Муниципальное образование «Город Красное Село» расположено в десяти километрах от Кольцевой автодороги (КАД) и вытянулось на живописном холмистом рельефе вдоль Таллиннского шоссе. Несмотря на то что «город-село» входит в административные границы Красносельского района Санкт-Петербурга, это все-таки не типичный спальный район, а уютный городок-спутник со своими градообразующими предприятиями, торговой инфраструктурой и множеством достопримечательностей.

В Красном Селе представлены все типы демократичного жилья

Инфраструктура: ближе к природе

Дорога на маршрутке от станций метро «Автово» или «Проспект Ветеранов» по Таллинскому шоссе займет минут двадцать. Правда, следует сделать оговорку: участок шоссе, проходящий через Красное Село, который называется проспектом Ленина, в выходные дни и часы пик является «узким горлышком». Небольшие ДТП здесь могут полностью парализовать движение. При этом любые объездные пути (например, через Стрельну или Киевское шоссе) увеличивают путь до этих петербургских окраин на 20-30 км. До Красного Села можно за полчаса доехать с Балтийского вокзала на электричке, правда, ходят они нечасто: интервал движения даже в вечерний час пик – больше часа.

Социальной и торговой инфраструктурой район не обделен. Здесь есть и круглосуточные супермаркеты, и небольшие магазины, и недавно реконструированный рынок, на который заглядывают даже «неместные» петербуржцы, чтобы приобрести фермерскую продукцию. Торговые зоны Красного Села сосредоточены в основном вдоль проспекта Ленина.

На въезде в Красное Село нас встречают «корабли» серии 1-600-ЛГ. Причем среди них попадаются дома редких переходных модификаций

Спортивно-развлекательные объекты здесь тоже есть. Недавно в Красном Селе появился «газпромовский» спортивный комплекс с бассейном. Но основные места отдыха красносельцев – под открытым небом. На южной границе муниципального образования, у подножия Дудергофской возвышенности, находится поселок Можайский (бывший Дудергоф), здесь расположены самые высокие точки южных пригородов Петербурга и неплохие горнолыжные склоны с бугельными подъемниками, эксплуатируемые туристическими клубами.

Главная достопримечательность Красного Села – каскад из трех озер (Безымянного, Долгого и Дудергофского). О происхождении этих озер спорят историки и краеведы. Одни полагают, что речь идет о водоемах природного происхождения, другие уверены, что они сформировались, благодаря запрудам для мельниц на реке Дудергофке. Но так или иначе, над ними «поработали» и природа, и человек. Все озера подпитываются холодными родниками, поэтому вода в них прохладная даже в жару.

К слову, Безымянное озеро – это единственный водоем на территории Петербурга, который представители Роспотребнадзора в этом году признали соответствующим санитарным нормам и пригодным для купания. Даже в будние дни отдыхающих здесь немало – машину поставить негде. Но из любого уголка Красного Села сюда можно добраться пешком, через старинный парк.

«Норильский» кооперативный дом – нетипичная для 1970-х годов постройка. По тем временам это жилье повышенной комфортности

За околицей Петербурга

Красное Село основал Петр I, в 1709 году он присмотрел здесь место для бумажной мельницы на быстрой речке Дудергофке. В XVIII веке центром Красного Села была площадь у церкви Святой Троицы, на Ревельском тракте, вокруг которой село, собственно, и разрасталось.

В начале XX века рядом с площадью появилась кожевенная мануфактура, которая в 1960-е годы превратилась в стратегическое предприятие меховой промышленности СССР, снабжавшее соболями капиталистический мир. В советские времена участок тракта, проходящий через «город-село» переименовали в проспект Ленина, а напротив храма появились квартал хрущевок, универмаг и сквер с памятником вождю мирового пролетариата. Несколько лет назад церковь отреставрировали, пролетарский вождь с постамента «сбежал», меховая фабрика за универмагом сжалась, уступив львиную долю площадей торговым зонам, а ведомственный детский сад на улице Юных Пионеров реконструировали, превратив в трехэтажный таунхаус.

Частная застройка Красного Села проста и незамысловата, без намеков на высокую архитектуру

В течение почти трех столетий главным градообразующим предприятием Красного Села была та самая, основанная Петром I, бумажная фабрика (ныне ОАО «Красногородская бумажная фабрика»). Кроме нее работой, жильем и ведомственными детскими садами красносельцев обеспечивали десятки крупных промышленных предприятий. В советский период дорога в Красное Село была известна всем владельцам дефицитных в то время «Жигулей». Здесь располагался автомагазин с единственной на весь Ленинград гарантийной «вазовской» станцией техобслуживания, размером с небольшой завод.

