– Мария Константиновна, этим летом городские власти пообещали начать выплаты компенсаций владельцам снесенных гаражей. Сколько обращений уже поступило от граждан?
– С начала действия городского закона и подготовленного КУГИ постановления, утвердившего механизм и порядок выплат компенсаций, к нам уже обратились более 2,5 тысячи петербуржцев. И это только в так называемый отпускной сезон, когда большинство граждан находились на отдыхе. Поэтому мы ожидаем, что пик обращений придется на сентябрь-октябрь. Сколько точно будет заявлений, сказать пока сложно. Но в своих расчетах мы ориентируемся на количество снесенных гаражей. Больше всего их было демонтировано в Выборгском районе – 13 тысяч, в Московском районе – более 2 тысяч, в Кировском – 700, в Калининском – около 150. Так что цифры могут быть очень внушительными. Осуществить полную выплату компенсации всем заявителям мы планируем в течение двух лет, в 2014-2015 годах.

Ежегодно для исполнения взятых городом обязательств перед владельцами снесенных гаражей необходимо 400 млн руб., но пока на эти цели в проекте бюджета города на 2014 год предполагается заложить лишь 200 млн, хотя мы продолжаем настаивать на первоначальной сумме.

– Сколько времени потребуется на оформление заявления и каков будет средний размер компенсаций?
– Срок предоставления государственной услуги составляет 63 дня со дня регистрации заявления. Документы следует подавать в городские многофункциональные центры (МФЦ). На основании материалов, поступивших из МФЦ, КУГИ будет готовить соответствующие распоряжения о выплате средств. Деньги перечислят гражданам на указанные ими банковские счета. Размер компенсации будет зависеть от типа гаража, его расположения, срока эксплуатации.

Так, минимальный размер компенсации для металлического гаража составит около 20 тыс. руб., для железобетонного – 50 тыс., для кирпичного – 52 тыс. руб.

На сегодняшний день в нашем комитете на стадии подписания находятся более 200 распоряжений о выделении средств. Первые выплаты планируем осуществить до конца сентября этого года.

– Сейчас КУГИ готовит механизм взаимодействия с девелоперами в части строительства и безвозмездной передачи на баланс Петербурга детских садов и школ. Значит ли это, что город полностью отказался от идеи выкупа социальных объектов у застройщиков?
– Нет, это не так. Город по-прежнему будет выкупать детские сады и школы. Но только у двух категорий застройщиков. Во-первых, у тех, кто участвует в инициированных городом проектах комплексного освоения территорий (КОТ). Это, например, «Северная долина». Во-вторых, – у девелоперов, осуществляющих точечную застройку и готовых возводить садики и школы за свой счет. Мы понимаем, что наполнение социальной инфраструктурой таких территорий – это обязанность Петербурга, а не инвесторов. Так, на выкуп семи детских садов в городском бюджете на 2014 год заложено 800 млн руб. Объекты будут располагаться в самых разных районах – Выборгском, Московском, Фрунзенском и др.

Остальные застройщики могут воспользоваться механизмом безвозмездной передачи объектов. Мы считаем вполне справедливым, что на территориях, находящихся в частной собственности, где планируется массовое жилищное строительство, инвесторы должны сами озаботиться возведением и содержанием необходимой социальной инфраструктуры.

С девелопером, который захочет передать объект городу, мы будем заключать соглашение с указанием конкретных сроков сдачи детского сада или школы. Если инвестор нарушит условия договоренностей, то ему придется заплатить крупные штрафы.

Сейчас мы заключили шесть первых соглашений с инвесторами о передаче социальных объектов – они должны быть построены в конце 2014 года. Одновременно осуществляется подготовка и согласование основных условий еще примерно по 15 соглашениям. По нашим расчетам, затраты инвесторов на возведение детских садов и школ составляют около 5-10% от общей стоимости жилищных проектов, так что не думаю, что новый механизм приведет к существенному росту цен на жилье.

– С кем из застройщиков уже имеются договоренности о передаче объектов в собственность?
– Это, например, ЗАО «Северный город», ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург», ЗАО «Лемминкяйнен Рус», ООО «ГДСК».

– Еще одна инициатива КУГИ – подготовка федерального законопроекта для реализации программы сохранения и развития исторического центра. Этот документ уже вызвал критику у градозащитников и депутатов Законодательного Собрания. В частности, депутат Вишневский уверен, что законопроект направлен против жителей центра, чьи дома попали в программу…
– Да, действительно, рабочая группа при КУГИ подготовила соответствующий федеральный законопроект. Документ разрабатывался достаточно долго, и пока депутат Борис Вишневский не обратил на него внимание, никто не находил ничего скандального в инициативе городских властей. Более того, мы проводили консультации с парламентарием Алексеем Ковалевым, который изначально входил в состав нашей рабочей группы. Он изучил документ и не нашел там ничего крамольного. Я прочла много публикаций, посвященных этому законопроекту, и вынуждена констатировать, что критикуют, видимо, те, кто невнимательно ознакомился с текстом. Мы хотели всего лишь разработать четкий и понятный механизм обеспечения маневренным фондом тех собственников, которые захотят участвовать в программе. Сейчас Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует предоставление временного жилья только тем, кто снимает комнаты и квартиры по социальному найму. В тексте законопроекта нет положений, которые бы насильственно лишали владельцев жилья прав собственности или принуждали бы продавать имущество. Поскольку документ вызвал у общественности достаточно бурную реакцию, уже в ближайшее время мы планируем опубликовать проект на нашем сайте.

– Критики законопроекта ссылаются на положение, согласно которому в случае если дом будет признан аварийным, а собственники откажутся участвовать в программе, то их обяжут за свой счет снести здание в течение года. Действительно ли такая норма содержится в подготовленном КУГИ документе?
– На самом деле, это не наша новелла, а калька с действующих положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Если многоквартирный дом признан аварийным, то собственники жилых и нежилых помещений должны принять решение о проведении работ, устраняющих аварийность и осуществить эти работы. Если дело дошло до сноса, то владельцам квартир государство либо выплатит компенсации, либо предоставит аналогичные помещения в других домах. Напомню, что по закону собственники несут ответственность за техническое состояние дома.

Так что мы не придумывали никаких ноу-хау. Дома в центральных районах и сейчас включаются в городские программы расселения ветхого и аварийного фонда. В таких домах тоже много квартир, которые находятся в частной собственности. Иногда, по взаимному согласию с владельцами, мы предоставляем компенсации либо аналогичные по площади помещения. Бывают и случаи, когда собственники подают на нас в суд, пытаясь оспорить факт признания дома аварийным.

Такой же механизм предусмотрен и для программы сохранения и развития центра... Разбирательство подобных дел в среднем длится около восьми месяцев. В основном суды встают на сторону органов государственной власти. Случаи положительных решений в пользу граждан – единичны.

– По каким нормативам будет предоставляться жилье в маневренном фонде?
– Сейчас мы как раз прорабатываем этот вопрос с Жилищным комитетом. По моему мнению, жилье в маневренном фонде должно предоставляться и собственникам, и нанимателям по социальным нормам, то есть – по 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи и 33 кв. м для одиноко проживающего человека. Стандарты проживания на время проведения капитального ремонта домов, наверное, должны быть для всех одинаковыми. Впрочем, решающее слово останется за Жилищным комитетом.

– Получается, что двум собственникам, проживающим сейчас в квартире площадью 70 кв. м, в маневренном фонде могут предоставить лишь 36 «квадратов» общей площади?
– Если будут приняты наши положения, то да. Но никто не говорит, что граждане навсегда останутся проживать в маневренном фонде. По истечении капремонта граждане получат не просто отремонтированную квартиру, но и качественно реконструированные парадные, коммуникации. На мой взгляд, ради этого собственникам стоит потерпеть.

– Если владельцы квартир откажутся переезжать в маневренный фонд и захотят получить компенсации, каким образом будут рассчитываться суммы выплат?
– Выплаты будут определяться на основании отчетов независимых оценщиков о рыночной стоимости объектов. Сейчас в Петербурге уже сформирован профессиональный штат таких экспертов. Механизм выплат опробован и работает, как я уже говорила, при расселении аварийных домов в центре.

– Действительно ли власти хотят установить приоритетное право города по выкупу квартир в домах, включенных в программу?
– Да. Приоритетное право начнет действовать после того, как законопроект будет одобрен Государственной Думой и подписан Президентом Российской Федерации. Вплоть до окончания сроков реализации программы, то есть 2017 года, город сможет приобретать квартиры у граждан в первоочередном порядке. Как я уже отмечала, стоимость выкупа будет рассчитана на основании рыночной цены объекта. Сейчас подготовка поправок к федеральному законопроекту еще продолжается. И мы готовы принимать и рассматривать все предложения, которые будут учтены и оформлены в окончательном варианте. Нам не нужен неработающий документ или закон, который можно толковать двояко. Так что у Бориса Вишневского и других критиков проекта еще есть возможность внести свои предложения.

– Недавно в СМИ появилась информация, что КУГИ и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга могут объединить. Соответствует ли действительности эта информация?
– Я и мои коллеги с интересом прочитали эту информацию. Нет, объединение двух ведомств пока не планируется. Хотя модернизировать и оптимизировать работу КУГИ мы, конечно, планируем.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: КУГИ