Совет по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга рассмотрел в четверг, 29 августа, проект строительства пешеходного моста, который соединит Западную часть Крестовского острова с Приморским районом – в зоне Парка 300-летия Петербурга.

За счет инвестора
Как рассказал начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов Комитета по инвестициям Роман Голованов, длина нового моста составит около 420 м, ширина – 28 м, а высота над уровнем Невы – 17 м. «На данной территории уже началось строительство Центральной части ЗСД. Новая переправа будет располагаться по соседству. По информации проектировщиков, высота ЗСД здесь аналогичная, поэтому возведение моста не станет помехой для судоходства», – заверил он.

Переправу планируется сделать двухуровневой. На первом этаже появятся пешеходные зоны, трассы для велосипедистов и роллеров, движущиеся дорожки-тротуары. На втором уровне разместятся торговые комплексы, заведения общепита, выставочные пространства, открытые террасы. Мост будет оборудован лифтами для маломобильных групп населения.

По оценкам Комитета по инвестициям, ориентировочная стоимость проекта – 1,5 млрд руб. Причем городской бюджет не собирается вкладываться в эту стройку. Переправу планируется возвести исключительно за счет средств частных инвесторов. А они уже получат прибыль благодаря коммерческой составляющей проекта.

«Мы считаем, что мост будет крайне востребован у горожан, для которых Парк 300-летия Петербурга, ЦПКиО и Елагин остров являются местами отдыха. А после того как будет веден в эксплуатацию стадион для ФК «Зенит», окупаемость объекта обеспечат также посетители крупных спортивных мероприятий, для которых путепровод станет дополнительной дорогой на Крестовский остров», – отметил Роман Голованов.

Он добавил также, что в настоящее время объектом уже заинтересовались несколько инвесторов, в том числе иностранных, однако отказался озвучить названия этих компаний.

Не хуже Флоренции
Утверждение проекта прошло почти без обсуждений. Лишь вице-губернатор Петербурга по социальным вопросам Ольга Казанская позволила себе покритиковать идею сооружения частного моста. «Нам не представили информацию о количестве парковочных мест, которые необходимо создать около входов на переправу. Непонятно, как будет обеспечен доступ машин скорой помощи, пожарных и т. д. Неясно, будет ли город выделять средства на содержание моста и кто должен отвечать за его техническое состояние. Перед тем как выносить данный проект на наше обсуждение, стоило четко продумать систему обеспечения безопасности на путепроводе», – сказала она.
Однако вице-губернатор по строительству Марат Оганесян заверил, что все спорные вопросы в ближайшее время будут решены. «Мост нам необходим, поскольку только с его помощью мы сможем выполнить требования ФИФА, по которым болельщики через 20 минут после окончания матча должны покинуть прилегающую к стадиону территорию. Возведение этой переправы входит в наши планы по подготовке к чемпионату мира. А необходимое число парковок мы предусмотрели в проекте стадиона», – отметил он.

Решающее слово осталось за губернатором Георгием Полтавченко. «Я считаю, что в Петербурге должен появиться первый частный мост. Такие сооружения есть во многих странах мира. Например, все знают о Золотом мосте во Флоренции. Так чем же мы хуже?» – заявил губернатор.

Цена рекордам
Правда, опрошенные БН эксперты отнеслись к проекту с долей скепсиса. Они посчитали, что его реализация может обернуться для инвесторов убытками, а жителям кварталов, прилегающих к Парку 300-летия, стоит готовиться ко всем неудобствам, связанным с превращением территории в открытое публичное пространство – это шум, тяжелая транспортная ситуация, нехватка парковочных мест и т. д.

Как отметил директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «Дормост» Кирилл Иванов, заявленная властями стоимость реализации проекта несколько завышена. «По моим расчетам, на строительство моста длиной около 400 м требуется 800 млн руб. Если в условиях договора с инвестором будет прописана обязанность вложить 1,5 млрд руб., то окупить проект в ближайшее десятилетие не удастся», – считает он. По его словам, возвести мост теоретически можно и за восемь месяцев – в случае если готова вся планировочная документация. Но с учетом времени на ее подготовку и реализацию проекта, потребуется около двух лет. Причем могут возникнуть сложности и на стадии согласования документов. «Впрочем, строительство новых мостов всегда положительно сказывается на развитии городов», – добавляет он.

По мнению главного аналитика Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, петербургским властям вместо планов по возведению частного моста стоило бы вернуться к идее создания съезда с СЗД в районе Крестовского острова. «Развязка помогла бы решить транспортные проблемы острова намного эффективнее пешеходного моста, потребность в котором у горожан, на мой взгляд, сомнительна. Петербуржцы, как и все жители крупных городов, не любят ходить, а предпочитают пользоваться автомобильным транспортом. Поэтому, скорее всего, коммерческие площади будут простаивать без посетителей», – уверен он.

Президент Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Ходачек не исключает, что против реализации проекта может высказаться население близлежащих жилых кварталов.

«Не думаю, что жителям понравится, когда под окнами будут разгуливать толпы болельщиков. В таком проекте много чего не продумано до конца. Например, предполагается, что территория моста должна быть общедоступной. Но вдруг инвестор захочет сделать вход на переправу платным? В Европе действительно есть частные мосты, но их площади намного меньше, чем в представленном Смольным проекте», – говорит он.

Новый мост – по планам петербургских властей – построят к 2018 году. К этому времени в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу на Крестовском должны появиться две станции метро, а также новая зеленая зона, которая станет логическим продолжением Парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Примечательно, что в Москве уже реализован проект строительства двухуровневого моста. Переправа, получившая название «Багратион», была открыта в 1997 году. Мост длиной 217 м и шириной – 16 м сооружен из стекла и бетона, его высота составляет 14 м. Путепровод превратился в общественную зону с ресторанами, магазинами и культурно-развлекательными центрами. Реализацию проекта начинал частный инвестор. Однако сейчас затраты по техническому содержанию этой переправы несет столичный бюджет.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга