Подарки судьбы, особенно имеющие значительную материальную ценность, любят все. Правда, некоторые из них, а именно получение наследства, порой не слишком радуют. Поскольку идут в комплекте со скорбью по близким и грустными мыслями о бренности бытия. Теперь, благодаря сравнительно новой третьей части Гражданского кодекса, круг потенциальных наследников существенно расширился. Гуманность такого подхода трудно переоценить. Если раньше предусматривалось наследование по закону только ближайшими родственниками, а при отсутствии таковых и завещания в пользу кого-либо, наследником становилось государство, то теперь не забыты даже двоюродные правнуки и пасынки! Закон позаботился о закреплении родственных связей не только по вертикали, но и по горизонтали.

Государство скромно стоит восьмым в очереди — за всеми родственниками.

Не будем забывать - приоритет все же отдается наследованию по завещанию. Статья 1111 ГК РФ гласит: «Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не отменено завеща­нием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом». Попробуем вместе разобраться в хитросплетениях родственных очередей при дележе имущества, владелец коего покинул сей мир, не озаботившись составлением завещания, а также в пресловутых «иных случаях».

По порядку номеров — рассчитайсь!

Для начала необходимо остудить горячие головы, решившие, что после кончины двоюродного дядюшки им обязательно «отломится». Такое чудо произойдет, только если у покойного не окажется более близких родственников. «Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей... либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались...» — записано в п. 1 ст. 1141 ГК РФ. Появляться в конторе нотариуса, уполномоченного вести наследственные дела по месту последней регистрации (прописки) наследодателя, целесообразно только в порядке строгой очередности, определенной степенью семейной близости.

Прежде остальных заявление о готовности вступить в права наследования примут у детей, супруга и родителей наследодателя — именно они относятся к первой очереди. С ними за компанию отправятся к нотариусу и внуки, в случае если их родители — дети в бозе почившего — сами не дожили до момента открытия наследства. Они получат причитавшуюся покойным родителям долю «по праву представления» (ст. 1142, 1146 ГК РФ) при условии, что те не были лишены наследодателем наследства.

Остальные внуки и внучки, бабушки и дедушки, братья и сестры (в том числе неполнородные, то есть имеющие одного общего родителя) предъявят свои права во вторую очередь — при отсутствии первой. Племянники присоединятся к ним только по праву представления.

Раньше на этих степенях родства ставилась жирная точка, и считалось, что после них ближе, чем родное государство, у покойного никого нет. Незавещанное имущество при отсутствии указанных выше родственников становилось «выморочным», то есть переходило в собственность великой и могучей страны, способствуя дальнейшему подъему ее материального благосостояния. Теперь России до этого счастья «колесом вертеть» — дяди и тети (а если их нет в живых — кузины и кузены) становятся наследниками третьей очереди. Четвертая очередь — геронтологическая, к ней относятся прадедушки и прабабушки.

Пятая очередь — «родственники четвертой степени родства» — дети родных племянниц и племянников наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек. У вас голова не пошла кругом? А ведь это не предел. Не забыты законом интересы детей двоюродных внуков и внучек (двою­родных правнуков), детей двоюродных братьев и сестер (двоюродных племянников), а также детей двоюродных бабушек и дедушек — правда, в шестую очередь. И, наконец, «седьмая вода» — это бедная Золушка (и заодно ее противная мачеха). Падчерицы, пасынки, мачеха и отчим наследуют, если нет наследников предшествующих шести очередей.

Если в составе «призываемой очереди» наследников по закону кто-то еще пребывает в эмбриональном периоде, остальные обязаны подождать его появления на свет и только после этого «делить пирог». «При наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника», — говорится в ст. 1166 ГК РФ. Прекрасный сюжет для мелодрамы с сюрпризами в духе мексиканских сериалов…

Делиться надо!

Закон защищает интересы опреде­ленного круга лиц независимо от воле­изъявления наследодателя, выраженного в завещании­, гарантируя им право на обязательную долю в наследстве. Если за­вещание было составлено после 1 марта 2002 года, «несовершеннолетние и не­трудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы... наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону» (ст. 1149 ГК РФ).

