Победитель в каждой номинации получит в подарок стеклянную статуэтку как символ прозрачности деятельности и открытости компании, а также право использовать символ конкурса – оранжевого человечка – в рекламных целях.
Завоевать это право сможет организация, которая пройдет фильтр многоступенчатого отбора из трех видов голосований – интерактивного на профильных выставках, экспертного и интернет-голосования на сайтах организаторов конкурса.
В результате будет сформирован ежегодный рейтинг добросовестных участников рынка жилой недвижимости, на который сможет ориентироваться потребитель при поиске жилья на первичном и вторичном рынках Санкт-Петербурга. Помимо этого, в 2013 году в рамках конкурса будет введена еще одна номинация – «Лучший проект жилого комплекса».
Почему участие в общественном рейтинге становится важным для участников рынка недвижимости? Какие сегодня риски у покупателя жилья? И как участникам рынка может помочь конкурс? Об этом – разговор с Юрием Грудиным, председателем Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, инициатором конкурса «Доверие потребителя».
– Юрий, конкурс «Доверие потребителя» – некоммерческий. Вопреки общепринятой практике участие в конкурсе бесплатное... А бесплатное – значит не совсем престижное?..
– Как сказать… Да, для нас вопрос безвозмездного участия в конкурсе принципиален, хотя и создает определенные трудности с поиском финансирования его подготовки и проведения. Но мы справляемся и находим все больше понимания со стороны компаний, готовых оказать спонсорскую помощь. Отрадно, что практически никто из спонсоров не пытается диктовать свои правила. Да это и невозможно – в принятие решений вовлечено очень больше число специалистов профильных комитетов, общественных объединений и саморегулируемых организаций, специализированных СМИ.
Фактически конкурс – это общественный заказ. В рамках ежедневной работы Комиссии наши юристы консультируют граждан по всему спектру вопросов – от покупки до управления недвижимостью, проводят экспертизу договоров с застройщиками и риэлторами, защищают интересы дольщиков в судах. Мониторинг ежедневных обращений в Комиссию позволяет составить «картину мира» на рынке недвижимости, выявить болевые точки и наиболее типичные риски, с которыми сталкивается потребитель.
Естественным итогом этой работы становится привлечение экспертов из числа партнеров конкурса к формированию рейтинга добросовестных участников рынка.
У нас есть основания говорить, что за шесть лет своего существования конкурс «Доверие потребителя» заслужил положительную репутацию среди профессионального сообщества благодаря своей неангажированности и прозрачности процедур. Вся информация по всем этапам конкурса открыта и доступна для ознакомления на сайте Комиссии по недвижимости – stroyproblem.net. Мы дорожим такой оценкой, и стараемся реагировать не только на запросы потребителей, но и на пожелания самих участников рынка.
Благодаря в том числе замечаниям компаний в этом году конкурс претерпел ряд существенных изменений. Надеюсь, они будут полезны.
– Какие из них самые важные?
– Внесены изменения в процедуру выбора победителей. В ее основе несколько этапов, которые включают потребительское интернет-голосование и интерактивные голосования на профильных мероприятиях, юридическую экспертизу договорной базы участников конкурса, анализ рекламно-информационных материалов, оценку деятельности служб, отвечающих за работу с жалобами клиентов, наконец, проведение исследования «Тайный покупатель» для оценки работы сотрудников отделов продаж.
В 2013 году заключительным этапом конкурса станет не интерактивное, а экспертное голосование, что позволит более объективно и взвешенно оценить каждого из пяти финалистов и выбрать победителя.
Также расширен состав жюри, куда приглашены представители профессиональных объединений, контрольных и надзорных органов, предусмотрено участие (ротационным способом) представителей победителей прошлых лет и СМИ – ключевых информационных партнеров. Другая новация – уточнен формат предоставления конкурсной документации в разделе «Рекламные материалы». Теперь по условиям конкурса должны быть предоставлены образцы наружной, печатной и интернет-рекламы, что позволит более четко выявить критерии оценки в целом и оценить ее на соответствие закону. Все эти данные вместе с заявкой будут размещены на сайте конкурса, что сделает его максимально прозрачным и открытым.
Изменения коснулись и самих номинаций. Кроме трех традиционных, «Риэлторское агентство», «Инвестиционно-строительная компания» и «Банк, работающий с ипотекой», в 2013 году будет введена еще одна – «Лучший проект жилого комплекса».
Все поступившие на конкурс заявки будут оценены не позднее 1 октября 2013 года.
По итогам интернет-голосования 30 сентября голоса потребителей будут суммированы, а затем из сформированного рейтинга в каждой номинации только по десять компаний выйдут во второй этап конкурса – интерактивное голосование и исследование «Тайный покупатель». Генеральный информационный партнер конкурса, портал Novostroy.SPb.ru, проведет экспертную оценку сайтов десяти полуфиналистов и назовет лучший. Заключительным – и самым главным – этапом станет экспертное голосование. После обсуждения пяти номинантов в каждой позиции путем анонимного голосования с использованием балльной системы, будет выбран победитель.
Их имена огласят на традиционной торжественной церемонии подведения итогов в декабре 2013 года.
– В начале июля Смольный обнародовал «черный список», в который попали 162 объекта, строящиеся в Петербурге без разрешительной документации. Будет ли эта информация приниматься в расчет при подведении итогов?
– Комитет по строительству входит в Оргкомитет конкурса, а его представитель – в юридическую экспертную комиссию. Не исключаю, что и эта информация будет принята к сведению жюри при обсуждении номинантов. Могу только заметить, что список компаний, годами не оправдывающих надежд дольщиков, во многом пересекается с реестром застройщиков, нарушающих нормы законодательства.
Позиция комитета жесткая, но справедливая. Обнародование списка «162» – это своеобразное предупреждение для слишком доверчивых потребителей.
Квартира – один из самых дорогих и востребованных товаров на рынке. По данным аналитиков «Бюллетеня Недвижимости», показатель средней цены предложения квартир в новостройках в июне 2013 года составил 86,5 тыс. руб. за кв. м. Чтобы завладеть своими заветными «метрами» по более низкой цене, наши граждане порой вполне осознанно идут на заведомые риски, выбирая «критичные» объекты.
Мы не советуем этого делать, поскольку отсутствие у застройщика разрешительной документации на выбранный объект – не единственный риск дольщика.
По-прежнему типичным нарушением на рынке долевого строительства является перенос сроков строительства. По информации того же «БН», из 45 запланированных к вводу жилых домов сегмента масс-маркет, в 2012 году введено в строй только 27, то есть две трети. При этом 23 из них хотя бы раз, но переносили первоначально заявленные сроки сдачи как минимум на квартал (а в среднем – на шесть месяцев). Так что наш главный совет будущим дольщикам: обратитесь к юристу еще на этапе планирования вашего участия в долевом строительстве. Если дольщик решит по каким-либо причинам вернуть инвестированные в строящееся жилье деньги, он вполне может столкнуться с проблемами, заложенными еще на этапе заключения договора.
– Какие самые главные риски для покупателя недвижимости?
– Со стороны застройщиков – это попытка взимания денег с дольщика до заключения основного договора – за счет заключения предварительного ДДУ или договора купли-продажи; требования оплаты коммунальных услуг на шесть месяцев вперед после подписания акта приема-передачи; навязывание управляющей компании.
Основной и самый главный риск для покупателя жилья с помощью ипотеки связан с утратой платежеспособности. Что касается кредитных договоров, то они сейчас достаточно стандартизованы. Здесь рисков практически не наблюдается.
– Насколько велики риски заемщиков, которые самостоятельно приобретают квартиру?
– Весной в рамках конкурса мы проводили исследование предпочтений покупателей, которые приобретают жилье с привлечением ипотеки. Согласно нашему опросу посетителей «Ярмарки недвижимости», самостоятельно поиском и подбором квартиры занимаются 80% респондентов.
Риски таких граждан в том, что они могут опрометчиво внести авансовые платежи агенту продавца и лишь затем столкнуться с проблемами, возникшими вследствие непонимания заемщиком условий банка, на основании которых происходит одобрение того или иного объекта. Так, существуют риски, связанные с адекватностью стоимостной оценки объекта. Сегодня оценочные компании, напуганные кризисом, порой занижают стоимость квартир, несмотря на наличие на рынке аналогичных объектов по более высокой цене. В результате заемщик, уже внеся аванс, может не получить в банке той суммы, на которую рассчитывает. Также важны для заемщика определяемые банком условия по состоянию дома, степень износа и пр. Покупатель, действующий на рынке самостоятельно, может не учесть при поиске квартиры все эти факторы, а в результате не получить одобрения банка.
Однако тот же опрос показал, что заемщики стали более трезво относится к своим возможностям. Среди респондентов, опрошенных на «Ярмарке недвижимости», о существующих процентных ставках на рынке ипотечного кредитования было осведомлено 80%. При этом 10% из них склонялись скорее к варианту оформления рассрочки у застройщика, чем к ипотечному кредиту.
Так что нельзя говорить, что потребители действуют сегодня необдуманно. Они просчитывают свои риски, но порой не могут вычленить главные.
В этом им должны помочь в том числе независимые эксперты. Конкурс «Доверие потребителя» – это важный продукт совместной работы профессионалов рынка.