– Алексей Владимирович, если позволите, начну с нашумевшей истории с обрушившимся мостом в поселке Поляны и жителях окрестных поселков, оказавшихся из-за этого в блокаде. Для них у вас есть хорошие новости?

– Да, к 31 августа будет достроена временная переправа, для того чтобы в новом учебном сезоне автобусы могли перевозить детей в школы. Разумеется, движение будет открыто для всех транспортных средств, оно будет осуществляться в реверсивном порядке, то есть поочередно в ту и в другую стороны. Со дня на день подрядчик приступит к монтажу самой переправы и оборудованию съездов к нему.

– Означает ли это, что завершение ремонта постоянного моста через Петлянку откладывается?

– К сожалению, текущий подрядчик сорвал ранее согласованные графики, и нам, по всей видимости, придется расторгнуть с ним контракт. Мост решено не ремонтировать, а полностью реконструировать, что означает пересмотр проекта. Там придется менять опоры, это займет гораздо больше времени, чем планировалось изначально. Скорее всего, откроют его лишь к 2015 году. Но вплоть до этого времени временная переправа будет полноценно функционировать.

– А начать сооружение моста-дублера, чтобы снизить социальную напряженность, раньше было нельзя?

– Я еще раз хочу подчеркнуть, что никто не мог заранее предполагать, что переправа будет в столь плачевном состоянии , тем более что нам так «повезет» с подрядчиком.

– Какие выводы вы можете сделать из всей этой истории?

– Ну, во-первых, у нас в регионе 80% мостов находится в аварийном состоянии, и мы теперь будем большинство из них именно реконструировать, а не подвергать капитальному ремонту. Во-вторых, ремонтировать дороги можно сколько угодно, но пока по ним будут передвигаться транспортные средства с превышением нормативной нагрузки на ось порой вдвое, деньги будут просто уходить в песок. В связи с этим мы собираемся принять ряд мер: осуществлять стационарный весовой контроль не только весной, а круглогодично. В следующем году построим пять стационарных станций на Карельском перешейке, где будет применяться в том числе фото- и видеоконтроль. Если опыт будет удачным, будем искать и другие места для размещения таких станций по всему региону. Также будем осуществлять мобильный контроль с помощью передвижных установок.

И еще один момент: некоторые дороги интенсивно используют для проезда своей тяжелой техники коммерсанты, занимающиеся лесопереработкой, добычей таких стройматериалов, как, например, песок, глина и т. д. И на одном из последних совещаний у губернатора было принято решение о том, что мы будем с ними договариваться о содержании этих дорог. Начнем с тех компаний, которые добывают песок в карьерах. Постепенно распространим эти меры и на других.

– А что делать с нерадивыми строительными компаниями – наподобие тех, что не смогли отремонтировать мост через Петлянку? Можно ли их вообще не допускать до тендеров, чтобы потом не приходилось разрывать контракты и искать новых подрядчиков?

К сожалению, 94-ФЗ не дает возможности производить предквалификационный отбор. Все, что мы можем, – это вносить в контракт банковские гарантии по исполнению подрядчиком контракта. Но мы не так давно скорректировали размер пени за просрочку. Вместо 0,00025% исполнитель теперь будет выплачивать 0,5% за каждый день опоздания. Что касается качества работ, то планируем ужесточать лабораторные требования по приемке отремонтированной дороги. Например, сейчас часть проб предоставляет сам подрядчик, а вскоре этим будет заниматься исключительно наше подведомственное учреждение. Некоторые работы по приемке будем отдавать на аутсорсинг, так как наш собственный человеческий ресурс ограничен.

– Сроки ремонта дороги Молодежное – Поляны в результате всей этой истории с мостом не изменились? Эти работы ведь должен выполнить совсем другой подрядчик.

– Нет, здесь мы ничего не корректировали. Самый неблагополучные участки трассы Молодежное – Верхнее Черкасово – это отрезок 61-73-й км, а также ближайшие к Петербургу 22 км. Вот их мы и планируем отремонтировать в первую очередь – в текущем году. Правда, участок с 1-го по 22-й км, скорее всего, успеем отремонтировать не весь, а только 5 км. Остальные 17 – в будущем году. После этого главная острота снимется, и оставшуюся часть дорожного покрытия мы поменяем к 2015 году.

