– Константин Васильевич, что изменилось после включения многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) в процесс регистрации недвижимости?
– Раньше при регистрации права собственности было три трудности. Первая – сложность сдачи документов в подразделения Росреестра. Вторая – приходилось занимать очередь с раннего утра, а в некоторых районах даже с ночи. Третья трудность – слишком долгие сроки самой регистрации. Как следствие, появлялись всевозможные посредники, которые предлагали за определенную плату ускорить процесс.

Перед нами стояла задача сделать эту госуслугу доступной и прозрачной.

Две из трех проблем решены. Во-первых, участие в процессе МФЦ позволило дистанцировать заявителя от чиновника, принимающего решения. Следовательно, исключен элемент коррупции. Во-вторых, практически не осталось многочасовых очередей на «входе» документов. Сейчас 30 из 34 действующих многофункциональных центров принимают документы на регистрацию недвижимости. Прием ведется ежедневно с 9 до 21 часа (выдача талонов электронной очереди – до 20 часов). Сейчас около половины документов поступает в Росреестр через наши центры.

Что касается третьей составляющей – слишком длительной регистрации – пока, увы, Росреестр не всегда укладывается в положенные по закону 20 (а с 1 октября – 18) дней.

– Каково среднее время ожидания в очереди на подачу документов через МФЦ?
– Примерно полчаса. Человек приходит, получает талон электронной очереди и ждет, когда освободится оператор.

Конечно, не во всех районах города ситуация равнозначная: в Пушкинском, Выборгском, Калининском очереди иногда приходится ждать полтора часа. Это связано прежде всего с проблемами, неизбежными в период становления. С тремя из четырех услуг, связанных с Росреестром (предоставление выписки из ЕГРП и кадастра, постановка объектов недвижимости на кадастровый учет) мы работаем уже более года и хорошо освоили технологию. Но принимать пакеты документов на регистрацию недвижимости стали только в этом году. А это сложный продукт, который имеет девять модификаций. Если квартира приватизируется – то заполняется один подвид документов, если куплена – другой, если получена в наследство – третий, и так далее. Нам пришлось организовать специальное обучение сотрудников МФЦ, сначала привлекая специалистов Росреестра, а теперь и собственными силами. Одновременно обучить более 1800 человек невозможно, потому мы не могли начать прием документов на регистрацию прав собственности на недвижимость сразу во всех МФЦ. Но постепенно расширяем перечень центров, в которых она доступна, а в действующих – увеличиваем количество окон, в которые можно подать заявление на эту услугу.

Второй фактор, который создает очереди на подачу документов в некоторых центрах, – это очень активное строительство и ввод в эксплуатацию нового жилья в отдельных районах города. Например, в Пушкинском и Выборгском.

– Изначально предполагалось, что МФЦ должны работать по экстерриториальному принципу, предоставляя россиянам услуги вне зависимости от их «прописки», места проживания или места нахождения объектов собственности. Разве это не способ перераспределить загрузку между центрами?
– Действительно, в 601-м Указе Президента РФ предусмотрено, что житель должен получать все услуги по принципу одного окна, вне зависимости от места пребывания. У нас есть определенные успехи в этом направлении. Уже 98 видов услуг оказываем жителям Санкт-Петербурга по экстерриториальному принципу, но они не имеют отношения к недвижимости.

Кроме того, есть один МФЦ, который принимает документы на услуги Росреестра по экстерриториальному принципу, – это центр в поселке Металлострой. Он не очень загружен, а потому мы смогли запустить в нем такой пилотный проект. В нескольких МФЦ мы практикуем межрайонный принцип работы, чтобы помочь особо загруженным центрам. Например, в Красносельском районе, где идет активное строительство, нередки очереди на регистрацию недвижимости. Мы дали возможность собственникам, чьи квартиры расположены в этом районе, подавать документы в Петродворцовом и Кировском. С середины сентября МФЦ Выборгского района принимает документы на любые госуслуги, включая регистрацию прав собственности на недвижимость, у жителей Калининского района.

