Игорь Кокарев, заместитель председателя Жилищного комитета

– Игорь Святославович, расскажите, пожалуйста, насколько успешно реализуются городские программы бюджетной поддержки петербуржцев для покупки жилья.

– В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» можно выделить два основных направления: увеличение доступности приобретения жилья и рост объемов ипотечного кредитования. Как вы знаете, существует соглашение между Петербургом и Министерством регионального развития, в котором определены конкретные параметры. В 2006 году вместо запланированных семи тысяч ипотечных кредитов в Северной столице было выдано более 11 тысяч займов. В этом году, по всем прогнозам, плановые показатели также будут перекрыты.

Жилищный комитет в первую очередь отвечает по обязательствам перед городскими очередниками. И в рамках целевой программы «Развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования» мы уже сейчас обеспечиваем доступность таких ипотечных кредитов для наших очередников. Это достигается за счет предоставления безвозмездных субсидий, которые идут на первоначальный взнос по кредиту. И каждый двенадцатый заемщик в Петербурге в прошлом году был очередником. По данным районных администраций, порядка тысячи семей ежегодно претендуют на субсидии. В 2006 году – в тех пределах, которые были установлены бюджетом, – мы смогли оказать помощь 832 семьям. Причем, если бы не произошла корректировка целевой программы, это число уменьшилось бы почти вдвое. Но городское правительство изыскало резервы, и к изначально выделенным 300 миллионам рублей было добавлено еще 100 миллионов.

– Другая целевая программа – «Молодежи – доступное жилье». По ней граждане за счет государственной поддержки приобретают жилье в рассрочку по фиксированной цене. Насколько программа востребована?

– По этой программе на сегодняшний день около трех тысяч семей подали заявления и соответствуют условиям участия. В прошлом году ею смогли воспользоваться 284 молодые семьи.

И третья программа, стартовавшая в прошлом году, направлена на поддержку работников бюджетной сферы. В ней предусмотрен механизм закрепления высококвалифицированных кадров на рабочих местах в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания населения. Если участники этой программы не меняют в течение всего срока действия рассрочки места работы, то на последнем году им еще прощается 20% стоимости жилья.

По поручению губернатора Петербурга мы разработали новую концепцию жилищной политики, в рамках которой будут улучшены жилищные условия 70,5 тысячам очередников.

Сегодня на учете в городской очереди стоят 272 тысячи семей. И губернатором поставлена конкретная задача: в течение ближайших пяти лет существенно сократить и число нуждающихся, и время пребывания в очереди. Необходимо повысить эффективность реализации действующих программ и предложить новые инструменты.

– Вы говорите о программе жилищных сертификатов?

– И не только о ней. К 2011 году комплекс мероприятий должен позволить расселить весь имеющийся ветхий и аварийный фонд (а это – более миллиона квадратных метров) и обеспечить жильем льготные категории очередников, их около 40 тысяч семей. Всего же за ближайшие пять лет городская очередь сократится больше чем на 50%.

В отношении целевой программы «Жилищные сертификаты Санкт-Петербурга», которая оформляется в виде законопроекта, должен сказать, что она предполагает государственное содействие в предоставлении семьям очередников жилищных сертификатов на приобретение дополнительной общей площади жилья, необходимой для обеспечения по установленным нормам.

– Проблема расселения коммунальные квартир для Северной столицы является необычайно острой. Даже общее число коммуналок в городе мало кому известно: разные ведомства оперируют различными данными.

– Я доверяю статистике Жилищного комитета, поскольку вся информация стекается именно к нам. На 1 апреля 2007 года жилищный фонд коммунального заселения составлял 118 350 квартир. Только за первый квартал этого года он уменьшился почти на две тысячи. Расселение коммунальных квартир осуществляется за счет предоставления освободившихся комнат (по договорам социального найма и купли-продажи), перераспределения жилых помещений и реализации вышеупомянутых программ. Конечно, свою лепту вносят и риэлторские компании, но надо понимать, что сливки на этом рынке уже давно сняты.

Сейчас мы подготовили целевую программу «Расселение коммунальных квартир», которая к 2011 году позволит улучшить жилищные условия 56,5 тысячам семей, из них 40,5 тысяч – городские очередники.

В чем здесь главная проблема? Приходит инвестор в квартиру в исторической части города. Говорит: квартира мне интересна, я готов ее выкупить. И каждый в отдельности из проживающих в комнатах начинает выдвигать такие требования, что не только о прибыльности, а даже о рентабельности нельзя и думать. Мы готовы каждую семью субсидировать – при условии, что все семьи в этой квартире договорятся с конкретным инвестором. При этом инвестором может быть и городская администрация, и коммерческая структура. Если все коммунальные жильцы с этим инвестором договорятся, то город предоставит соответствующие субсидии.

