Рекламируя строящиеся жилые комплексы, застройщики нередко обещают будущим жильцам все земные блага, включая детский сад и школу в шаговой доступности. Но, как правило, забывают сообщить о том, кто, за какие средства и в какие сроки построит эти социальные объекты.

Новоселы въезжают в свои квартиры и сталкиваются с неприятным сюрпризом: образовательных учреждений в новом микрорайоне либо нет вообще, либо они есть, но только частные, за соответствующую плату. Реакция населения предсказуема: жители собирают подписи под коллективными письмами, тормошат чиновников районных и региональных администраций. Те отвечают привычным «в бюджете нет средств», страсти накаляются.

Конфликтную ситуацию можно было предотвратить элементарным способом – обеспечив максимальную открытость и доступность информации о строительстве школ и детских садов в ближайшие три года (исходя из того, что регионы перешли к трехлетнему бюджетному планированию). Потенциальные покупатели, опираясь на официальную информацию Комитета по строительству, а не на рекламные обещания отделов продаж компаний-застройщиков, смогли бы принять взвешенное решение: подходит ли им жизнь в квартале без образовательных учреждений или лучше подобрать другое жилье.

Но, как выяснилось, банальный «рецепт» сложно применим в сегодняшней действительности. На то, чтобы получить в комитетах по строительству Санкт-Петербурга и Ленинградской области в общем-то открытые сведения о расположении будущих садиков и школ, корреспонденту БН потребовалось более месяца. «Выжатые» из чиновников данные оказались, увы, не исчерпывающими. Тем не менее мы решили поделиться собранными сведениями с читателями.

Петербург строит мало
В Петербурге остро не хватает мест в детских дошкольных учреждениях (ДДУ): на конец 2012 года городская очередь превысила 11 тысяч человек. За парту пока пускают всех, но школы в некоторых районах сильно перегружены. По данным городского Комитета по образованию, в Пушкинском районе необходимо построить 15 детских садов и три школы, в Красносельском – 14 детских садов и две школы, в Выборгском – пять детсадов и три школы, в Невском – три детсада и одну школу.

Одним из основных способов пополнения дефицита образовательных учреждений вплоть до этого года было строительство за счет бюджета – как на городских землях, так и на участках, безвозмездно переданных застройщиками. Но сегодня город строит мало и медленно. В 2011 году было введено в эксплуатацию 18 детских садов, в 2012-м – из запланированных 11 ДДУ построено только шесть. В этом году количество объектов, строящихся за счет бюджета, еще сократилось: вместо 13 дошкольных учреждений, предусмотренных в «Программе строительства и реконструкции детских садов на 2011-2016 годы», город ограничится четырьмя (см. таблицу 1).

О планах на 2014 год и далее городской Комитет по строительству предпочел умолчать. Оно понятно – слишком часто планы расходятся с реальностью. В 2012 году комитет освоил только половину утвержденного бюджета, в первом полугодии 2013-го – около 14%. Такими темпами не удается выполнить не только упомянутую перспективную пятилетнюю программу, но и ежегодно утверждаемую в рамках бюджета адресную инвестиционную программу с перечнем объектов и предусмотренными объемами финансирования.

Кое-что о дальнейших планах бюджетного строительства социальной инфраструктуры удалось узнать в Комитете по управлению городским имуществом. Как сообщили в КУГИ, с начала 2013 года заключены три соглашения со строительными компаниями о передаче городу земельных участков для строительства пяти ДДУ и четырех школ (см. таблицу 2). Город заявил о намерении построить «социалку» за бюджетные средства, и это хороший знак. Но воплощение планов в жизнь может затянуться очень надолго. К примеру, жильцы первой очереди ЖК «Юбилейный квартал» от компании «ЛенспецСМУ» в аналогичной ситуации ждали открытия садика почти три года.

Активизация застройщиков
Другие механизмы обеспечения новых ЖК социальными объектами предполагают финансовое участие застройщиков. Первый – государственно-частное партнерство – был апробирован в микрорайоне «Славянка». В 2011 году компания «Балтрос» построила по ГЧП первую в Петербурге (да и в России) школу. В этом году получила разрешение на строительство еще шести объектов. Но схема не получила широкого распространения. В том числе потому, что выкуп построенного здания в течение десяти лет повышает затраты бюджета на 10-20%.