В конце прошлого века промышленность остановилась. Красное Село на целое десятилетие превратилось в депрессивную территорию, где практически не велось многоэтажное жилищное строительство, но развивалась стихийная частная застройка – с архитектурой, присущей именно этому, переходному, периоду. Домики коробчатых форм из силикатного кирпича соседствовали с хрущевскими пятиэтажками. Правда, в отличие от других пригородов, активно застраиваемых в период первого коттеджного бума середины 1990-х, красносельская застройка была более демократичной.

Квартиры в хрущевках на улице Юных Пионеров – самое доступное жилье в административных границах Санкт-Петербурга

Тем не менее народная тропа в утопающий в зелени городок не зарастала: петербуржцы приезжали за шубами на меховую фабрику, продукцией «АвтоВАЗа» в официальный дилерский центр и за фермерскими овощами на рынок.

С 2007 года, когда строительство Кольцевой автодороги дошло до Таллинского шоссе, Красное Село стало превращаться в обычный, но вполне уютный городской район с современной многоэтажной застройкой.

Между городом и деревней

Въехав в Красное Село по Таллинскому шоссе, вдоль которого то и дело попадаются ветхие избушки вековой давности, мы оказываемся у поворота на Стрельнинское шоссе. Собственно говоря, избы вдоль тракта – это не бывшие крестьянские или купеческие дома, а объекты придорожной инфраструктуры – ямщицкие трактиры и постоялые дворы. Стрельнинское шоссе, несмотря на многообещающее название, это все-таки не шоссе, а улочка, которая в Стрельну и не ведет, обрываясь через два квартала.

Трехуровневый таунхаус на ул. Огородной в окружении хрущевок и брежневок – это перестроенный ведомственный детский садик

Кооперативный дом ЖСК «Северное сияние», встречающий нас у поворота на упомянутое шоссе, достоин отдельного упоминания. Его красносельцы называют «норильским». Такие кооперативные дома в 1970-х годах строили для тех, кто работал «на северах». По тогдашним меркам этот дом можно было отнести к разряду «элитных». Практически все квартиры в нем трех- или четырехкомнатные, с высокими потолками (2,7 м) и широкими лоджиями на два окна.

К каждой квартире приписана кладовая в подвале. Первоначально проектом предусматривался даже бассейн на крыше, и его даже построили, но в эксплуатацию так и не ввели. Похожие «северные» кооперативные дома есть и в других пригородах Петербурга (а также в Подмосковье). Нередко работникам стратегических предприятий удавалось вписаться в несколько таких кооперативов. Сегодня квартиры в подобных домах в продаже оказываются редко, но часто сдаются в аренду.

Вдоль Стрельнинского шоссе расположен микрорайон самого демократичного жилья. Это разные модификации «кораблей» серии 1-ЛГ-600. Кроме них в Красном Селе есть массив хрущевок (улица Юных Пионеров), а также пяти- и девятиэтажные дома «гатчинской» 121-й серии (основная зона их локации – на выезде из города, вдоль Кингисеппского шоссе).

На выезде из Красного Села в сторону Кингисеппа – относительно свежая застройка, девятиэтажки 121-й серии

В «брежневский» период в Красном Селе строились в основном кирпичные дома: «точечные» и многоподъездные девятиэтажки 528-й серии встречаются практически во всех жилых микрорайонах. По данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», 60% красносельских квартир, представленных в продаже, расположены именно в кирпичных домах.

Купить квартиру в Красном Селе (вторичное жилье) можно практически в любых типах городского многоквартирного жилья: от старого фонда до относительно свежих панельных и монолитно-кирпичных строений. Дореволюционный старый фонд здесь, как правило, требует капитального ремонта и представлен несколькими обветшалыми многоквартирными домами (когда-то это были рабочие общежития) и перестроенными казармами.

«Трешка» по цене однокомнатной квартиры

Еще десять лет назад с точки зрения рынка жилья Красное Село всегда было почти что «белым пятном» на карте городской недвижимости, и в первую очередь из-за неважной транспортной доступности. Цены на квартиры, а также ставки жилой аренды здесь были самыми демократичными: типовую однокомнатную квартиру поближе к центру Петербурга можно было без доплат выменять на приличную красносельскую «трешку» в кирпичном доме.

Сейчас ценовой разрыв сократился. Но и сегодня Красное Село является территорией самого доступного городского жилья. Купить однокомнатную квартиру в Красном Селе можно за 2,65 млн руб. (это средние цены по информации Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости»), двухкомнатную – 3,44 млн руб., трехкомнатную – 4,06 млн. Время от времени выставляются на продажу «однушки» с ценами ниже 2,5 млн руб. Как правило, это квартиры в хрущевках и «кораблях».

Текст: Филипп Урбан    Фото: Алексей Александронок