– Риэлторы жалуются, что с включением в процесс МФЦ время ожидания возврата документов с регистрации недвижимости не только не сократилось, но в некоторых районах даже увеличилось. Предполагают, что виновато дополнительное звено. Это так?
– Сработал эффект отложенного спроса. Раньше, когда надо было выстаивать огромные очереди, чтобы подать документы на регистрацию прав на недвижимость, многие петербуржцы откладывали решение вопроса до лучших времен. Теперь, повторюсь, проблем на «входе» нет, и Росреестр получил вал заявлений, с которым не справляется. Но, думаю, это временные трудности. Мы сталкивались с подобным явлением, когда начали принимать заявления на оформление социальных пособий. Тогда тоже резко вырос поток обращений и чиновники не успевали принимать решения в срок. Но постепенно технология была отлажена, и по оформлению пособий задержки практически сведены к нулю. Что касается нас, то мы укладываемся в отведенный законом срок: два дня на передачу принятых документов в соответствующий госорган и еще два дня – на доставку обработанного пакета в МФЦ, где их может получить заявитель.

– Риэлторы также жалуются на человеческий фактор: слишком медленно идет прием документов в МФЦ, часто вкрадываются ошибки. Вы согласитесь с этими претензиями?
– Человеческий фактор никто не отменял. Понятно, что специалисты, осваивая новые виды услуг, особенно такие сложные, как регистрация прав собственности на недвижимость, поначалу работают медленнее, чем хотелось бы. Но постепенно приобретают опыт. Что касается ошибок, то отдельно по видам услуг мы такую статистику не ведем. Но в целом с января по август этого года мы приняли около двух миллионов пакетов документов. Из них отказано в принятии решений в связи с ошибками, допущенными по вине наших специалистов, менее чем в десяти тысячах случаев. Это меньше половины процента.

– Какие еще государственные услуги, связанные с недвижимостью, можно получить, обратившись в МФЦ?
– Например, для граждан сейчас актуально получение компенсации за гаражи, снесенные в ходе реализации инвестпроектов Санкт-Петербурга. Одни проекты находятся в ведении КУГИ, другие – Комитета по строительству, третьи – Комитета по транспортной инфраструктуре. Человеку подчас трудно разобраться, куда обращаться за денежным возмещением, предусмотренным соответствующим законом Санкт-Петербурга. Можно прийти к нам, мы доставим пакет документов по адресу.

Кроме того, через нас можно получить услуги по участию в городских жилищных программах, которые курирует Жилищный комитет. Всего в городе предоставляется около 300 государственных и муниципальных услуг. В МФЦ предоставляется 250 из них.

– Насколько ваше посредничество повышает стоимость услуги?
– Ни насколько. Мы государственное предприятие, которое ведет некоммерческую деятельность. Мы не берем деньги ни за передачу документов, ни за оформление заявлений (они распечатываются из соответствующей программы), ни даже за ксерокопирование оригиналов документов. Многие петербуржцы путают нас с Единым центром документов (ЕДЦ) на улице Красного Текстильщика. Это действительно коммерческая организация, к нам она никакого отношения не имеет.

– Как будет развиваться сеть МФЦ?
– Сейчас у нас 34 центра (последний открылся на днях во Фрунзенском районе) и три мобильных, которые ездят по удаленным частям Петербурга и помогают особо загруженным МФЦ. До конца 2013 года в Санкт-Петербурге, в соответствии с региональной адресной программой, откроется еще три МФЦ: в Невском районе на Народной улице, в Красногвардейском на проспекте Наставников и в Приморском районе на Туристской улице. В 2014 году предполагается запустить еще порядка 20 центров. В 2015 году должен быть достигнут норматив, установленный постановлением правительства страны: одно окно на пять тысяч жителей. То есть в Санкт-Петербурге должна работать тысяча окон (сейчас – 615). 

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок