Да, современные города, канализацию и водопровод построили пешеходы. Но современный рынок, технологии массового превращения городской недвижимости в оборотный капитал освоили не они, а их обеспеченные личным мотором наследники. Именно автомобилисты сделали доступными для народа такие понятия, как «девелопмент» и «долевое строительство», формат «кэш энд кэрри» и мобильный телефон. И даже такое недоступное ранее слово, как «ипотека». Им бы царствовать.

Но царствует по-прежнему «город» - историческое порождение былой монополии пешеходов. Каменное чудовище, постоянно запирающее автомобилистов в пробки дорожные, а их рыночные инициативы в пробки административные. Царствует власть, охраняющая этот город - как имущество исключительно «недвижимое», как нечто вечное и неприкосновенное.

Однако очевидно противостояние – рынка и города, капитала и недвижимости, дизайна и архитектуры, автомобилистов и пешеходов. И победа вряд ли достанется одной из сторон без явного ущерба для другой. Победят автомобилисты – и от города как творения пешеходов останется лишь одна лишь история. Победят пешеходы - и бремя содержания исторических руин тяжелым грузом ляжет на плечи автомобилистов как основных налогоплательщиков.

А тем временем происходит как бы раздвоение города – на город для автомобилистов и город для пешеходов. В первом автомобилистам будет позволено все или почти все. Во второй их будут впускать так же, как впускает в дом гостей культурный хозяин: исключительно в домашних тапочках. Уверяя при этом, что он и сам так обычно делает.

Текст: Вячеслав Костров