Контуры будущей трассы уже прекрасно просматриваются с улицы Савушкина: можно увидеть насыпную дамбу длиной порядка 350 м, идущую от берега Большой Невки к Крестовскому острову. Правда, в будущем ее демонтируют – это всего лишь технологическая эстакада. С ее помощью позднее будут возводить постоянный мост, рассчитанный на движение автомобилей со скоростью 120 км/ч по восьми полосам.
Пока же рядом с эстакадой готовят временные технологические платформы (представляют собой небольшие песчаные «островки»): на них располагается спецтехника, в том числе буронабивные машины. Они буквально вдавливают в дно сваи, причем длина некоторых составляет 42 м. Эта работа уже почти завершена, следующий этап – устройство ростверков (оснований опор моста, которые передают нагрузку надводной части конструкции на грунт). Всего между улицей Савушкина и Крестовским островом расположено три платформы.
Со стороны Канонерского острова к Васильевскому прокладывают такую же технологическую эстакаду. Она уже углубляется в акваторию на 800 м, но при этом готова лишь наполовину (всего должно быть 1,6 км). Здесь временных платформ возвели вдвое больше – шесть штук, соответственно, на них вырастут опоры Вантового моста через Большую Неву – самой сложной конструкции центрального участка ЗСД (длина более 600 м, высота несущих пилонов – 125 м, высота пролета – 35 м).
Всего в акватории будет проложено более двух километров временных технологических эстакад. На сегодняшний день готово около 1200 метров, а количество смонтированных свай приближается к 2 тыс. На строительстве трудится более тысячи человек и полторы сотни единиц спецтехники. При этом работы начались только в марте нынешнего года, и за семь месяцев генподрядчик – турецко-итальянская компания IC-Astaldi – успел сделать уже довольно много.
Центральный участок ЗСД пройдет не только по трем мостам (общая длина мостовых переходов – 4,53 км). Свыше 4 км трассы – это инженерные сооружения (надземные эстакады). Еще примерно 3 км дороги проложат по западной оконечности Васильевского острова, в полутоннеле (под рекой Смоленкой будет полноценный тоннель длиной 403 м). Сейчас идет устройство стены в грунте, которая будет уходить под землю на глубину более 20 м и защитит дорогу от воздействия воды.
Контуры постоянных мостов можно будет увидеть уже в середине будущего года, когда подготовительные работы будут полностью завершены. Сейчас они идут с небольшим опережением графика. Впрочем, как подрядчик, так и власти пока плановый срок ввода в эксплуатацию центрального участка ЗСД переносить не собираются – он по-прежнему обозначен первым кварталом 2016 года.
Строительство центрального участка протяженностью без малого 12 км – от набережной реки Екатерингофки до улицы Савушкина – завершит формирование ЗСД в качестве автомагистрали сквозного движения. Ее ввод в эксплуатацию должен избавить исторический центр Петербурга от потоков транзитного транспорта.