Новое соседство зачастую приносит жильцам массу неожиданностей: мусорные баки прямо под окнами, неприятный запах, круглосуточная разгрузка машин во дворе, хлопанье дверей, грохот тележек и цокот каблуков по торговому залу. Особенно страдают люди, проживающие на вторых и третьих этажах, – их лишают покоя и сна громко работающие холодильники и кондиционеры.
«К сожалению, с жалобами на магазины и предприятия общепита на первых этажах жилых домов к нам обращаются довольно часто. Главные претензии – к незаконным перепланировкам, в результате которых идут трещины по стенам, к вывескам, мешающим своим мерцанием, и, безусловно, к шуму от различных источников», – подтверждает юрист комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО Анна Горбенко.
Оценить диспозицию
Первоначально необходимо выяснить, на каком основании владелец магазина или кафе использует помещение – выкуплено ли оно в собственность или сдано в аренду. Для прояснения ситуации необходимо обратиться в управляющую компанию (УК), ТСЖ или ЖСК. «На арендатора воздействовать проще, чем на собственника. Они, как правило, не вкладывают много средств в обустройство помещения, а потому не будут упираться до последнего», – уверена Анна Горбенко.
Но и с собственником, мешающим жизни окружающих, бороться можно. Прежде всего, следует узнать, переведено ли помещение из жилищного фонда в нежилой. Если в УК не хотят поделиться подробной информацией, стоит написать запрос в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга. Можно также проверить эту информацию в Управлении Росреестра, правда, за это надо будет заплатить 100 рублей.
Перевод жилого помещения в нежилое – процесс долгий и трудоемкий, а потому случается, что собственники выкупленных под коммерческие предприятия квартир нарушают букву закона. Как рассказали в «Юридическом бюро Юрьева», сама смена категории помещения не требует согласования с жильцами дома. Но существует важное ограничение, установленное п. 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ: перевод в нежилой фонд не допускается, если к помещению нет отдельного доступа. В таких случаях нужна перепланировка. «Вот тут возникают сложности. Чтобы сделать отдельный вход, как правило, необходимо присоединить к квартире, например, часть фасада. На этот случай в ст. 40 Жилищного кодекса РФ установлено, что на такую перепланировку должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме», – поясняет владелец компании Родион Юрьев.
Как показывают судебные разбирательства, бывает, что собственники коммерческих объектов либо подделывают подписи жильцов дома, либо начинают перепланировки до получения разрешения. А значит – у владельцев квартир появляются сильные аргументы против нежелательных «новоселов».
Ввязаться в бой
Параллельно с выяснением законности появления в доме шумного объекта можно начать против него «военные действия». Алгоритм примерно следующий. Сначала придется изучить федеральные и региональные законы, защищающие права горожан на спокойный отдых и комфортную жизнь. Для Санкт-Петербурга это закон «Об административных правонарушениях» от 12 мая 2010 года, запрещающий с 23 до 7 часов в будни и до 12 часов в выходные дни петь, кричать, музицировать, двигать мебель, производить ремонтные или разгрузочно-погрузочные работы. Каждый раз, когда среди ночи под окнами квартиры стоит грузовик, из которого выгружают товар, можно смело вызывать полицию и настаивать на составлении протокола об административном правонарушении.
Следующий шаг – рассылка заявлений во все профильные инстанции: районную администрацию, в Роспотребнадзор, а в случае бездействия чиновников – в прокуратуру и даже в приемную своего депутата.
Главным звеном на этом этапе является Роспотребнадзор. Заявление ему можно отправить либо через сайт, либо заказным письмом с уведомлением, либо отнести лично в канцелярию и потребовать регистрации. В послании подробно опишите существующие проблемы, попросите сделать замеры шума и укажите цель замеров (обращение в суд). Если недовольных в доме несколько, то каждому жильцу следует включиться в переписку с госорганами – это как раз тот случай, когда противника можно «закидать шапками». Конечно, ход дела нужно контролировать: не лениться перезванивать в Роспотребнадзор и интересоваться, в какой стадии находится жалоба. Правда, в ходе подготовки данного материала двухнедельные попытки автора дозвониться до этой организации не увенчались успехом, а потому лучше морально подготовиться к неоднократным личным визитам.
