В начале октября в Санкт-Петербурге проходил Всероссийский жилищный конгресс, а в его рамках – конференция «Инновации в строительстве и обустройстве загородного дома», которую автору этих строк довелось модерировать. Большинство докладчиков представляли строительные компании Санкт-Петербурга, но были гости из Москвы, Архангельска, Вологды и Латвии. Разговор шел о новинках деревянного домостроения, новых подходах к проектированию и, конечно же, об энергоэффективных домах, которые в наши дни стали ключевой темой для всех (за редким исключением) мероприятий, посвященных малоэтажному и частному строительству.

В фокусе – домашняя энергетика
Еще недавно наших застройщиков, привыкших к доступной древесине и углеводородному сырью, не особо интересовали вопросы экономии энергоносителей и задачи снижения материалоемкости. В результате, в сфере инноваций российское частное домостроение примерно на 20 лет отстало от Европы. Именно такую оценку высказал на конференции гость из Архангельска, профессор кафедры инженерных конструкций Северного (Арктического) федерального университета Борис Лабудин. Впрочем, сейчас появились и возможности, и насущная необходимость наверстывать отставание.

О том, почему вопросы энергосбережения, о которых пока не задумываются владельцы городских квартир, актуальны для хозяина частного дома, на конференции рассказал доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Горшков. По его словам, на протяжении последних десяти лет тарифы на отопление в российских городах росли в среднем на 16% в год. И сегодня нет оснований полагать, что рост тарифов и цен на энергоносители остановится. Стало быть, расходы на обогрев жилища, которые еще недавно все считали «копеечными», будут откусывать все большие доли семейных бюджетов. В квартирах или таунхаусах, где соседние жилища имеют смежные стены, рост расходов не столь критичен (переплата за теплопотери через наружное ограждение раскидывается на всех соседей). А вот  частный дом площадью 200 кв. м – это 500-600 кв. м ограждающих конструкций, которые в значительной степени ответственны за так называемые трансмиссионные потери тепла. Оно уходит через оболочку здания: фундамент, стены, окна, кровлю. А с учетом новых экономических реалий разница между хорошо и плохо утепленным домом – это суммы, которые за два-три десятилетия эксплуатации могут исчисляться семизначными цифрами (расчеты на сей счет мы уже приводили в публикациях, поэтому повторяться не будем).

Какова же в связи с этим напрашивается «формула» современного энергосберегающего дома? По словам Александра Горшкова, ее первая часть заключается в избыточном (по сравнению с нормативами) утеплении ограждающих конструкций. Внешняя оболочка коттеджа не должна «дышать», однако свободно дышать в нем должны люди. Поэтому вторая часть формулы – организация правильного воздухообмена и управления микроклиматом: за счет энергосберегающих вентиляционных установок, домашней автоматики, правильно рассчитанных систем отопления, которые в том числе используют и альтернативные источники энергии (солнечный свет, тепло земли).

Каркасный дом: сколько стоит крышка к термосу?
О том, что такая формула означает на практике, рассказал другой участник конференции, генеральный директор компании «ТК Дом» Александр Водовозов. По его словам, технологии каркасного домостроения, в вопросах энергосбережения, не имеют себе равных. Именно поэтому, чтобы построить дом, соответствующий современным европейским нормативам энергосбережения, традиционный каркасный конструктив проектировщикам из компании пришлось лишь немного «подредактировать» с учетом рекомендаций Института пассивного дома. По словам Александра Водовозова, сам по себе каркасный дом – это термос без крышки. В цену «крышки» включаются утепленный цоколь и кровля, оконные блоки с энергосберегающими рамами и стеклами, а также современные вентиляционные установки с системами рекуперации тепла (это когда за счет выходящего, теплого, воздуха подогревается входящий с улицы). И такие системы вентиляции нужны энергосберегающему дому, как воздух (в современном домостроении свежий воздух в помещениях – это то, что чаще всего приносится в жертву энергосбережению, а постоянно открытые настежь окна – это показатель того, что с вентиляцией в доме что-то не так).

В конечном итоге, все обозначенные элементы, включая недешевые рекуперационные установки, существенно повышают затраты на строительство. Однако Александр Водовозов полагает, что цена 35 тыс. руб. за кв. м для дома с низким энергопотреблением (93 кВт/кв. м в год) с готовностью под чистовую отделку в обозримом будущем станет вполне реальной. Но нет предела совершенству. Приблизиться к заветным для пассивных домов 15-25 кВт·ч/кв. м в год позволяет использование геотермальных теплообменников и тепловых насосов.

