Территория МО № 33 «Большая Охта» ограничена Свердловской набережной с запада, шоссе Революции с севера, Окружной железной дорогой с востока и собственно Большой Охтой с юга.

В период послевоенного восстановления Большая Охта начала застраиваться трехэтажными сталинкамиСвоих станций метро в округе нет, ближайшие – «Новочеркасская» и «Ладожская» – расположены на территории соседнего муниципального округа «Малая Охта». Они отделены от Большой Охты «бутылочными горлышками» депрессивных промзон со складами и многочисленными предприятиями автосервиса. Время от времени эти, мягко говоря, не слишком широкие, проезды из-за ремонтов и аварий встают в глухие пробки. Зато до набережной с «открыточными» видами практически от всех точек Большой Охты можно дойти пешком, прогулочным шагом.

До и после Петербурга
Территория сегодняшней Большой Охты обживалась задолго до основания Петербурга, и об этом свидетельствуют данные археологов. Ведь едва ли столь стратегически выгодная территория под прикрытием крепости Ниеншанц, на берегу важнейшей транспортной артерии, Невы, могла быть «берегом пустынных волн».

В переулках между Большеохтинским и Среднеохтинским проспектами встречаются и дореволюционные доходные домаДля дореволюционного Петербурга Большая Охта была окраиной, причем с довольно-таки плотной и хаотичной застройкой. По всей видимости, она напоминала небольшой промышленный городок, где частные деревянные постройки вдоль выходящих к реке улочек перемежались с доходными домами (некоторые такие строения до сих пор сохранились) и дровяными складами. Поезда по Ириновской железной дороге с Охтинского вокзала, который располагался здесь же, на набережной, везли дачников к станциям Всеволожская, Бернгардовка и Мельничный Ручей. В Петербург по железной дороге доставляли не только отдохнувших на свежем воздухе горожан, но и торфяные брикеты, служившие топливом для первых электростанций.

Этот дом на Среднеохтинском проспекте выглядит как сталинский, но «утонувший» центральный корпус явно имеет дореволюционное происхождениеЖители блокадного Ленинграда помнят деревянную застройку Охты. О том, что этот район был городской окраиной, свидетельствует множество маленьких улочек между Среднеохтинским и Большеохтинским проспектами. Послевоенное восстановление территории началось с разборки пострадавших в войну деревянных домов и строительства уютных и не лишенных архитектурной привлекательности сталинских коттеджей. Трехэтажная жилая застройка стартовала с пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Собственно, именно отсюда и имеет смысл начать нашу экскурсию по Большой Охте.

В уютных дворах исторической части Большой Охты дореволюционные дома, облагороженные «сталинским» декором, соседствуют с кирпичными хрущевками 528-й серииВ середине 1950-х годов градостроительный курс сменился: застройку начали укрупнять. По мере продвижения вдоль сталинских кварталов от шоссе Революции к Красногвардейской площади, где сходятся Большеохтинский и Среднеохтинский проспекты, вместо двух- и трехэтажных сталинок уже возводили пятиэтажные. Приглядываясь к линиям «ампирных» фасадов, невозможно не заметить, что они далеко не везде стройные: очевидно, сталинская застройка вобрала в себя и дореволюционные корпуса (их выдает отсутствие цоколей и низкое расположение окон первых этажей).

Причем застройка вдоль магистралей – это все еще классические послевоенные сталинские дома с лепным декором на оштукатуренных и окрашенных в разные оттенки охры фасадах. Но во дворах, внутри кварталов, возводились типовые постройки из силикатного кирпича: типовые неоштукатуренные сталинки (преимущественно серии 1-405), а также вполне приличные и отлично сохранившиеся до сегодняшнего дня кирпичные хрущевки 528-й серии.

Парадная застройка Свердловской набережной сформировалась в период брежневского архитектурного минимализма, но аккуратный ансамбль из трех девятиэтажек стал своего рода визитной карточкой районаВпрочем, сами дворы сталинских кварталов выглядят вполне уютными и ухоженными.

С видом на Смольный
Главная архитектурная доминанта района – комплекс из трех девятиэтажных домов, расположенных на Свердловской набережной, между которыми, в глубине, не «ломая» панорамы набережной, располагаются два двенадцатиэтажных точечных жилых здания. Петербуржцам среднего возраста все эти дома хорошо знакомы: в центральном корпусе располагался универмаг «Юбилей», специализировавшийся на обслуживании новобрачных.

