Несмотря на устойчивую ассоциацию с великокняжескими именами, Всеволожск – город он юный, свое пятидесятилетие отметил в минувшем феврале: в 1963 году поселок Всеволожский получил городской статус.
Несколько лет назад в центре Всеволожска появился памятник человеку, которому город обязан своим именем. Статский советник Павел Всеволожский, унаследовавший усадьбу Рябово, отчаянно боролся с долгами, оставленными предприимчивым дедом – астраханским губернатором и инициатором строительства первого в России парохода Всеволодом Всеволожским. Павел построил лесопильный завод, электростанцию и паровую мельницу, а став акционером Ириновской железной дороги (она вела к Большой Охте и возводилась не столько для дачников, сколько для перевозки в Петербург торфяных брикетов), потребовал, чтобы станцию, расположенную на его землях, акционеры предприятия – местные землевладельцы – назвали Всеволожской. Вокруг деревянного вокзала стал разрастаться дачный поселок.
Впрочем, получилось так, что город унаследовал не только имя: своим рождением, а также сегодняшним характером городской застройки он обязан в первую очередь инициативности и предприимчивости амбициозных частных застройщиков.
Деревянный вокзал на станции Всеволожская не сохранился. Совсем недавно на его месте построили не вписывающееся в исторический контент современное бело-голубое здание торгового комплекса, похожее на типовой газпромовский бассейн, но ему не повезло: минувшим летом оно пострадало от пожара.
Дороги, которые ведут в город
Всеволожск – город уютный и для жизни вполне удобный, расположен в семи километрах от Петербурга. До него можно доехать на электричке с Финляндского вокзала. Путь займет меньше сорока минут. На вокзальную площадь со сгоревшим вокзалом приходят маршрутки от станций метро «Площадь Ленина», «Ладожская» и «Девяткино».
Самый прямой путь на автомобиле – по Рябовскому шоссе, блокадной Дороге Жизни, превращенной во вполне современную магистраль, имеет коварную особенность: выехать из Всеволожска гораздо легче, чем въехать в него. Полноценной развязки с КАД здесь нет, есть только изобилующая опасными поворотами и разворотами перемычка, на которой легко заблудиться. Второй путь – через Мурманское шоссе и с поворотом на Колтушское – для автомобилистов удобнее, но он намного длиннее. К тому же в выходные здесь, скорее всего, придется постоять в пробках и потерять время на железнодорожном переезде.
В наше время население Всеволожска и его окрестностей, где возводятся десятки коттеджных поселков, постоянно растет, а нагрузка на дорожные сети увеличивается. Между тем старожилы помнят, что еще двадцать с лишним лет назад Всеволожск был тихим и утопающим в сосновой зелени городком, основную застройку которого представляли послевоенные дачи, частные дома, деревянные бараки и двухэтажные постройки сельского типа из силикатного кирпича.
Активное освоение Всеволожска как территории респектабельной частной застройки началось в 1990-е годы, когда состоятельные «новые русские» стали активно скупать здешние «вишневые сады». Район старых дач вдоль Колтушского шоссе, с улицами, носящими имена классиков русской литературы, стал превращаться в «страну заборов», за которыми возводились не просто особняки, а настоящие усадьбы. Почти одновременно с этим велась активная застройка многоквартирными панельными домами микрорайона Котово Поле.
В нашем столетии построен элитный коттеджный поселок «Румболово» (девелопер проекта – «ПулЭкспресс Групп»), а рядом с ним – действительно уютный микрорайон пяти- и семиэтажных домов Hakkapellita Village, построенный для своих сотрудников компанией Nokian Tyres по проекту финского архитектора Юкки Тикканена. Но это, пожалуй, все архитектурные доминанты нового времени.
Градостроительные перспективы
За два десятилетия городской ландшафт Всеволожска изменился до неузнаваемости. Многие сегодняшние владельцы участков приобретали старые домики «про запас» либо с инвестиционными целями. Об этом свидетельствует значительное количество подзаброшенных строений, обнесенных заборами из профлиста. Такие объекты, понятное дело, город не украшают.
