«На сегодняшний день готово уже 35 га намывной территории, на которой разместятся первые причалы, – сообщил Лев Пукшанский. – По проекту предусмотрено оборудовать пять круизных и два паромных. Первые три круизных причала уже строятся, их ввод намечен на лето 2008 года. Тогда же построят первый терминал».

В настоящее время, по словам вице-президента УК «Морской фасад», идет работа над проектом планировки большого участка территории, который должен появиться в течение 2008–2011 годов. Автор разработок – американская компания Gensler, которую УК «Морской фасад» выбрала в качестве международного архитектурного консультанта. Проект уже прошел градостроительный совет. На созданных территориях возведут общественно-деловой центр, жилые кварталы и зоны досуга. Соотношение объемов коммерческой и жилой недвижимости планируется примерно пятьдесят на пятьдесят. Общая площадь образованной территории будет равна 470 га. На 67 га расположится морской пассажирский терминал, 148 га займет жилье, 56 – общественно-деловая застройка. 179 га – земли общего пользования и зеленые насаждения.

Часть территории УК «Морской фасад» намерена застроить самостоятельно, для остальных участков ищут девелоперов. К заключению договоров с ними управляющая компания планирует приступить уже этой осенью.

По мнению Льва Пукшанского, проблем с поиском партнеров не возникнет, поскольку в центре Северной столицы мало участков под застройку, которые к тому же не имели бы ограничений по высотности.

«Сейчас «Морской фасад» – вещь в себе, – считает исполнительный директор ООО «Марис Пропертиз» Максим Михайлов. – Пока на Васильевском острове нормально работает только один мост, проект вряд ли будет пользоваться популярностью у девелоперов. Однако все изменится с введением Западного скоростного диаметра. Ведь ЗСД сделает остров доступным с любой части города. Думаю, больше всего «Морской фасад» подходит для строительства офисных центров и жилья».

Характеристики проекта

Реализацию проекта «Морской фасад» признали одной из приоритетных составляющих транспортной стратегии России до 2020 года. Официальная сметная стоимость создания всего комплекса более $1 млрд, в том числе по объектам федеральной собственности – около $230 млн. Суммы, в которые обойдется строительство, называются лишь ориентировочно. Связано это с отсутствием полного объема изысканий, необходимых для окончательной оценки.

Возведение пассажирского терминала требует инвестиций в размере $200–240 млн. Примерно $200 млн из них – это средства из федерального бюджета Российской Федерации, направляемые на дноуглубительные работы и строительство морского канала. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Реконструкция фарватера, акватории, оборудование пунктов пропуска производятся на средства федеральной казны, а создание намывных земель, возведение зданий и сооружений Морского вокзала – за счет частных инвестиций. Прогнозируемая рентабельность проекта по оценке управляющей компании «Морской фасад» – 21% годовых.

По новой земле пройдет часть Западного скоростного диаметра.

Образование территории в западной части Васильевского острова осуществят в три этапа: первая фаза (центр) – 2008 год, 140 га; вторая фаза (юг) – 2010-й, 150 га; третья фаза (север) – 2011–2012 годы, 180 га. Новые участки создают с помощью технологии гидронамыва. Акватория Финского залива сузится в этом месте примерно на тысячу двести метров.

Текст: Алена Дорохина