«Бережливое» отопление: возвращение к основам
Основы энергоэффективного домостроения заложены многие столетия назад. Крестьянская изба – во многом прототип дома низкого энергопотребления. Во-первых, в прежние века для строительства жилищ выбирались такие земли, где сама природа помогала хранить тепло, например, защищенные от ветра южные склоны (к слову, правильная с этой точки зрения «посадка» дома на участок – один из основных законов и для современного энергосберегающего домостроения). Во-вторых, безымянные зодчие, плотники и печники выстраивали системы жизнеобеспечения жилого дома таким образом, чтобы обеспечить относительный комфорт при минимальных затратах на топливо (заготовка дров и хвороста в окрестных «барских» лесах всегда лимитировалась). А в районах, обитатели которых были вынуждены беречь лес, порой даже зажиточные дома отапливали «по-черному». Чтобы с относительным комфортом переночевать в таком доме на полатях под потолком – даже в лютый мороз порой достаточно нескольких поленьев. Правда, в снежных районах Русского Севера избы делали горделиво-высокими, а в более южных, с мягким климатом, их порой вкапывали в землю-«кормилицу», заставляя ее работать в качестве теплового аккумулятора и зимой, и летом, помогая в этом массивной печи из кирпича.

К услугам современных застройщиков и проектировщиков – не только накопленные столетиями традиции бережливого домостроения, но также множество современных разработок в области современных отопительных систем. Но есть нюансы, которые отличают современные энергоэффективные дома от обычных. Во-первых, в последних обычно не принимается в расчет режим эксплуатации помещений (счетчики крутятся вне зависимости от того, эксплуатируются ли они в данный момент или нет). Во-вторых, высокотемпературные теплоносители, циркулирующие по горячим (не дотронуться) трубам и радиаторам, сушат воздух в доме, убивают естественную микрофлору и все время заставляют открывать окна для проветривания.

В этом отношении конденсационные отопительные котлы, возвращающие часть тепла из системы выпуска отработанных газов, – решение более чем современное. Вспомогательным источником тепла становятся инсталлированные в систему подогрева воды и теплоносителя всевозможные тепловые аккумуляторы, а также солнечные коллекторы (об опыте использования гелиосистем в климатических условиях – близких к российским – на конференции подробно рассказал проектировщик из Латвии Эдуард Мельников). Но подключать современное котельное оборудование к традиционным радиаторам под окнами – означает свести на нет его эффективность. Высокий КПД конденсационных котлов, тепловых аккумуляторов и насосов геотермального отопления достигается только в системах с низкой температурой теплоносителя, в первую очередь с низкотемпературными жидкостными «теплыми полами».

Говоря о системах отопления, можно отметить, что подход к их проектированию в последние годы изменился: еще несколько лет назад российский домовладелец мечтал о котле, способном от души «прожарить» дом. Сегодня производительность «сердца» системы – ничто по сравнению с тем, как оно «дружит» с домашней автоматикой и системами вентиляции. Ведь ощущение комфорта определяется не только температурой воздуха, но и такими его характеристиками, как влажность и подвижность (тридцатиградусная жара на южном курорте ощущается совсем иначе, чем такая же температура в наглухо задраенном влажном помещении). Зато, если система вентиляции не создает доставляющих дискомфорт сквозняков, то при оптимальной влажности 30-60% достаточно поддерживать температуру в пределах 19-220 C (к слову, именно такой режим помогает экономить энергоресурсы, не перетапливая дом).

Частная архитектура: новая формула дома
Завершая краткий обзор инноваций, в первую очередь энергетических, следует отметить, что речь на упомянутой конференции шла и об автоматизированных системах проектирования, и об использовании экологически чистых материалов, и о новинках деревянного домостроения (как ни странно, но именно в такой традиционной отрасли, как обработка древесины для строительства, – больше всего инновационных решений). Обзоры передовых достижений в этих сферах еще ждут своего часа.

Говоря о проектировании, следует отметить показательную тенденцию: проведенный нами анализ продаж проектов-бестселлеров до кризиса 2009 года и в наши дни показывает изменения и в архитектурном облике современного частного дома. В свете новых требований к энергоэффективности, снижению материалоемкости и затрат на эксплуатацию, коттедж нового времени стремится к компактности и квадрату в плане, кровли сложных конфигураций уступают место простым двускатным, а объемных архитектурных деталей становится меньше. Но, ограничивая себя в формах, проектировщики «отыгрываются» на сочетаниях фактурных деталей внешней отделки, отдавая предпочтения натуральным материалам, контрастным сочетаниям натурального и искусственного камня, светлой штукатурке и термообработанной древесине. Впрочем, это также тема для следующих публикаций.

Текст: Филипп Урбан    Фото: ООО «Институт пассивного дома», А.Никольский, Ф. Урбан