Территория МО № 33 «Большая Охта» ограничена Свердловской набережной с запада, шоссе Революции с севера, Окружной железной дорогой с востока и собственно Большой Охтой с юга.
Своих станций метро в округе нет, ближайшие – «Новочеркасская» и «Ладожская» – расположены на территории соседнего муниципального округа «Малая Охта». Они отделены от Большой Охты «бутылочными горлышками» депрессивных промзон со складами и многочисленными предприятиями автосервиса. Время от времени эти, мягко говоря, не слишком широкие, проезды из-за ремонтов и аварий встают в глухие пробки. Зато до набережной с «открыточными» видами практически от всех точек Большой Охты можно дойти пешком, прогулочным шагом.
До и после Петербурга
Территория сегодняшней Большой Охты обживалась задолго до основания Петербурга, и об этом свидетельствуют данные археологов. Ведь едва ли столь стратегически выгодная территория под прикрытием крепости Ниеншанц, на берегу важнейшей транспортной артерии, Невы, могла быть «берегом пустынных волн».
Для дореволюционного Петербурга Большая Охта была окраиной, причем с довольно-таки плотной и хаотичной застройкой. По всей видимости, она напоминала небольшой промышленный городок, где частные деревянные постройки вдоль выходящих к реке улочек перемежались с доходными домами (некоторые такие строения до сих пор сохранились) и дровяными складами. Поезда по Ириновской железной дороге с Охтинского вокзала, который располагался здесь же, на набережной, везли дачников к станциям Всеволожская, Бернгардовка и Мельничный Ручей. В Петербург по железной дороге доставляли не только отдохнувших на свежем воздухе горожан, но и торфяные брикеты, служившие топливом для первых электростанций.
Жители блокадного Ленинграда помнят деревянную застройку Охты. О том, что этот район был городской окраиной, свидетельствует множество маленьких улочек между Среднеохтинским и Большеохтинским проспектами. Послевоенное восстановление территории началось с разборки пострадавших в войну деревянных домов и строительства уютных и не лишенных архитектурной привлекательности сталинских коттеджей. Трехэтажная жилая застройка стартовала с пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Собственно, именно отсюда и имеет смысл начать нашу экскурсию по Большой Охте.
В середине 1950-х годов градостроительный курс сменился: застройку начали укрупнять. По мере продвижения вдоль сталинских кварталов от шоссе Революции к Красногвардейской площади, где сходятся Большеохтинский и Среднеохтинский проспекты, вместо двух- и трехэтажных сталинок уже возводили пятиэтажные. Приглядываясь к линиям «ампирных» фасадов, невозможно не заметить, что они далеко не везде стройные: очевидно, сталинская застройка вобрала в себя и дореволюционные корпуса (их выдает отсутствие цоколей и низкое расположение окон первых этажей).
Причем застройка вдоль магистралей – это все еще классические послевоенные сталинские дома с лепным декором на оштукатуренных и окрашенных в разные оттенки охры фасадах. Но во дворах, внутри кварталов, возводились типовые постройки из силикатного кирпича: типовые неоштукатуренные сталинки (преимущественно серии 1-405), а также вполне приличные и отлично сохранившиеся до сегодняшнего дня кирпичные хрущевки 528-й серии.
Впрочем, сами дворы сталинских кварталов выглядят вполне уютными и ухоженными.
С видом на Смольный
Главная архитектурная доминанта района – комплекс из трех девятиэтажных домов, расположенных на Свердловской набережной, между которыми, в глубине, не «ломая» панорамы набережной, располагаются два двенадцатиэтажных точечных жилых здания. Петербуржцам среднего возраста все эти дома хорошо знакомы: в центральном корпусе располагался универмаг «Юбилей», специализировавшийся на обслуживании новобрачных.
