- Александр Иванович, вы отвечаете за одну из важнейших отраслей городской экономики. Какие проблемы строительного комплекса Петербурга вам удалось решить в должности вице-губернатора?

– За эти годы мы достигли самого главного – активизировали работу строительного сектора. Прежде всего речь идет о значительном увеличении объемов возведения жилья, промышленных, торговых и общественно-деловых объектов. В последние несколько лет петербургские строители ежегодно сдают более 1 млн кв. м жилья, а с 2004 года мы перекрываем цифру в 2 млн кв. м.

Фактически объемы строительства за шесть лет удалось увеличить вдвое. Если в 2000 году в эксплуатацию ввели 1,08 млн «квадратов» жилья, то в прошлом году данный показатель составил 2,37 млн кв. м. Это абсолютный рекорд: последний раз столь масштабный объем был достигнут в 1978 году, когда в городе было сдано 2,31 млн. кв. м жилья.

Увеличиваются не только объемы жилья, возводимого частными компаниями, но и доля строительства за счет средств городского бюджета. В прошлом году Комитет по строительству сдал в экс¬плуатацию около 170 тыс. кв. м жилья.

За счет роста объемов бюджетного строительства городской администрации удается быстрее решать вопросы социального характера – предоставлять новые квартиры очередникам, бюджетникам, молодым семьям, жителям расселяемых ветхих и аварийных домов. В Петербурге полным ходом идет реализация соответствующих целевых программ.

Рост объемов строительства является, пожалуй, самым ощутимым и наглядным примером развития отрасли. Тем не менее данный факт является следствием кропотливой работы. В Петербурге создан мощный и конкурентоспособный инвестиционно-строительный комплекс.

Первым серьезным шагом в данном направлении стал переход на новую систему предоставления участков под строительство. В 2005 году мы начали отказываться от целевого принципа выделения земли и стали проводить торги.

Стоит отметить, что аукционный механизм предоставления участков стартовал в нашем городе еще до выхода соответствующего законодательного акта на федеральном уровне. Новая система позволила сделать рынок земли доступным для всех заинтересованных инвесторов, а схему работы – открытой и прозрачной. В город начали приходить крупные компании, возрос приток иностранных инвестиций.

Важнейшим событием для Северной столицы стало принятие в конце 2005 года нового Генерального плана развития города. Это – главный градостроительный акт, регламентирующий нашу работу до 2025 года.

В прошлом году стартовал национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», и жилищная политика приобрела статус государственной.

Надо сказать, что нацпроект не внес в нашу деятельность ничего кардинально нового. А реализация его положений стала планомерным продолжением работы городского правительства. Однако мы получили большой стимул для дальнейших действий.

Важным направлением нашей работы является развитие системы ипотечного кредитования. Соответствующие мероприятия мы начали реализовывать еще в 2004 году, когда было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством города, банками и Санкт-Петербургским ипотечным агентством (АИЖК).

В прошлом году петербуржцам было выдано свыше 11 тыс. кредитов на общую сумму 19,2 млрд руб. Учитывая менталитет наших людей (считающих неправильным «жить в долг») и относительно небольшой срок работы с банками и агентством, мы достигли очень хороших показателей. Ведь еще несколько лет назад¬ мало кто мог предположить, что в кредит можно будет купить не только автомобиль и бытовую технику, но и квартиру. За короткий промежуток времени удалось не только создать и запустить сложнейший механизм, но и заставить людей поверить в то, что они могут хорошо жить уже сегодня. И это большой успех.

Однако одной лишь ипотеки недостаточно для решения задачи, поставленной Президентом. В основе дальнейших действий по повышению доступности жилья должно лежать многообразие форм его приобретения. Это может быть классическая ипотека, жилищные кооперативы, строительно-сберегательные кассы.

Кстати, в Петербурге уже два года подряд проходит Петербургский ипотечный форум, который я возглавляю. И я надеюсь, что обмен мнениями и опытом в рамках этого мероприятия будет способствовать решению данной задачи не только в Северной столице, но и во всей России.

– Многих жителей Петербурга пугает возможность продолжения так называемой уплотнительной застройки. Какова позиция городской администрации в отношении этого вопроса?

–  Уплотнительная застройка уходит в прошлое. Справедливости ради отмечу, что во многих случаях выступления жителей против нового строительства подогревались некоторыми политическими силами. Зачастую такие протесты не имели под собой никакой основы кроме совпадения с тем или иным предвыборным периодом.

До недавнего времени в Петербурге было немало «выбитых зубов» – пустых территорий, где дома были разрушены во время войны либо запланированы, но не построены. При этом данные участки резервировались под застройку в Генеральном плане. И когда заброшенный пустырь называли парком, пытаясь доказать, что он представляет собой оазис посреди каменных джунглей, это вызывало как минимум недоумение. Хотя, конечно, были действительно неудачные проекты и неправильные решения. Многие из них мы отменяли, учитывая мнение горожан. Огромное количество решений о строительстве было отклонено именно из-за отрицательного мнения граждан и по итогам общественных обсуждений проектов.

В любом случае, на сегодняшний день свободных мест для строительства в центральных районах Петербурга практически не осталось. Теперь приоритетными являются мероприятия по развитию новых городских территорий.