Выкупать по себестоимости, но сразу, городские власти тоже особо не стремятся. В конце прошлого года они обозначили свою позицию: за счет средств бюджета будут приобретаться социальные объекты только на тех территориях, развитие которых приоритетно для Петербурга. К таким проектам относится, к примеру, ЖК «Северная долина» от компании «Главстрой СПб». Но и тут не все просто: жители нового района больше года ждали ввода уже построенного детского сада, так как город не спешил расплатиться с застройщиком. Правительство Петербурга придерживается в этом вопросе «политики неопределенности» и старается заранее не давать твердых обещаний. Нам, увы, также не удалось выяснить, у кого из застройщиков в ближайшие годы детские сады и школы будут выкуплены наверняка. В КУГИ сообщили только, что на выкуп семи детских садов в Выборгском, Московском, Фрунзенском районах в городском бюджете на 2014 года предполагается выделить 800 млн руб.

С этого года власти внедряют новую практику – строительные компании, застраивающие новые территории (кроме признанных приоритетными) отныне будут дарить городу детские сады и школы. Как сообщили в КУГИ, по состоянию на сентябрь 2013 заключено пять соглашений, предусматривающих безвозмездную передачу в собственность Петербурга десять детских садов и пять школ (см. таблицу 3). Готовятся соглашения еще с 15 инвесторами. На эти сведения потенциальные покупатели новостроек могут смело ориентироваться. Застройщики, связанные такими обязательствами, сдадут «социалку» в срок. Городу не придется изыскивать деньги в бюджете – он просто примет объекты на баланс. Вероятность своевременного ввода садиков и школ в таких проектах наиболее высока.

Ленобласть приглашает к сотрудничеству
Наиболее острый дефицит социальной инфраструктуры в Ленинградской области сложился в местах бурной застройки, на границе с Петербургом. По количеству проблемных территорий лидирует Всеволожский район, на долю которого приходится около 40% многоэтажного строительства в Ленобласти. В районе выделились локации с особо плотной концентрацией строящихся объектов: это территория деревень и поселков Мурино, Новое Девяткино, Кудрово, Бугры, Янино.

За счет средств бюджета область, как и город, строит немного. Как сообщили в областном Комитете по строительству, в 2013 году предполагается сдать 12 соцобъектов (восемь детских садов и четыре школы). А в 2014-м – всего четыре (два садика и две школы). На интересующих петербургских покупателей территориях будет построен единственный объект: в следующем году планируют ввести в эксплуатацию детский сад на 210 мест в Новом Девяткино. В основном за счет областного бюджета развивают социальную инфраструктуру в удаленных от Петербурга районах – Подпорожье, Шлиссельбурге, Волхове, Выборге, Лодейном Поле, Усть-Луге.

Правительство Ленинградской области с этого года внедряет новый механизм привлечения финансирования строительства «социалки» в местах активной застройки. В рамках программы «Социальные объекты в обмен на налоги» администрация региона обещает застройщикам компенсировать расходы на создание социальных объектов в размере 70% уплаченных в областной бюджет налогов. В 2012 году по этой схеме уже был выкуплен детский сад в Новом Девяткине, построенный компанией «Арсенал-Недвижимость».

С начала 2013-го по этой программе было заложено три детских сада. В 2014-2015 годах планируется строительство трех школ в деревне Кудрово и двух – в поселке Мурино (см. таблицу 4). Как сообщили в пресс-службе вице-губернатора Георгия Богачева, всего в 2014-2018 годах предполагается построить пяти школ и 12 детских садов. Ориентировочно объем средств, необходимых на выкуп этих объектов, составит 3,3 млрд. руб.

Риски, что намеченное в рамках программы не будет выполнено, безусловно, меньшие, чем при обычном строительстве за счет бюджета. Но они все-таки есть. Застройщики высказывают опасения, что уплаченных ими налогов может не хватить на выкуп, к примеру, большой школы, построенной по современному проекту. В таком случае жители микрорайона могут вместо обещанного государственного образовательного учреждения получить частный детский сад или школу с платным обучением.