– А почему в этом году не отремонтировать весь аварийный участок 1-22-й км, ведь ездить по нему сейчас попросту опасно? Или всю трассу целиком?

– У нас есть некоторые ограничения, связанные с утвержденным бюджетом. Мы ведь не можем в произвольном порядке перебрасывать деньги туда-сюда. Но наш комитет стимулирует подрядчиков, для того чтобы они могли максимальный объем работ выполнить уже в этом году, причем это касается всех районов области. От некоторых уже есть подтверждения, но все-таки скорость работ зависит от мощности и загрузки подрядчика. Поэтому успеют сделать 5 км – хорошо, успеют больше или полностью – отлично.

Если говорить про всю трассу: вы помножьте всю длину дороги, то есть около 70 км, на стоимость ремонта – это где-то 10 млн руб. за каждый километр (средняя цифра по текущему ремонту в регионе). Сразу найти 700 млн руб. мы не можем, а потому вынуждены распределять их по годам.

– Какой дефицит средств по вашему ведомству?

– У нас колоссальное недофинансирование. Ежегодный размер Дорожного фонда в течение последних двух лет составляет 8,2 млрд руб. Конечно, большое достижение, что он вообще есть. Но, к сожалению, объем наших обязательств по содержанию дорог гораздо выше этой, казалось бы – внушительной, суммы. У нас ведь из 6,5 тыс. км асфальтобетонных дорог 5,6 тыс. – в аварийном состоянии. Либо ремонт не проводился более десяти лет.

Значительная часть средств Дорожного фонда уходит на содержание магистралей, причем мы, к сожалению, вынуждены направлять на эти цели вчетверо меньше денег, чем обязаны по нормативам. Кроме того, нам нужно ремонтировать хотя бы 650 км дорог ежегодно, то есть нужно как минимум 6,5 млрд руб. И это не считая капитального ремонта – на него денег остается совсем мало, их хватает всего на 20-30 км в год. И наконец, 10% средств Дорожного фонда мы обязаны перечислять в виде субсидий муниципалам. Так что эти 8,2 млрд просто растворяются в 9,7 тыс. км наших региональных дорог.

– Да, цифры не слишком оптимистичные. А есть ли предпосылки для увеличения Дорожного фонда?

– Сейчас мы исходим из того, что к 2016 году выйдем на 12 млрд руб. Думаю, это тот минимум, который позволит нам не ухудшить ситуацию по сравнению с текущей. Иначе мы будем просто терять наши дороги. Но если размер Дорожного фонда действительно будет увеличиваться теми темпами, о которых я говорил, то лет через шесть всем нам станет легче. Точнее, всем автовладельцам, которые пользуются областными дорогами.

– Какие наиболее важные магистрали будут ремонтироваться в этом и будущем году? И что вы можете рассказать по поводу нового строительства?

– Про Молодежное – Верхнее Черкасово я уже упоминал. Еще будет производится ремонт на дороге Зуево – Новая Ладога, это важная магистраль, связывающая федеральные трассы «Кола» и Московское шоссе. Что касается, строительства, то основной упор сделаем на путепроводы. Проектируем обход Светогорска, поскольку там за последние годы трафик сильно вырос. Прорабатывается (пока на бумаге) новый подъезд к Всеволожску со стороны Янино. С привлечением федеральных средств планируем построить два моста: один через реку Волхов, другой – через реку Свирь в Подпорожье.

Рассматриваем и два проекта ГЧП. Это объезд Нового Девяткино от Пискаревской развязки Кольцевой автодороги до выхода на дорогу в сторону Матоксы. Причем здесь будет сразу две дороги по обе стороны от железнодорожной станции Девяткино – такое своеобразное кольцо. Второй проект – это дорога Кириши – Рябово. Обе дороги в перспективе планируется сделать платными, так как строить и управлять ими будут частные инвесторы.

– А застройщики как-то вам помогают? Вроде бы, в Мурино они собирались строить что-то своими силами?

– Такие факты уже есть. Вот компания «Арсенал-Недвижимость» построила мост в Новом Девяткино и пытается его сейчас нам передать – это не так просто сделать из-за несовершенства законодательства. Есть проект расширения шоссе в Лаврики – застройщики обещают все работы выполнить сами. Мы, разумеется, это только приветствуем и готовы принимать новые трассы на баланс и в дальнейшем эксплуатировать.

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок