Для современного Петербурга строительство чего-то действительно масштабного, важного для города и в срок – фактически нонсенс (впрочем, как и в советские времена – для примера можно вспомнить хотя бы дамбу). Тем удивительнее та скорость, с которой возводится новый терминал в Пулково стоимостью 1,2 млрд евро. И практически полное отсутствие скандалов, связанных с этой масштабной стройкой.
Особенно выигрышно смотрится проект на фоне таких же глобальных «строек века» как ЗСД – с его многочисленными переносами сроков ввода очередей и пока туманными перспективами построить всю трассу в 2016 году – и особенно стадиона на Крестовском острове. Можно упомянуть еще и новый выставочный центр «ЭкспоФорум», который достроить в срок тоже явно не успеют. Всех их роднит то, что заказчиком выступают либо Смольный, либо аффилированные с государством компании.
Новое здание аэровокзала возводит структура, никакого отношения к бюджетным инвестициям не имеющая. И с 2009 года, когда ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ООО «ВВСС») получило в управление «Пулково» на 30 лет, не было ни одного сбоя в первоначально утвержденном графике работ. В ноябре 2012 года строители «закрыли контур» терминала, а в апреле текущего завершился один из самых трудоемких этапов – была сооружена внешняя схема электроснабжения здания. Все остальное остается «делом техники».
Последние штрихи
Сегодня готовность Централизованного пассажирского терминала (так он официально называется, здесь будет происходить регистрация на абсолютно все местные и международные вылеты) оценивается в 90%. Осталось достроить лишь часть эстакады, по которой автомобили будут подъезжать ко входам в здание, а также перроны, по которым с другой стороны подъедут авиалайнеры. Все эти работы планируется завершить к 20 октября.
Внутри здания терминала завершаются отделочные работы, и через пару недель уже начнут устанавливать оборудование, в частности – довольно сложную систему сортировки багажа (сможет обрабатывать 4800 единиц багажа в час), а также информационные табло и сопутствующую электронику.
В октябре терминал будет полностью готов, и начнутся его «полевые испытания» с помощью волонтеров, которые будут изображать пассажиров. К тому времени должны исправно функционировать все 14 телетрапов, 10 лент выдачи багажа, 115 кабин паспортного контроля и 4 огромных «острова регистрации» в общей сложности на 90 стоек (разве что товары в магазины Duty Free еще не завезут). Всего этого должно хватить для обслуживания 17 миллионов пассажиров в год, как и планируют в «ВВСС» (в 2012 году пассажирооборот петербургского аэропорта составил около 11 миллионов). Торжественное открытие нового терминала назначено на 29 ноября.
Инфраструктура под вопросом
Сразу же после этого «Пулково-1» будет закрыто на полугодовую реконструкцию. Его соединят галереей с Централизованным пассажирским терминалом и в дальнейшем здание, известное в народе как «Пять стаканов», стает использоваться в качестве «чистой зоны» для пассажиров внутренних рейсов. То есть сюда можно будет попасть лишь после личного досмотра и пройти непосредственно на посадку.
Дальнейшие перспективы расширения аэропорта пока не слишком ясны. Строить вторую очередь, вроде бы, собираются, но вот когда именно, пока неизвестно. По словам заместителя руководителя по строительству терминала ООО «ВВСС» Виктора Жиряка, архитектурный конкурс, возможно, объявят в будущем году.
Точно также пока в тумане будущее терминала «Пулково-2». Закроют его, видимо, лишь в начале следующего года, но как он будет после этого использоваться, городские власти пока решают. Отметим, что именно рядом с «Пулково-2» размещаются бизнес-центры и гостиницы, сформировавшие пока небольшую деловую зону при аэропорте. Правда, аналитики считают, что закрытие терминала никак не скажется на ее развитии.
«Количество компаний-арендаторов, ориентированных на функционирование «Пулково-2», крайне мало, чтобы отразиться на заполняемости бизнес-центров. Арендаторов привлекают скорее более низкие арендные ставки по сравнению с аналогичными по площади объектами, находящимися рядом с метро», – говорит управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев.
А вот вблизи Централизованного пассажирского терминала деловой зоны, вероятнее всего, не будет, так как ее просто напросто негде разместить. С одной стороны – летное поле, с другой – земля зарезервирована для второй очереди. Так что ждать появления множества отелей и бизнес-центров, как, к примеру, вблизи парижского аэропорта Шарль де Голль или хельсинского Вантаа, рядом с петербургским аэропортом вряд ли стоит.