– Юрий Александрович, как Вы оцениваете итоги участия петербургской делегации в работе MIPIM-2007?
– Работа на подобных форумах очень важна с точки зрения инвестиционного продвижения Петербурга. И в этом плане наш город был на высоте, поскольку стенд Петербурга в нынешнем году можно было поставить в один ряд с экспозициями из Мюнхена или Франкфурта. Особенно выделялись работы, представленные архитектурным бюро Нормана Фостера. Это проект реконструкции и строительства универмага «Фрунзенский» и, конечно же, ансамбль «Новая Голландия», который стал первым российским проектом в истории MIPIM, получившим главную награду в категории Retail&Leisure.
Немаловажно также, что мы сумели использовать выставку в Каннах для проведения международного оргкомитета PROEstate 2007. Это помогло внести ряд корректировок в программу проведения предстоящего форума, найти какие-то новые, свежие идеи, которые тут же были отражены в итоговом документе оргкомитета. Помимо этого, в рамках MIPIM было подписано соглашение с издательством Europaproperty, которое станет информационным спонсором PROEstate 2007. Как известно, сегодня Europaproperty – это журнал номер один по коммерческой недвижимости в Центральной и Восточной Европе. Поэтому особенно приятно, что издатель Europaproperty г-н Смит примет участие в подготовке деловой программы форума и выступит организатором двух секций, на которые будут приглашены спикеры и звезды профессиональной недвижимости из Западной Европы. Секции будут посвящены опыту работы западных инвесторов на рынке недвижимости России, будут рассмотрены возможности инвестирования в регионы Российской Федерации.
– То есть опыт участия в MIPIM будет перенесен на процесс подготовки к PROEstate?
– Разумеется. В состав петербургской делегации, работавшей на каннском форуме, вошли серьезные профессионалы рынка коммерческой недвижимости Петербурга, за каждым из которых стоит свой бизнес. И, естественно, мы хотели, чтобы каждая знаковая компания, каждое звездное имя работало еще и на имидж PROEstate. А на MIPIM у них была возможность общаться с экспонентами из других регионов и стран и одновременно решать задачи по продвижению собственного бизнеса и по рекламированию PROEstate.
– Насколько я понимаю, Вы уже не первый год посещаете выставку в Каннах. Что, на Ваш взгляд, отличает MIPIM-2007 от салонов прошлых лет?
– Мне кажется, что в этом году в развитии экспозиций явно обозначилась тенденция сочетать бизнес и искусство, поэтому стенды стали более эмоциональными. На новые объекты коммерческой недвижимости огромное влияние начали оказывать признанные мастера современной архитектуры. Это – «иконические» архитекторы, которые своим присутствием в проекте задают очень высокую планку. Они находятся в верхнем сегменте бизнеса коммерческой недвижимости, и их услуги, конечно, очень дорого стоят. Но зато потом их проекты имеют очень высокую капитализацию и являются активами, которые создаются с очень долгим периодом экономической жизни. Выгода же от привлечения такого архитектора тоже очевидна. Сегодня уже никому не интересны просто квадратные метры. Пусть даже самые доходные. И в этом плане очень своеобразно был построен и организован лондонский павильон, где город показали через архитектуру. Очень интересным был и концептуальный стенд Мадрида, который сам по себе являлся неким произведением искусства. И если лондонская экспозиция совершенно очевидно была направлена на работу бизнеса через искусство, то стенд Мадрида, наоборот, нацелен на выражение искусства через бизнес. Это дает новый импульс и для собственного бизнеса, и для моей общественной деятельности.
– Насколько интересными Вам показались проекты наших соотечественников?
– В этом году все регионы России были очень хорошо представлены. В значительной степени это является заслугой Министерства экономического развития и торговли, организовавшего стенд российских проектов. В нем были представлены около двадцати регионов – от Калининграда до Камчатки. Правда, в павильоне они стояли настолько однородно, что сложно было кого-то выделить.
В то же время не хватало некой цельности, какой-то общей идеи, поэтому вся Россия была представлена какими-то островками. Такое противоречие тяжело воспринимается западным инвестором. Надо сказать, что на этом фоне очень выигрышно смотрелись экспозиция Краснодарского края, в которой большое внимание уделено городу Сочи как кандидату на проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года, а также стенд города Казани. Их павильоны я бы назвал системообразующими, очень эффектными, и, конечно же, они доминировали среди других участников выставки. На мой взгляд, в этом году они ни в чем не уступали экспозициям таких городов, как Рим, Мадрид или Париж.
– И последний вопрос. Юрий Александрович, может ли PROEstate хотя бы в самой далекой перспективе составить конкуренцию таким крупным выставкам, как MIPIM и EXPOReal? Или подобная задача в принципе не ставится?
– Безусловно, конкурировать с такими грандами – это высокая, красивая цель. И на это потребуются годы и годы работы, поскольку это то же самое, что и создать традицию. На данном этапе для нас важнее всего найти свою нишу среди этих международных выставок, найти приоритетное направление. А экспоненты пусть выбирают.
Справка БН
Крупнейший в Европе международный форум по вопросам недвижимости MIPIM в течение 18 лет проходит в Каннах. Каждый год выставка собирает ведущих участников сектора коммерческой недвижимости. За время своей работы MIPIM заслужил статус ключевого инвестиционного форума мирового масштаба, на котором заключаются многомиллионные контракты. На протяжении четырех дней MIPIM представляет будущее быстроразвивающегося рынка недвижимости, что позволяет его участникам реально взглянуть на развитие глобального рынка, вывести свои компании на международный уровень и ознакомить присутствующих со своими проектами.
В этом году в выставке приняли участие более 2 тыс. компаний-экспонентов. Размер выставочных площадей составил более 20 тыс. кв. м.