В конечном итоге Роспотребнадзор обязан назначить время и провести замеры шума. Но, как показывает опыт, на этом этапе могут возникнуть проблемы. Например, покой нарушают ночью, а замеры назначены на день. Следует настоять на своем и направить в Роспотребнадзор заказное письмо с просьбой провести замеры в нужное время.
Контрольный замер, на основании которого готовятся документы в суд, должен проводиться по согласованию с прокуратурой (согласовать мероприятие – проблема Роспотребнадзора) и с оповещением владельца источника шума. В соответствии с ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», госорганы должны предупредить предпринимателей о своем визите не менее чем за 24 часа. Вследствие этого, пишут участники интернет-форумов, в день проверки происходят удивительные истории: дни рождения в ресторанах справляют без музыки и в тишине, самые громкие холодильные установки замолкают на всю ночь.
Предположим, взаимодействие с органом госнадзора не приносит нужных результатов. Тогда можно привлечь негосударственную организацию, аккредитованную Роспотребнадзором на право проведения независимой экспертизы шума. Естественно, это потребует некоторых финансовых затрат, но их компенсацию можно включить в судебный иск.
Главная битва
Допустим, измерения подтвердили, допустимый уровень шума в квартире превышен. Напомним, что в Санкт-Петербурге максимальное значение в дневное время составляет 55 дБА, в ночное – 45 дБА.
На первый раз Роспотребнадзор ограничится предписанием с требованием устранить безобразие. Допустим, владелец объекта выполнил предписание надзорного органа только формально, и спать в квартире по-прежнему невозможно. Остается набраться терпения и начинать весь «квест» заново – опять слать заявления в Роспотребнадзор с требованием повторных замеров. Не следует забывать, что действие, равно как и бездействие, должностных лиц можно обжаловать в суде.
Очень часто конфликты разрешаются именно на этом этапе: собственники коммерческого помещения перепрофилируют бизнес на менее шумный или делают нормальную звукоизоляцию. В противном случае остается идти в суд. Здесь как раз пригодится вся задокументированная история вопроса: результаты замеров, предписания Роспотребнадзора, протоколы полиции, переписка с чиновниками. К заявлению также можно приложить фото и видеосъемку, которая подтвердит, что интересы владельцев квартир грубо и перманентно нарушаются.
С большой степенью вероятности решение будет принято в пользу владельца квартиры, и бизнесмена обяжут привести свой объект в соответствие с нормами общежития. Но это еще не финал. «Если ответчик не исполняет решение суда, принятое в вашу пользу, необходимо обращаться к судебным приставам-исполнителям. Однако необходимо запастись терпением, так как в судебном порядке разрешение вопроса о нарушении прав владельцев квартир на покой в лучшем случае займет не меньше шести месяцев, в худшем – растянется на годы», – предупреждает Анна Горбенко.
Многие граждане теряют терпение и отказываются от затяжных юридических баталий. Одни переходят к «партизанским действиям»: натравливают на магазин или кафе все мыслимые и немыслимые проверяющие органы, портят вывески, создают ему негативный имидж в интернете. Это худший вариант для обеих сторон. Другие, настроенные менее воинственно, просто продают «нехорошую» квартиру и переезжают в более тихое место. Но, предупреждает заместитель генерального директора АН «АРИН» Владимир Спарак, объект, под которым «завелось» заведение торговли или общепита, теряет в цене 10-15%.
До победного конца доходят только самые стойкие. Такие примеры есть. В конце весны 2013 года суд на месяц остановил работу магазина торговой сети «Дикси» в Приморском районе и предписал привести уровень шума холодильников в норму. Другой пример успеха: в 2011 году жильцы одного из домов на Конюшенной улице в Пушкине добились переоборудования продуктового магазина, открывшегося в подвале. Шум кондиционеров и холодильных установок прекратился. Но в обоих случаях противостояние жильцов и коммерческого объекта длилось не один месяц.