К нетрудоспособным относится любой супруг или родитель, достигший пенсионного возраста (55 лет — для женщин, 60 — для мужчин) либо не имеющий возможности работать в силу инвалидности. На первый взгляд это весьма гуманная практика. Пожилые родители, потерявшие единственного сына, и его несовершеннолетние дети от предыдущего брака все равно получат некоторую материальную поддержку. Даже если составлено завещание только в пользу нынешней супруги. Но гуманность не всегда означает справедливость.

Точно так же законно наследует свою долю в правах на квартиру погибшей дочери (даже при наличии завещания в пользу ее детей) ее престарелый папуля-алкоголик (в жизни не плативший алиментов, но не лишенный родительских прав). Беспардонно влезет в качестве сособственника на кооперативную жилплощадь (где членом ЖСК числился отец, а жили и выплачивали пай его дети) ушлая вдовица, пробывшая законной супругою всего ничего, зато числящаяся по документам нетрудоспособным иждивенцем. Увы, находятся желающие урвать совершенно не положенный им, с этической точки зрения, кусок — на вполне законном основании. Во всем бывают издержки. Но при отсутствии завещания их доля становится вдвое больше! Поэтому, имея таких «обязательных» наследничков, лучше все-таки дойти до нотариуса и оформить завещание — на всякий случай — в пользу тех, чьи интересы нас особенно волнуют.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Обязательными наследниками по закону могут стать также лица, не связанные кровными узами с умершим и не указанные в завещании. Если они, в соответствии со ст. 1148 ГК РФ, на момент «открытия наследства являлись нетрудо­способными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним».

Приютив чужого подростка (после пронзительного письма старинных друзей — выручай, мол, у племяша в деревне школу закрыли, а ребенок способный, в институт хочет поступать) или подругу мамы (чтобы та не скучала, коротая время с компаньонкой), благодетель и не подозревает, что список претендентов на его имущество расширился. Ведь по закону эти лица оказываются нашими наследниками наравне с близкими родственниками. Правда, доказывать свои права им придется через суд. Но внешне беспомощные люди (а чаще их заинтересованные представители) могут оказаться «железобетонными» в борьбе за свои права. Проиллюстрировав сомнительную на первый взгляд сентенцию «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным».

Очень важно придерживать эмоции и тщательно взвешивать все «за» и «против» в ситуациях, связанных с усыновлением или лишением родительских прав. Ибо в соответствии со ст. 1147 ГК РФ «при наследовании по закону усыновленный и его потомство... приравниваются к родственникам по происхо­ждению (кровным родственникам)» и «не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению».

Например: мать развелась с отцом ребенка — наркоманом. Считает, что лучше лишить биологического папашу родительских прав (алиментов все равно не платит). Снова выходит замуж. Новый супруг – провинциал, своего жилья нет, пришел к жене в коммуналку. Но готов усыновить ребенка, подтверждая серьезность своих намерений и чувств. А у бабушки по отцу — отдельная квартира. Причем ребенок – ее единственный внук и наследник (в случае, если бабушка переживет беспутного папашу). Между тем лишение отца родительских прав лишит и внука возможности получить наследство от бабушки.

Абстрактное наследство 

Распространенная ситуация с появлением нежданных наследников возникает, когда квартира была приватизирована в общую совместную собственность: без выделения долей каждого участника приватизации. Такой подход широко практиковался в первой половине 1990-х. Причем агентства приватизации не предупреждали никого о возможных последствиях. Поэтому в ряде случаев происходило следующее. Приватизировали жилье на семью: бабушка, дочка с мужем, внучка. Бабушка завещания не составляла: раз все общее — пока на четверых, значит, казалось, в случае чего и останется общим — но уже на троих.

А после смерти старушки объявляется ее сынок. Много лет он не вспоминал о маме, пока не стал таким же законным ее наследником, как и сестра. Из квартиры выделяется вполне конкретная бабушкина доля, которая и делится между ее детьми поровну (если у блудного братца не проснется совесть, и он не откажется от наследства).

Бывает, что граждане — вольно или невольно — скрывают от нотариуса существование других наследников, имеющих равные с ними права. Например, мужчина утверждает, что он — единственный сын покойной. Однако выясняется, что это полуправда. Истина же в том, что он является единственным живым ребенком своей матери: его сестра скончалась ранее, оставив двоих детей. И по праву представления они должны наследовать ее законную половину. Когда истинное положение дел откроется, свидетельство о праве на наследство легко может быть оспорено в суде.

Текст: Татьяна Родионова