– Кроме этого год назад было подписано соглашение между Жилищным комитетом и Северо-Западным банком Сбербанка России, согласно которому очередники за счет средств ипотечного кредита получили возможность выкупить комнаты у соседей – если в итоге квартира становится отдельной. Каковы промежуточные результаты?

– На сегодня благодаря этому соглашению 12 семей превратили свои коммуналки в отдельные квартиры. А всего в 2006 году в рамках программы ипотечного кредитования расселено 128 коммунальных квартир.

– Программы по расселению коммуналок и жилищным сертификатам начнут реализовываться только с 2008 года?

– Мы предполагаем, что в конце мая на заседании городского правительства будут рассмотрены как две новые программы, так и три действующие, которые подверглись актуализации. Поскольку речь идет о целевых программах, предусматривающих бюджетное финансирование, все они должны быть приняты в виде законов Петербурга.

– После прошлогоднего витка цен на рынке недвижимости актуален вопрос о среднем размере субсидий.

– Согласно законодательству федеральный бюджет несет обязательства перед ветеранами, инвалидами, гражданами, уволенными с военной службы, выезжающими с районов Крайнего Севера, вынужденными переселенцами и участниками ликвидации радиационных аварий. По ветеранам и инвалидам есть федеральные законы. Им предоставляются субсидии из федеральной казны. К сожалению, если в семье есть ветеран или инвалид, то только этот очередник получает средства – из расчета около 28 тысяч рублей за квадратный метр. Наш городской бюджет пошел дальше. Членам семей, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 312 от 28.03.2006 «О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений», которые являются очередниками, но не имеют права на льготы, мы даем свои субсидии, исходя из данных, которые ежеквартально предоставляет ГУИОН (на второй квартал этого года – $2490 по курсу Центробанка).

В первом квартале 2007 года средний размер субсидии, получаемой городскими очередниками за счет средств петербургского бюджета, составил 826 748 рублей.

Для других категорий, которые не определены федеральным законодательством, но по которым есть обязательства, мы предоставляем субсидию на приобретение жилья – любым городским очередникам, но приоритетное право имеют многодетные семьи (в которых трое и более несовершеннолетних детей), реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий. За 2006 год и первый квартал 2007-го субсидии предоставлены более 3600 семей городских очередников.

– Горожанам пока еще трудно привыкнуть к мысли, что время бесплатного жилья для всех закончилось и что помощь в решении жилищных проблем теперь оказывается выборочно.

– Большой массив очередников неоднороден, в самое ближайшее время мы планируем провести инвентаризацию. Сегодня мы проверяем потенциального обладателя субсидии только в тот момент, когда дело касается возможности оказания содействия. И очень многим приходится отказывать, поскольку выясняется, что у членов семьи есть еще какая-то жилплощадь в собственности. Либо оказывается, что имущественный статус очередников достаточно высок для того, чтобы решать свои жилищные проблемы самостоятельно. Теперь намечена системная проверка всей городской очереди. По нашим расчетам, с учета будут сняты около 30 тысяч семей.

Для льготных категорий граждан, для тех, кто проживает в аварийном фонде, государство сделает все возможное. Будут увеличены объемы строительства за счет городского бюджета (заказчиком по этим объектам выступает Комитет по строительству), предусмотрены средства на субсидии и так далее. Но надо понимать, что возможности государства не беспредельны, и расходоваться деньги будут только на улучшение жилищных условий социально незащищенных слоев населения.

– «Бюллетень Недвижимости», как известно, ежемесячно проводит выставки-семинары «Ипотека. Доступно и комфортно», на которые может прийти каждый петербуржец. На ваш взгляд, насколько эффективна такая форма информационной поддержки приоритетного национального проекта?

– Семинары, безусловно, необходимы. Мы помним, что совсем недавно, когда только запускалась программа субсидий по ипотечному кредитованию, продавцы жилья не хотели иметь дело с ипотекой. Надо было убедить людей, что данная схема технологична, что в конечном итоге продавец получает свои деньги так же быстро, как и при прямой продаже. Сегодня этот механизм становится все более и более доступным. Информирование жителей, в том числе и очередников, можно только приветствовать, и администрация Петербурга будет всемерно поддерживать подобные инициативы. Увы, зачастую граждане просто не знают о том, какие возможности по улучшению жилищных условий они имеют и какие усилия прилагает в данном направлении городская власть.

Досье БН

Игорь Святославович Кокарев родился в Ленинграде в 1969 году. Окончил Санкт-Петербургский государственный морской университет, Академию государственной службы, юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Доктор экономики.

С 1999 года работает в администрации Санкт-Петербурга. С 2001 года – начальник отдела целевых программ Комитета по жилищной политике. В 2005 году – и. о. заместителя председателя Жилищного комитета. С 2006 года по настоящее время – заместитель председателя Жилищного комитета.

Текст: Игорь Воронин    Фото: из личного архива Игоря Кокарева