Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на днях в своем видеоблоге рассказал о внесенном Правительством в Государственную Думу проекте закона, который разрешит регистрацию в домиках на садовых участках. Проект федерального закона, вносящего изменения в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», по словам премьера, будет рассмотрен депутатами в ходе осенней сессии. Принятие документа наконец-то узаконит то, что еще три года назад постановил Конституционный Суд РФ: регистрироваться на даче можно.

По стопам пенсионера Воробьева
Вопрос о том, может ли российский гражданин получить регистрацию в принадлежащем ему домике в садоводстве, если живет там круглый год, муссируется почти десять лет. Принятые в 1998 году положения 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» говорили однозначное «Нет». Садоводы усмотрели в этом нарушение своих конституционных прав, обратились в суд и последовательно дошли до самый высшей инстанции.

Конституционный Суд рассматривал иски на эту тему дважды: в 2008 году – от группы граждан и в 2011-м – от дачника Анатолия Воробьева. Первый раз суд признал, что закон, запрещая регистрацию в домах, построенных на садовых участках, ограничивает право на выбор места жительства, а значит – противоречит Конституции РФ. Право на «прописку» в дачном домике было признано законным, но только если участок находится в границах поселений, а не на землях сельхозназначения.

Во втором случае пенсионер Воробьев сумел доказать, что его дом, построенный на сельскохозяйственных землях, вполне пригоден для постоянного проживания и добился получения постоянной регистрации по месту жительства. Дорога к «прописке» на даче была открыта. Но – только через суд.

Это дом? Докажи!
Разработанный Правительством законопроект должен устранить противоречие между федеральным законом и конституцией страны. «Он позволит гражданам переоформить свои дома, которые расположены на садовых и дачных участках, превратить их в индивидуальные дома и зарегистрироваться в этих домах по месту жительства, то есть получить регистрацию в этих садовых и дачных домах», – пояснил Дмитрий Медведев. Регистрация должна быть разрешена вне зависимости от того, находится участок на землях поселений или сельхозназначения, считают авторы законопроекта.

Прежде всего предполагается провести «терминологическую зачистку» 66-ФЗ, который сильно устарел в части применяемых определений. Законопроект предлагает расплывчатое понятие «жилое строение» заменить на понятие «индивидуальный жилой дом», уже используемое в законодательстве. Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальным жилым домом является отдельно стоящее здание с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи. Понятно, что это должен быть не разваливающийся сарайчик, а постройка, которая, в соответствии с Жилищным кодексом, «состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании». Здание должно быть капитальным и соответствовать СНиПам.

Собственникам разнообразных построек на дачных участках, претендующих на регистрацию в своем садовом домике, предстоит доказать, что их строение вполне подпадает под определение «индивидуальный жилой дом». Порядок действий будет определен в подзаконных актах. Однако можно предположить, что придется заказывать поэтажный план в БТИ, а затем нести пакет документов в межведомственную комиссию муниципального образования, включающую в себя представителей разных контролирующих служб.

«Нерезиновые» дачи
Премьер-министр в своем блоге постарался развеять главные опасения, возникающие в связи с дачной пропиской – не превратятся ли садовые домики в места массовой регистрации незаконных мигрантов? Дмитрий Медведев сообщил, что в Правительстве есть мнение узаконить регистрацию только для граждан страны. Да и тем будет непросто пройти сквозь игольное ушко бюрократии. «Напомню, что, в принципе, речь идет о постоянной регистрации. Для того чтобы ее получить, необходимо пройти достаточно сложную процедуру в Федеральной миграционной службе, ее никто не отменял, и представить достаточно серьезный набор документов. Все это, надеюсь, снизит риск фиктивной регистрации, и в этом случае будут соблюдаться все правила», – отметил Председатель Правительства.

Но спокойнее от слов премьера не стало. Во-первых, намерение Правительства поставить заслон перед гастарбайтерами пока никак в проекте ФЗ не зафиксировано. Во-вторых, резиновые квартиры (а в перспективе – и дачи) возникают не только вследствие наплыва незаконных мигрантов, но также из-за массового переезда в столицы и мегаполисы российских граждан, проживающих на национальных окраинах страны. Например, по данным управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Петербурге насчитывается 800 «резиновых» квартир, в каждой из которых поставлены на миграционный учет более 20 иностранных граждан. Кроме того, выявлено еще около 130 адресов, по которым произведена массовая регистрация граждан России.

Наконец, законопроект о «резиновых квартирах» тоже еще не принят – он «завис» в Госдуме после первого чтения и отложен на осеннюю сессию. Напомним: документ, предлагающий установить наказание вплоть уголовной ответственности для владельцев жилья, регистрирующих на своей площади фиктивных жильцов, был внесен президентом в начале этого года. Но в ходе обсуждения выяснилось, что миссия невыполнима – в стране попросту нет института, который мог бы принять на себя обязательства по воплощению президентской инициативы в жизнь. Вопрос о том, кто будет проводить поквартирную проверку, остался нерешенным. Понятно, что контроль над садоводствами будет организовать на порядок сложнее.

Сам прописался – сам виноват
Правительственный законопроект о дачной «прописке» – не первая попытка разработать федеральный закон на эту тему. В конце 2010 года депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приняли постановление о внесении в Государственную Думу законопроекта с похожим названием и содержанием. Депутат Сергей Никешин тогда оптимистично пообещал, что этот документ – лишь «первая ласточка» в корректировке федерального законодательства. Следующий шаг – наделение садоводств статусом городских поселений и преобразование их в полноценные муниципальные объединения.

Возможно, что «планов громадье» и стало причиной того, что петербургский проект так и не был рассмотрен Госдумой. Он не прописывал, каким образом будут справляться с увеличившимся объемом социальных обязательств муниципальные образования, получившие дополнительных жителей. Только на территории Петербурга насчитывается порядка 200 садоводств, которые в перспективе могли претендовать на статус муниципальных образований.

В варианте закона, предложенном Правительством РФ, эта проблема снимается. «Следует учитывать, что регистрация по месту жительства в индивидуальном жилом доме не будет приводить к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, возлагать на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

То есть зарегистрироваться на даче россияне смогут. Но при этом о комфортной среде обитателям садоводств и дачных товариществ останется только мечтать. Никто им не гарантирует доступ к бесплатной медицинской помощи, образованию и иным социальным благам. Как будет налажена доставка пенсий, почты, подъезд «Скорой помощи», тоже пока неясно.

Одна из главных целей изменения порядка регистрации на дачах – решение застарелой жилищной проблемы россиян. Законопроект дает шанс тем, у кого не достает средств на покупку квартиры в городе, обзавестись хоть каким-то постоянным жилищем. Садоводства и дачные товарищества представляют в этом смысле значительный резерв: по информации Союза садоводов России, 21 миллион семей в стране занимаются огородничеством и садоводством на своих дачах.

Но еще больше от принятия закона выиграют чиновники. Если хотя бы в каждом десятом дачном домике пропишутся владельцы (например, пенсионеры, оставившие городскую квартиру детям), показатель средней обеспеченности квадратными метрами сразу вырастет. И можно будет отчитаться об успехах в реализации программ по повышению доступности жилья.

Текст: Елена Денисенко    Фото: Алексей Александронок