Подавляющее большинство действительно роскошных усадебных домов нового времени также скрыты от окружающей застройки глухими заборами, но уже капитальными, как правило с дорогой кирпичной облицовкой. Ознакомиться с ландшафтными дизайном и архитектурными достоинствами таких объектов можно разве что на страницах каталогов о продаже загородной недвижимости. С улиц они не просматриваются: хозяева приватных территорий не горят желанием вносить яркие архитектурные штрихи в городские ландшафты. Но если такие объекты выставляются на продажу, цены на них теряются в заоблачной выси восьмизначных чисел. Исключение, пожалуй, составляет коттеджный поселок «Румболово», также позиционирующийся как элитный, – он весь как на ладони. Правда, дома в нем однотипные.
Более демократичные коттеджные поселки, расположенные по дороге к промзоне «Кирпичный завод» с крупнейшим промышленным предприятием – заводом Ford Motor Company, в большинстве своем на сегодняшний день представляют «чисто поле» с рекламными щитами вдоль дорог.
С точки зрения градостроительного планирования Всеволожск являет собой город, застройка которого всегда велась и по сей день ведется стихийно, а конфликтные ситуации случаются сплошь и рядом. Собственно говоря, генплана у города пока нет. Генеральный план развития Всеволожска до 2032 года был разработан ОАО «АрхиГрад», активно лоббировался местными властями и предусматривал значительное расширение и уплотнение жилой застройки с увеличением численности населения до 228 тысяч человек (сейчас в городе проживают 63 тысячи). Но в конце июня этот основной документ в очередной раз «зарубили» в Правительстве Ленобласти. По мнению представителей областных властей, социальная инфраструктура и транспортные сети не справятся с многократно возросшей нагрузкой. К тому же в отправленном на доработку документе не были выделены зоны индивидуального жилищного строительства, что также чревато бесконтрольным появлением многоквартирных домов в среде индивидуальной застройки.
Не очень радуют перспективы «уплотнения» и владельцев индивидуальных домов (в том числе весьма влиятельных и состоятельных): они готовы отстаивать свои интересы в рамках общественных слушаний и обсуждений. Стало быть, основное направление развития Всеволожска – это все-таки малоэтажная застройка, таунхаусы, а также развитие территорий индивидуального жилищного строительства, правда, в более цивилизованном, нежели в «лихие девяностые», русле – в виде коттеджных поселков.
Квартирный рынок: цена «областного» статуса
Основная сегодняшняя застройка Всеволожска и окрестных территорий – коттеджные поселки, но если несколько лет назад застройщики стремились реализовать здесь «элитные» проекты, то сегодняшние предложения – куда как более демократичны. Именно в них чаще всего появляются предложения с ценовой формулой «дом по цене квартиры».
Городская многоквартирная застройка представлена в первую очередь микрорайоном Котово Поле, расположенным на въезде в город со стороны Рябовского шоссе. По данным Центра аналитики и исследований Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», средняя цена предложения на квартирном рынке Всеволожска в августе 2013 года составила 67,2 тыс. руб. за кв. м.
То есть купить квартиру во Всеволожске на вторичном рынке жилья можно значительно дешевле, чем, к примеру, в Ломоносове или муниципальном образовании «Красное Село» (71,6 тыс. руб. за кв. м.).
Но есть одна деталь: проблем с транспортной доступностью в Красном Селе явно не меньше, но, в отличие от Всеволожска, оно имеет не областной, а городской статус. А петербургская регистрация на рынке пригородного жилья по-прежнему котируется заметно выше областной.
«Эксклюзивная» особенность вторичного рынка жилья Всеволожска заключается в том, что квартиры в кирпичных домах здесь в среднем дешевле, чем в панельных. Связано это, по всей видимости, с тем, что основное «панельное» предложение приходится на современные дома «гатчинских» серий 1.090.1 и 121-1 либо на вполне комфортные постройки серии 1-504Д2. При этом львиную долю «кирпичного» жилищного фонда составляют «совхозные» постройки 1960-1970-х годов из силикатного кирпича, преимущественно двухэтажные. Правда, состояние таких домов порой вполне приличное.
Средняя цена однокомнатной квартиры в «кирпиче» составляет 2,78 млн руб., в панельном доме 2,8 млн руб. Но встречаются экзотические для квартирного рынка предложения, например, квартиры в деревянных домах с ценами от 1,3 млн руб. Причем это может быть не только жилое помещение в виде квартиры («по паспорту») в доме далеко не первой свежести. Порой под видом «деревянных» квартир часто скрываются выделенные доли домов ИЖС, которые не поделили наследники.