Теперь же, после того как закон будет утвержден Президентом, с 1 июля сего года из рекламных объявлений (в том числе о продаже объектов недвижимости) исчезнут доллары и условные единицы.
Всего-то год назад, когда законопроект, направленный на укрепление национальной валюты, был внесен в Госдуму, большинство участников рынка недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга скептически относились к возможности перехода на рублевые цены. Сегодня наблюдается прямо противоположная картина: препятствия растаяли в воздухе, сомнения остались в прошлом.
Былое и Дума
Идею запретить использование валютных обозначений в повседневной жизни предложил академик Евгений Велихов, секретарь Общественной палаты. Эта мысль без особых последствий высказывалась и ранее, но ныне, поддержанная спикером Госдумы Борисом Грызловым, превратилась в законопроект. Его внесли в мае прошлого года единороссы под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета указывать цену товаров, работ, услуг в иностранной валюте».
Попытка укрепления рубля с помощью законодательных мер, надо сказать, уже предпринималась властями – в конце 2004 года. В Закон «О защите прав потребителей» внесли соответствующую поправку, согласно которой продавцов обязали указывать цену на товар строго в рублях. Однако за соблюдением данного требования почему-то не следили.
Субъекты рынка недвижимости реагировали на новую инициативу весьма сдержанно: дескать, все равно ничего не примут. Аргументы подбирались тоже не очень убедительные: нарушение традиции делового оборота, затруднение расчета между покупателем и продавцом квартиры, неудобство обращения с миллионными нулями и так далее. Вплоть до того, что, мол, пятитысячных рублевых купюр в обращении немного, а, следовательно, в банковскую ячейку такую кучу рублей не поместить.
Больше других волновались оценщики. И имели к тому некоторые основания. Например, при сравнительном методе оценки без данных западных рынков не обойтись. А разные валюты – это еще и разные ставки дисконтирования. Поэтому пересчитать стоимость по текущему курсу в сфере оценки не всегда возможно.
Однако минул год, и все – застройщики, риэлторы, ипотечные брокеры и остальные – сменили тональность. Теперь рублевые цены если не благо, то, как минимум, насущная необходимость. И даже политкорректность играет совершенно подчиненную роль.
Фронт без флангов
Попробуем разобраться с причинами, по которым рынок недвижимости якобы игнорировал рубль как национальную валюту.
Во-первых, Москва и Петербург – это далеко не вся Россия. Но именно в них (а также еще в нескольких регионах) цены на квартиры традиционно номинировались в долларах. Эта традиция сложилась не на пустом месте: рубль был нестабилен, и все сбережения граждан находились, как правило, в долларах. Через некоторое время более стабильной валютой стал евро, но привычка оказалась настолько сильной, что по инерции сохраняется. В долларах также считают Сочи («пригород Москвы»), Владивосток и еще небольшое число регионов. Для остальных инициативы думцев неинтересны, они уже давно проживают в «рублевой зоне».
Во-вторых, доказал или не доказал рубль свою состоятельность – вопрос спорный. Однако курс его по отношению и к доллару, и к евро на сегодняшний день стабилен. Для «остальной России» это стало очевидным уже давно. Теперь законодательная власть, при несомненной поддержке исполнительной, пытается донести эту мысль и до двух столиц. Судя по отзывам представителей бизнес-сообщества, они не возражают.
Что же касается наших с вами пенатов, есть один показательный пример – аренда квартир. Если не брать в расчет элитные, которые до сих пор номинируются в долларах, а чаще в евро, то там рубль давно победил иноземные валюты.
Вообще, если с рублем начинаются какие-то проблемы, аренда переходит на другую валюту. Как только он укрепляется, все дружно голосуют за него – сейчас порядка 80% предложений по аренде индексируются в рублях.
Реклама как двигатель
Отвлечемся на какое-то время от темы, которая заявлена в качестве главной. Из-за чего разгорелся весь сыр-бор? Положа руку на сердце из-за одной, но очень лаконичной, поправки в Закон «О рекламе». (А именно – из-за внесения в него статьи 71.)
Она гласит: «В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте».
Между прочим заметим, что Закон о рекламе, как и Закон о СМИ, для «нераскрученных» на федеральном уровне депутатов является чем-то вроде приводного ремня к массам, по типу советских профсоюзов. Нужно заявить о себе во всю мощь – готовь поправки. На каждый из этих законов за совсем недолгое время их действия в силе приходится примерно по 80 (!) поправочных инициатив. И неважно, что девять десятых из них отклонены либо отправлены на длительную доработку, либо вообще написаны без особого знания русского языка, даже в пределах среднего общедоступного образования. Внимание публики гарантировано: о себе, любимых, средства массовой информации напишут всегда, а о своих рекламодателях, по их ненастойчивой просьбе, – тем более. Вот вам и пи-ар во всероссийском масштабе…
Традиционализм в кубышке
При нынешних петербургских ценах однокомнатная квартира стоит около $80 тыс. Если перевести эту цену в рубли, получается нечто с очень большим количеством нулей. Это, естественно, не очень удобно для потребителя.