Несмотря на то что строительство комплекса пришлось на период конца 1960 – начала 1970-х годов, когда архитектурные излишества, с которыми начинал бороться Хрущев, были искоренены «как класс», застройка Свердловской набережной хоть и проста, но на удивление тактична по отношению к линиям невских набережных. Известно, что когда Градостроительный совет решил «добавить» к девятиэтажкам десятый этаж, архитектор Александр Васильев, руководитель четвертой мастерской Ленпроекта, в которой, собственно, и создавался проект, добился отмены этого решения.
К сожалению, уже в наш – «рыночный» – период жилищного строительства гармоничный ансамбль Свердловской набережной подпортили навязчивой высотной застройкой: панорамные виды на мосты и Смольный собор нынче в цене. Поэтому в живописной излучине Невы, близ пересечения Свердловской набережной и Пискаревского проспекта возводятся офисные здания, а также сразу три многофункциональных жилых комплекса бизнес-класса, а пока идет строительство, в архитектурных кругах ведутся ожесточенные споры о том, как новые здания вписываются в исторический ландшафт.
Панельные ландшафты
Прогулявшись вдоль набережной, отправляемся вглубь. Старая добрая сталинская застройка сохраняется с четной стороны проспекта Металлистов (которая ближе к Неве). Однако по другую его сторону респектабельные городские ландшафты сменяются депрессивными: здесь начинается совсем другая Большая Охта – укрупненные микрорайоны образца середины 1960-х годов.
«Спальные» микрорайоны Большой Охты, в первую очередь квартал, ограниченный проспектом Металлистов, шоссе Революции, проспектом Энергетиков и Большой Пороховской улицей, застроены самыми проблемными пятиэтажными хрущевками серии 1-335, а также неплохими панельными брежневками серий 1-606 и 1-504Д.
О потребительских качествах, а также всех плюсах и минусах двух обозначенных типов домов мы уже не раз писали, поэтому повторяться не будем. Отметим, правда, что панельные хрущевки Большой Охты с точки зрения состояния фасадов, являют собой печальное зрелище и требуют как минимум ремонта. Прежде всего по той причине, что дома серии 1-335, строительство которых велось здесь до 1966 года, признаны своего рода рекордсменами по теплопотерям. Между тем – в отличие от снесенных «первохрущевок» московской серии К-7 – они имеют более или менее крепкий «конструктив» и считаются вполне ремонтопригодными. В результате получилось, что, не попав, как «соседи» с Малой Охты, в пилотные проекты реновации хрущевок, большеохтинские пятиэтажки оказались в «подвешенном» состоянии: их еще не сносят, но уже не ремонтируют.
Ценовые контрасты
Примечательно, что панельная застройка на территории муниципального округа только выглядит массовой: на самом деле всего 35% выставленного на продажу жилья в округе – это квартиры в старых «панельках». Основное предложение квартирного рынка составляют квартиры в домах, обозначаемых продавцами как кирпичные и сталинские (соответственно 32 и 24%).
По данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», однокомнатные квартиры в округе – дефицит: в спектре предложений квартирного рынка их около 19%, а средняя цена «однушки» – 3,12 млн руб. (причем это, вероятнее всего, квартира в девятиэтажном брежневском доме либо в более или менее кондиционной хрущевке). Если речь идет о цене меньше 3 млн руб., то, скорее всего, это жилище в пятиэтажке 335-й серии.
Средняя цена четырехкомнатной квартиры, а их в спектре предложений по району около 7% (по питерским меркам – немало), составляет 9,8 млн руб. Многокомнатные квартиры располагаются в основном в сталинских домах. Квартиры в брежневках с панорамным видом на Неву порой сдаются в аренду, но в предложениях о продаже «светятся» редко.
Объектами социальной инфраструктуры – школами и детскими садами – муниципальный округ, имеющий относительно невысокую по нынешним временам плотность застройки, не обделен. Правда, доступность этих объектов действительно шаговая, потому что ездить по району трудно: окрестные магистрали практически в любое время суток перегружены транзитными потоками. Но, несмотря на то что район Большой Охты не удобен ни автомобилистам, ни пользователям общественного транспорта, в отношении цен на квартиры его едва ли можно назвать территорией доступного жилья.