета Петербурга сейчас также прорабатываются. В целом это весьма перспективный способ развития городских депрессивных зон. Право государства на принудительное изъятие частных объектов недвижимости в связи с их неэффективным использованием широко распространено и применяется как в Европе, так и в США. Правда, сложность применения этого способа в Петербурге обусловлена ограничениями, которые накладывает на нас федеральное законодательство. Кроме того, проблему представляет ограниченность бюджетных ресурсов. Пока Петербург не всегда может позволить себе реализацию строительных проектов городского значения, предполагающих необходимость изъятия земельных участков и зданий из частной собственности.
– Осенью этого года в Петербурге намечено проведение «аналога» MIPIM – форума PROEstate-2007. Что вы, как председатель Наблюдательного совета форума, ждете от этого мероприятия?
– Международный инвестиционный форум PROEstate 2007 мы организуем совместно с Гильдией управляющих и девелоперов. Я уверена, что он станет крупнейшим в России событием на рынке недвижимости. На форуме будут представлены лучшие инвестиционные проекты и самые передовые технологии России и других стран. Я очень рассчитываю, что форум станет площадкой для встреч и общения лидеров рынка недвижимости: крупнейших инвесторов, ведущих девелоперов, консультантов, управляющих, собственников, ключевых представителей государственной власти, всемирно известных архитекторов.
Члены Наблюдательного совета убеждены, что форум действительно станет аналогом крупнейших европейских выставок инвестиций в недвижимость – MIPIM, Exporeal, Barcelona Meeting Point, а за его призы будет такая же конкуренция инвесторов, как за призы этих выставок.
Но это не единственная масштабная инвестиционная выставка, которую мы планируем провести на берегах Невы. В 2008 году в нашем городе пройдет выставка инвестиционных проектов в береговой зоне – Waterfront, и это также важный этап в позиционировании Петербурга как инвестиционного центра.