На прошлой неделе президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Новый закон вносит ряд существенных корректив в порядок взаимодействия с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Росреестром). Наиболее значимой для граждан и участников рынка новацией станет возможность подавать документы на регистрацию в электронном виде.

Электронное ускорение
С момента вступления закона в силу, а именно – с 1 октября 2013 года, зарегистрировать право собственности на квартиру, дом, земельный участок можно будет через интернет. Заявления и другие необходимые документы в Росреестр можно будет подать в электронном виде. Но при одном условии – они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, которая станет защитой от виртуальных мошенничеств.

Согласно Федеральному закону «Об электронной подписи», для идентификации юридических и физических лиц могут использоваться три формы электронной подписи, среди которых наиболее значимая и защищенная – квалифицированная. Она создается с помощью подтвержденных ФСБ криптографических средств и имеет сертификат от аккредитованного удостоверяющего центра, выступающего гарантом подлинности подписи. Электронный документ, подписанный ключом электронной подписи (КЭП), приравнивается законодательством к бумажному документу с собственноручной подписью. Процедура получения КЭП за два года действия закона об электронной подписи хорошо отработана, услуга стоит недорого – 960 руб. для физических лиц.

Росреестр также технически готов к выходу в виртуальное пространство. «Все сервисы разработаны, их можно ввести в эксплуатацию в любой момент», – еще в начале лета заявила руководитель Росреестра Наталья Антипина.

Технические сервисы Росреестра уже прошли обкатку: через интернет можно ставить объекты недвижимости на кадастровый учет, получать сведения, содержащиеся в госкадастре недвижимости и в Едином госреестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП). «С этого года риэлторы и застройщики вздохнули спокойнее – сейчас без проблем и очередей можно получить выписки из ЕГРП, копии кадастровых паспортов», – говорит генеральный директор «Первого ипотечного агентства» Максим Ельцов.

За первые пять месяцев текущего года, по данным Росреестра, в электронном виде было выдано более 33% сведений из государственного кадастра недвижимости, более 12% сведений из ЕГРП, поставлено на кадастровый учет около 14% объектов. Для сравнения: в 2012 году только 5% госуслуг Росреестра предоставлялись по интернету.

Несмотря на техническую готовность перейти к электронной госрегистрации, пока нет полной ясности, какой именно будет процедура. Порядок направления электронных документов должно будет утвердить Минэкономразвития России. Потому пока рано утверждать, что нововведение быстро решит проблему очередей в Росреестре.

МФЦ пока не помог
Внедрение электронного документооборота – не первый шаг, предпринимаемый государством в попытке отладить работу Росреестра. С той же целью с 2013 года была значительно расширена сеть адресов, где можно получить его услуги. Теперь подать документы на госрегистрацию или получить необходимую выписку из реестра возможно также через многофункциональные центры (МФЦ) государственных услуг. В Санкт-Петербурге 18 из 33 МФЦ сотрудничают с Росреестром.

Предполагается, что центры должны работать по экстерриториальному принципу, то есть принимать заявления по всем районам города. Единая электронная база данных теоретически позволяет сделать предоставление услуг максимально комфортным для россиян. Но пока таким образом в Санкт-Петербурге работает единственный МФЦ – в поселке Металлострой Колпинского района.

Участники рынка от результатов подключения МФЦ к госрегистрации прав собственности, мягко говоря, не в восторге. В подразделениях Росреестра, по их словам, по-прежнему стоят ночные очереди. В МФЦ нет проблем с подачей документов, но время ожидания получения свидетельства возросло. «Задержки с регистрацией, к сожалению, если не увеличились, то уж точно не уменьшились», – утверждает заместитель генерального директора АН «АРИН» Владимир Спарак. По его словам, налицо заметная разница по районам: например, Выборгский и Пушкинский довольно существенно, на две-три недели, задерживают документы, а Красногвардейский иногда выдает свидетельство день в день (по закону срок регистрации права собственности на недвижимое имущество составляет 20 календарных дней). «По Ленинградской области больших задержек с регистрацией нет. Но во Всеволожском районе через очередь подать документы просто невозможно, надо искать обходные пути. На прием к руководителям подразделений Росреестра записывают на полтора месяца вперед», – возмущается генеральный директор ООО «Экотон-Северный» Елена Павловская.

Еще одна проблема – низкая квалификация специалистов МФЦ: документы часто теряются, передаются не в те районы, так что разыскать свидетельство удается, только прорвавшись на прием к руководителям подразделений Росреестра. «Если раньше были большие трудности на входе – люди неделями дежурили, чтобы сдать пакет документов, – то теперь проблема заключается в появлении дополнительного звена в цепочке», – поясняет Максим Ельцов. По словам риэлторов, включение МФЦ в систему госрегистрации удлинило время предоставления услуги в среднем на семь-десять дней.

Текст: Елена Денисенко    Коллаж: Татьяна Воронина