– Представители архитектурной общественности и жители Петербурга серьезно обеспокоены возможностью высотного строительства в нашем городе. Каково ваше отношение к появлению новых архитектурных доминант?

– Еще пять лет назад я предложил ввести понятие «высотный регламент», поскольку считаю, что мы не имеем права застраивать Петербург хаотично. На тот момент действовал старый Генеральный план, разработанный в 1986 году, который не мог учитывать современную действительность и градостроительные нужды мегаполиса.

Многие здания, включенные в список объектов всемирного наследия, и территории, на которых они расположены, включены в список так называемых зон высотного регулирования. Регламент, ограничивающий высоту строящихся на данных землях объектов, является временным – до принятия городским парламентом Правил землепользования и застройки. Новый высотный регламент должен стать частью этого документа.

Главная задача регламента – сохранение панорамных видов города. Другими словами, новые сооружения в городе не должны нарушать сложившиеся за 300 лет исторические панорамы. Всего в Северной столице существует шесть видовых пространств, которые не могут быть «перечеркнуты» новыми объектами. Речь идет об Адмиралтействе, Александро-Невской лавре, Исаакиевском, Петропавловском и Смольном соборах, а также – о Стрелке Васильевского острова.

В соответствии с Генеральным планом города определены территории высотного регулирования. Прежде всего, это охранная зона – исторический центр города, где расположены памятники истории и архитектуры. Здесь запрещено любое строительство – возможна лишь реставрация, реконструкция, регенерация, строительство мансард.

Затем идет зона регулирования застройки 1, где также четко определена высотность новых зданий, однако возможно и новое строительство. Для зоны регулирования застройки 2 определены «рекомендованные» параметры высотности, с возможностью отклонения от них. Чтобы реализовать на этих территориях какой-либо проект, необходима процедура общественного согласования – соответствующее решение должен принять Градостроительный совет, Совет по культурному наследию и жители Петербурга на общественных слушаниях.

Что же касается территорий, которые находятся очень далеко от центра города и не попадают в зоны высотного регулирования, то здесь будут определены места, где не только можно, но и нужно строить высотные объекты – так называемые высотные кластеры. И таким образом мы возвращаемся к основной идее высотного регулирования – сохранение наследия и создание нового. Но при этом, повторяю, должны быть четкие правила работы, которые никто не сможет отменять. Поэтому я бы рекомендовал архитектурной общественности не проявлять «серьезную обеспокоенность», высказывая предположения, где и какой небоскреб теперь будет построен, а принимать активное участие в дальнейшей работе и принятии решений. Ни одно отступление от высотного регламента без участия общественности не пройдет.

– В каком направлении будет развиваться Петербург в ближайшие годы? Останется ли Северная столица городом-памятником или превратится в бизнес-мегаполис?

– Надо понимать, что Петербург нельзя законсервировать. Он обязательно должен развиваться, доказывая свой статус одного из крупнейших городов-музеев мира. Право именоваться архитектурной, культурной столицей России, деловым центром и европейским городом надо постоянно подтверждать. Конечно, мы должны сохранять шедевры архитектуры, созданные зодчими на протяжении трех столетий. Но и современные архитекторы, несомненно, достойны того, чтобы их имена вошли в историю. Ведь город не возник в одночасье таким, каким мы его знаем сегодня. Все 300 лет своего существования Петербург рос, строился, менялся. И наверняка строительство многих объектов, вошедших сегодня в список памятников архитектуры, в свое время встречало сопротивление.

Не случайно новый Генеральный план сочетает в себе две основные для Северной столицы градостроительные цели – сохранение и развитие. Закон так и называется «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

– Ваша работа почти не оставляет времени для отдыха. И все же, чем вы предпочитаете заниматься в свободные от работы часы?

– Зачастую мне не приходится выбирать, чем заняться – с фантастической работо¬способностью губернатора Петербурга Валентины Матвиенко членам правительства приходится нелегко. Напряженный график, частые выездные совещания, мероприятия в выходные дни – вот непременные атрибуты нашей работы. Поэтому те свободные часы, которые у меня есть, я едва ли могу потратить на свое хобби – рыбалку. Вот, к примеру, уже три месяца как я не рыбачил. Тем не менее стараюсь выбираться – в редкие отпуска, выходные. Надеюсь в конце апреля открыть сезон.

ДОСЬЕ

Александр Иванович Вахмистров

Родился в 1954 году в Ставрополе. Имеет два высших образования: строительное и юридическое. С 1975 по 1978 год работал конструктором в СКБ <Индикатор>. С 1985 по 1987 год занимал пост начальника строительного управления № 339 <Главзапстроя>. С 1989 года - генеральный директор совместного строительного предприятия <Филко> и директор по строительству концерна <Олби>. В 1994 году приглашен на работу в Комитет по строительству для организации взаимодействия администрации Петербурга с частными инвесторами.

Доктор экономических наук, профессор. Почетный строитель России. Заслуженный строитель Российской Федерации.

В настоящее время занимает пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, является главой петербургского Союза строительных объединений и организаций, а также президентом Петербургского ипотечного форума.

Текст: Сергей Бардин    Фото: из личного архива Александра Вахмистрова