Несмотря на то что строительство комплекса пришлось на период конца 1960 – начала 1970-х годов, когда архитектурные излишества, с которыми начинал бороться Хрущев, были искоренены «как класс», застройка Свердловской набережной хоть и проста, но на удивление тактична по отношению к линиям невских набережных. Известно, что когда Градостроительный совет решил «добавить» к девятиэтажкам десятый этаж, архитектор Александр Васильев, руководитель четвертой мастерской Ленпроекта, в которой, собственно, и создавался проект, добился отмены этого решения.

Самое приличное жилье в «спальных» микрорайонах Большой Охты – четырнадцатиэтажные кирпичные «точки» 528-й серии. Как правило, это дома, которые строились для ЖСКК сожалению, уже в наш – «рыночный» – период жилищного строительства гармоничный ансамбль Свердловской набережной подпортили навязчивой высотной застройкой: панорамные виды на мосты и Смольный собор нынче в цене. Поэтому в живописной излучине Невы, близ пересечения Свердловской набережной и Пискаревского проспекта возводятся офисные здания, а также сразу три многофункциональных жилых комплекса бизнес-класса, а пока идет строительство, в архитектурных кругах ведутся ожесточенные споры о том, как новые здания вписываются в исторический ландшафт.

Панельные ландшафты
Прогулявшись вдоль набережной, отправляемся вглубь. Старая добрая сталинская застройка сохраняется с четной стороны проспекта Металлистов (которая ближе к Неве). Однако по другую его сторону респектабельные городские ландшафты сменяются депрессивными: здесь начинается совсем другая Большая Охта – укрупненные микрорайоны образца середины 1960-х годов.

«Спальные» микрорайоны Большой Охты, в первую очередь квартал, ограниченный проспектом Металлистов, шоссе Революции, проспектом Энергетиков и Большой Пороховской улицей, застроены самыми проблемными пятиэтажными хрущевками серии 1-335, а также неплохими панельными брежневками серий 1-606 и 1-504Д.

Самые проблемные хрущевки 335-й серии: не настолько плохи, чтобы сносить, но и ремонтировать их не спешатО потребительских качествах, а также всех плюсах и минусах двух обозначенных типов домов мы уже не раз писали, поэтому повторяться не будем. Отметим, правда, что панельные хрущевки Большой Охты с точки зрения состояния фасадов, являют собой печальное зрелище и требуют как минимум ремонта. Прежде всего по той причине, что дома серии 1-335, строительство которых велось здесь до 1966 года, признаны своего рода рекордсменами по теплопотерям. Между тем – в отличие от снесенных «первохрущевок» московской серии К-7 – они имеют более или менее крепкий «конструктив» и считаются вполне ремонтопригодными. В результате получилось, что, не попав, как «соседи» с Малой Охты, в пилотные проекты реновации хрущевок, большеохтинские пятиэтажки оказались в «подвешенном» состоянии: их еще не сносят, но уже не ремонтируют.

Ценовые контрасты
Примечательно, что панельная застройка на территории муниципального округа только выглядит массовой: на самом деле всего 35% выставленного на продажу жилья в округе – это квартиры в старых «панельках». Основное предложение квартирного рынка составляют квартиры в домах, обозначаемых продавцами как кирпичные и сталинские (соответственно 32 и 24%).

Панельные девятиэтажные «брежневки» на Большой Охте - жилье гораздо более качественное, нежели окружающие их пятиэтажкиПо данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», однокомнатные квартиры в округе – дефицит: в спектре предложений квартирного рынка их около 19%, а средняя цена «однушки» – 3,12 млн руб. (причем это, вероятнее всего, квартира в девятиэтажном брежневском доме либо в более или менее кондиционной хрущевке). Если речь идет о цене меньше 3 млн руб., то, скорее всего, это жилище в пятиэтажке 335-й серии.

Средняя цена четырехкомнатной квартиры, а их в спектре предложений по району около 7% (по питерским меркам – немало), составляет 9,8 млн руб. Многокомнатные квартиры располагаются в основном в сталинских домах. Квартиры в брежневках с панорамным видом на Неву порой сдаются в аренду, но в предложениях о продаже «светятся» редко.

Объектами социальной инфраструктуры – школами и детскими садами – муниципальный округ, имеющий относительно невысокую по нынешним временам плотность застройки, не обделен. Правда, доступность этих объектов действительно шаговая, потому что ездить по району трудно: окрестные магистрали практически в любое время суток перегружены транзитными потоками. Но, несмотря на то что район Большой Охты не удобен ни автомобилистам, ни пользователям общественного транспорта, в отношении цен на квартиры его едва ли можно назвать территорией доступного жилья.

Текст: Филипп Урбан    Фото: Александр Никольский