Проблема, впрочем, выглядит надуманной. Некоторое время большинство народонаселения осуществляло накопления в долларах. И относилось к рублям (достаточно обоснованно) скептически.
Попробуем экстраполировать ситуацию в несколько иной плоскости. Никаких мантр и зомбирования, просто взгляд в недалекое будущее без истерик и предрассудков. Европа переходила на евро без особых, видимых из России, проблем. Правда, кроме того – еще и на метрическую систему, что особенно коснулось старой доброй Англии. Но даже и она переходный период пережила…
По сути, никаких реальных тормозов внутри рынка для того, чтобы перейти с долларов на рубли, нет. Завтра (допустим, с 1 июля 2007 года) скажут: «Квартира стоит 3 млн рублей». Среднестатистический риэлтор какое-то время – может месяц, а может и два – будет автоматически пересчитывать эту сумму в доллары. Потом, скорее всего, привыкнет, и это уже не будет вызывать никакой идиосинкразии.
Сегодня любой агент, разбуди его ночью, скажет, сколько стоит средняя «двушка» в долларах, но долго будет морщить лоб при пересчете в рубли. Нужен, конечно, переходный период.
Округление, естественно, произойдет в большую сторону. На тысячу рублей, в среднем, или $30–40 «по-старому», то есть чуть больше доллара на «квадрат», или меньше сотой доли процента. Другое дело, что впоследствии, когда все привыкнут к рублевым ценам, изменится шаг, на который продавец готов отступить. Сегодня он за маленькую квартиру составляет $500, а каким станет потом – сказать сложно. Скорее всего, 10 тыс. рублей.
Переоценка ценностей
Вообще же ситуация складывается более чем интересная. Периодические издания – в качестве ведущих рекламных носителей – становятся полноправными участниками рынка недвижимости, никак не менее влиятельными, чем агентства. Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях, любое одноразовое несоблюдение Закона «О рекламе» грозит юридическому лицу, в том числе и СМИ, денежным штрафом в размере полумиллиона рублей (5000 МРОТ). Понятно, что в листингах многие тысячи предложений и платить за каждое – разорению подобно.
Более того, при принятии поправок в Совете Федерации по предложению Комиссии по информационной политике в стенограмму заседания было внесено протокольное поручение – о разработке изменений в КоАП. Надо полагать, речь идет не о смягчении санкций.
В итоге имеем следующее: так называемые профессиональные участники рынка уже смирились. И их можно понять. Вся реклама от потребителей практически единомоментно переходит в рублевый формат. Через какой-то месяц продавцы квартир перестают понимать, что такое доллар и с чем его едят. Строители, под угрозой команды ФАС, перестают меряться условными единицами, риэлтеры находят пятитысячные купюры и – никаких проблем.
Вот только не очень понятно, как быть с валютной ипотекой. До поры до времени ее не тронут: проценты никак не являются стоимостным показателем. Однако и пора, и время имеют свойство меняться…
Прямая речь
Александр Романенко,
президент Российской Гильдии риэлторов, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость»:
– Если запрет на указание в рекламе цен в иностранной валюте послужит скорейшему переходу петербургского рынка недвижимости на рубли – нововведение можно только приветствовать. Расчеты в рублях агентствам недвижимости намного удобнее – с точки зрения бухгалтерии, учета и финансового контроля.
Участники сделки могут договариваться о расчетах в наличной валюте (по договорному курсу), это ведь не запрещено. Если же они выберут расчеты в наличных рублях, проблему ячеек вполне способны решить пятитысячные купюры.
Но покупателям в принципе должно стать немного проще, особенно приобретающим жилье в новостройках. Им не придется внимательно следить за курсом условной единицы, принятым в конкретный день в определенной строительной компании.
В целом, я положительно отношусь к переходу на указание цен в рублях. Но для рынка он по большому счету ничего не меняет.
Татьяна Хоботова,
начальник отдела ипотечного кредитования Центра ипотечного кредитования петербургского филиала ВТБ 24:
– Когда банки рекламируют ипотечные кредиты, никакие суммы в валюте не указываются, речь идет о возможности взять кредит в рублях, долларах или евро, а также о соответствующей процентной ставке. Все комиссии, если они наличествуют, указываются в рублях или в процентах. Поэтому на валютную ипотеку поправки в Закон «О рекламе» не распространяются. Сильных потрясений на рынке недвижимости нельзя ожидать. Как в свое время привыкли к долларам или условным единицам, так же привыкнут и к рублям.
Максим Шубарев,
президент Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», президент корпорации «Петербургская Недвижимость» (холдинг Setl Group):
– Практически все участники рынка уже достаточно давно ушли от расчетов в валюте и работают с рублевыми суммами или с условными единицами, которые также привязаны к рублю. Расчеты в валюте, возможно, сохранились в единичных компаниях. Поэтому вряд ли законодательные нововведения в этой части каким-либо существенным образом отразятся на рынке.
Переход от условных единиц к рублю сложностей не составит – гораздо труднее психологически было отказываться от доллара.