Таблица 1
Объекты образования, построенные/реконструированные (планируемые к вводу) за счет бюджета Санкт-Петербурга, 2013 год

Объект Адрес
Школа Московский р-н,  5-й Предпортовый проезд, уч. 4 (северо-восточнее пересечения с Предпортовой ул., кв. 87)
Школа Приморский р-н; СПЧ, кв. 55, к.13
Школа Красносельский р-н, ЮЗПЧ, кв. 20, к. 15
Школа Красносельский р-н, ЮЗПЧ, кв. 20, к. 17
д/сад Фрунзенский р-н, ул. Турку, д.28
д/сад Пушкинский р-н, пос. Шушары, Московское ш., уч. 761
д/сад Выборгский р-н, Шувалово-Озерки, кв. 25А, уч. 19
д/сад Красносельский р-н, ЮЗПЧ, кв. 20, к. 19

Источник: Комитет по строительству Санкт-Петербурга

Таблица 2
Соглашения о безвозмездной передаче земельных участков Санкт-Петербургу под строительство социальных объектов, заключенные в 2013 году

компания объект адрес
ООО «ГДСК» школа, 300 мест пр. Маршала Блюхера, д. 12, лит. АУ
ООО «ГДСК» школа, 1375 мест пр. Маршала Блюхера, д. 12, лит. ГО
ООО «ГДСК» д/сад, 180 мест пр. Маршала Блюхера, д. 12, лит. Л
ООО «ГДСК» д/сад, 220 мест пр. Маршала Блюхера, д. 12, лит. БС
ООО «ГДСК» школа, 550 мест Московское ш., д. 3, лит. Д
ООО «ГДСК» д/сад, 140 мест Московское ш., д. 3, лит. З
ООО «ГДСК» школа, 825 мест территория предприятия «Ручьи», уч.11
ООО «ГДСК» д/сад, 240 мест территория предприятия «Ручьи», уч.11
ООО «ГДСК» д/сад, 240 мест территория предприятия «Ручьи», уч.11

Источник: КУГИ Санкт-Петербурга

Таблица 3
Соглашения о безвозмездной передаче Санкт-Петербургу социальных объектов вместе с земельными участками, заключенные в 2013 году

компания

объект

адрес

ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург»

встроенный д/сад

территория, ограниченная Смольным пр., Синопской наб., Тульской ул., ул. Бонч-Бруевича

ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург», ЗАО «Лемминкяйнен Рус»

д/сад, 60 мест

пр. КИМа, д.1, лит. О

ООО «Новые кварталы Петергофа», ООО «Абсолют строй сервис», ООО «Охтинский Разлив», ООО «Квест»*

д/сад, 170 мест

д/сад, 110 мест

д/сад, 40 мест

д/сад, 40 мест

д/сад, 40 мест

школа, 1000 мест

школа, 550 мест

школа, 550 мест

территория в г. Петергофе в Петродворцовом р-не, ограниченная ж/д, Ропшинским ш.,Ольгинским ш.,ул. Лузино, Парковой ул.

ЗАО «Северный город»

д/сад, 110 мест

школа, 300 мест

территория в Невском р-не, ограниченная пр. Александровской Фермы, Тихой ул. и проектируемыми проездами

ЗАО «Северный город»

д/сад, 80 мест

д/сад, 140 мест

школа, 825 мест

территория в Приморском р-не, ограниченная пр. Королева, продолжением Нижне-Каменской ул. и проектируемыми улицами

*Соглашение предусматривает компенсацию расходов только ООО «Квест»

Источник: КУГИ Санкт-Петербурга

Таблица 4
Объекты, строящиеся и запланированные в рамках программы «Соцобъекты в обмен на налоги»

компания объект местоположение год начала строительства
ГК «ЦДС» д/сад, 110 мест

 

ЛО, Всеволожский р-н, пос. Мурино 2013
ООО «Полис» д/сад, нет данных ЛО, Всеволожский р-н, пос. Мурино 2013
ГК Setl Group д/сад, 110 мест

 

ЛО, Всеволожский р-н, дер. Кудрово 2013
ЗАО «Строительный трест», ООО «Отделстрой» школа, 1600 мест ЛО, Всеволожский р-н, дер. Кудрово 2014
ООО «Полис Групп» школа, 275 мест ЛО, Всеволожский р-н, дер. Кудрово 2014
ГК Setl Group школа, 600 мест ЛО, Всеволожский р-н, дер. Кудрово 2014
ГК «Арсенал-Недвижимость» школа, 1224 мест ЛО, Всеволожский р-н, пос. Мурино 2014
ООО «Петросталь» (филиал ЗАО «УНИСТО») школа, 550 мест ЛО, Всеволожский р-н, пос. Мурино 2015

Источник: Комитет по строительству ЛО

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок