В Петербурге растет дефицит промышленных холодильников

По объемам перевозок Петербург – первый в Северо-Западном федеральном округе и второй в России транспортный узел. Он является крупным транзитным центром, обслуживающим внешнеэкономические связи большинства регионов России, и входит в систему важнейших международных коридоров. Через Северную столицу идет до 80% импортных поставок замороженных продуктов в Россию, отсюда удобнее осуществлять северный завоз. Тем не менее большая часть со­временных логистических центров расположена в Москве.

По данным Федеральной таможенной службы, импорт основного ввозного в РФ продукта пищевого сегмента – сырого и мороженого мяса – за девять месяцев 2006 года составил 1,1 млн т (в январе-ноябре 2005-го – 1 млн т), в денежном выражении – $2,50 млрд (для сравнения – $1,54 млрд в 2005 году). Импорт мяса птицы составил $812,3 млн ($743,5 млн в 2005 году), а импорт рыбы вырос до $850,3 млн по сравнению с $693,3 млн в 2005 году.

На фоне возрастающего потока грузов в Петербурге растет дефицит промышленных холодильников. По словам Елены Михриной, маркетолога-аналитика компании «НИРА-ФОНДС», данная ситуация ведет к использованию не совсем цивилизованных методов хранения. Под склады-холодильники оборудуют овощные базы, простаивающие промышленные помещения, заводские цеха, устанавливая там холодильное оборудование и переделывая полы.

В качестве холодильных складов активно используются хладокомбинаты советского времени. По мнению Елены Михриной, реконструкция старых хладокомбинатов не эффективна, так как они имеют достаточно большой технический износ и морально устарели. Если ранее хладокомбинаты представляли собой самодостаточные коммерческие предприятия, которые обслуживали крупных производителей и торговые компании, то на данный момент они либо сдают площади в аренду, либо предоставляют площадку для ответственного хранения. В отдельных случаях дополнять рынок холодильных складов могут мясокомбинаты, которые частично сдают в аренду свои площади. Помимо этого, в качестве холодильников используются рефрижераторные вагоны Министерства путей сообщения (МПС).

Большая часть холодильных складов Петербурга расположена в порту или недалеко от него. Большой порт Петербурга является вторым по величине в стране (после Новороссийского морского торгового порта). Грузооборот петербургского порта составляет порядка 50 млн т в год. На данный момент ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» владеет рефрижераторным терминалом мощностью 1 500 тыс. т. Морской порт Петербурга за 2006 год обработал 54 228 тыс. т грузов, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2005 года. При этом грузооборот рефрижераторных грузов увеличился на 6,7%, до 3 591,4 тыс. т.

Осенью 2005 года в петербургском порту существенно повысилась стоимость обслуживания рефрижераторных контейнеров. Перевозчики были вынуждены ввести дополнительную плату из расчета $275 за один рефрижераторный контейнер ввиду многочисленных проблем обработки грузов в порту. Из-за серьезной перегруженности петербургского порта рефконтейнеры, требующие срочной обработки, зачастую могут простаивать по 5–6 дней. Однако введение дополнительной платы не снизило напряженности в порту, а лишь привело к удорожанию рефимпорта в Россию. «Объемы импорта замороженных продуктов в денежном выражении увеличились по некоторым товарам почти в 2 раза, – сообщила Елена Михрина. –  Заторы в петербургском порту смогут исчезнуть только с появлением новых мощностей по перевалке контейнеров».

Деньги за ответственность

Хранение рефрижераторных грузов в Петербурге в основном осуществляется путем заключения договора ответственного хранения. Ответственное хранение отличается от аренды тем, что включает в себя весь процесс перемещения, хранения, охраны товара. Аренда морозильных камер незначительно присутствует на рынке. Это объясняется спецификой грузов – замороженная продукция требует перевозки специальным транспортом и особого режима хранения. Не каждая компания может взять на себя весь спектр необходимых логистических услуг, в результате чего на условиях аутсорсинга товары клиента отдаются под ответственное хранение третьему лицу –
логистической компании.

«Оплата услуг ответственного хранения должна происходить по факту хранения, и клиент не должен платить, если у него нет груза, – говорит Елена Михрина. – На рынке рефрижераторных услуг Петербурга клиент платит за услуги ответ­ственного хранения постоянно, вне зависимости от использования площади, тем самым бронируя необходимые ему паллетоместа. Таким образом, фактически ответственное хранение перекрещивается с арендой».

Ставки аренды на холодильных и рефрижераторных складах высокого класса варьируются в диапазоне от $0,65 до 0,81 в сутки за 1 паллетоместо. Рефрижераторные склады также обеспечивают погрузо-разгрузочные и транспортные (внутрискладские) операции для клиентов. Стоимость одной операции колеблется от $0,84 до 1,85.

Елена МИХРИНА,

маркетолог-аналитик компании «НИРА-ФОНДС»

Развитие логистического бизнеса в Петербурге тормозит ряд проблем, решить которые можно только на государственном уровне. Развитию рефрижераторных логистических терминалов мешает отсутствие инфраструктуры в промышленных зонах Петербурга. В пром­зоне «Шушары» часть собственников располагались на уже нарезанных участках, но долгое время не могли строить объекты из-за отсутствия электричества, воды, газа. Появление проектов, имеющих поддержку городских властей, – заводов Toyota и General Motors–  усилило инженерное обеспечение промышленной зоны, доказав, что развитие возможно только там, где уже есть подведенные коммуникации.

Игроки на холодильном рынке

Структуру рынка рефрижераторных складов в Петербурге составляют как компании, предоставляющие услуги ответственного хранения и аренды холодильных камер, так и фирмы, построившие рефрижераторные склады для собственных нужд (см. таблицу 2).

Сложившаяся ситуация подталкивает крупных российских импортеров к строительству собственных складов-холодильников в Петербурге. Практически все крупные российские импортеры фруктов наращивают свои логистические мощности. Компания Sunway в 2007 году откроет для собственных нужд складской терминал площадью 10 тыс. кв. м в промышленной зоне «Шушары». Рядом с терминалом, принадлежащим ООО «Санвэй-Груп», ООО «Балт­Фрут» планирует построить складской терминал вместимостью 60 тыс. т на участке 38 га.

Также свои холодильные мощности наращивают и игроки рынка мясной индустрии. ЗАО «Микояновский мясокомбинат» планирует построить в Шушарах торгово-складской комплекс, через который будет поставлять в торговые сети свою и чужую продукцию. Земельный участок в 5 га находится в собственности компании. Общая площадь здания комплекса – 5 тыс. кв. м, из них 3,5 тыс. кв. м займут складские помещения. Комплекс рассчитан на хранение 5 тыс. т. мясопродуктов.

Компания «Айсберг» (концерн «Газрезерв») планирует построить логистический комплекс. Компания владеет земельным участком на пересечении Таллинского и Волхонского шоссе площадью 40 га, на котором будет возведен складской комплекс площадью 80 тыс. кв. м.

В этом году Региональный фонд развития Ямала и компания «Спутник» планируют сдать первую очередь холодильного логистического комплекса в Шушарах. Общая складская площадь комплекса – 40 тыс. кв. м, холодильный склад для длительного хранения –  30 тыс. кв. м, дистрибьютерский центр –  5 тыс. кв. м, цех переработки и упаковки товаров – 5 тыс. кв. м.

Компания «Энергофинанс» («Томилинская девелоперская компания») планирует построить в Парголово промышленно-грузовой комплекс площадью 120 тыс. кв. м. В собственности компании – 2 участка площадью 113 тыс. кв. м в Парголово и земельный участок в промышленной зоне «Парнас». Часть комп­лекса будет оборудована холодильными установками. О строительстве логистического комплекса заявила финская мясоперерабатывающая группа Atria. В рамках проекта, общая стоимость которого 70 млн евро, планируется также построить мощность по производству мясных продуктов. Завершение строительства данных объектов намечено на 2008 год.

Развитие логистического бизнеса в Петербурге тормозит довольно большое число проблем, решить которые можно только на государственном уровне. Пока они не будут решены, Петербург не сможет оптимизировать всевозрастающий объем грузопотока и стать логистическим центром в России. С другой стороны, Петербургу необходимы новые крупные логистические терминалы европейского уровня. Одним из препят­ствий для развития рефрижераторных логистических терминалов является отсутствие инфраструктуры в промышленных зонах Петербурга. Например, в промзоне «Шушары» достаточное количество собственников располагались на уже нарезанных участках, но долгое время не имели возможности строить объекты из-за отсутствия электричества, воды, газа. Ситуация изменилась с появлением проектов, имеющих под­держку городских властей, – автомобильные заводы Toyota и General Motors усилили инженерное обеспечение промышленной зоны, доказав, что развитие возможно только там, где есть уже подведенные коммуникации. Начиная с 2002 года новые холодильные мощности ввели такие компании, как «Равиолло», «Дарья». Холодильные системы данных компаний используются только для собственных нужд, общий объем холодильных мощностей составляет 12,8 тыс. т. Также холодильные склады ввели в эксплуатацию компании «Интерхолод» (3 тыс. т), «Хома»

(5 тыс. т), «ПетроФриго» (5,4 тыс. п/м), «Фрукон» (0,5 тыс. т). В ближайшие два года на рынке рефрижераторных складов ожидается появление 4–5 объектов высокого класса. Это не только отдельные специализированные помещения, но и холодильные мощности в больших логистических терминалах.

Регион

Распределительные холодильники

Холодильники торговой сети

Число

Объем единовременного хранения, тонны Число Объем единовременного хранения, тонны  

Российская Федерация

714 1 003 467 6 200 107 074

Московская область

31

77 252 631 20 496
Санкт-Петербург

31

64 723 нет данных 3 693

Москва

107 51 432 599 8 749

Источник: компания «Нира-фондс»

Наименование компании

Вместимость склада, паллетомест. Технические характеристики

Предоставляемые услуги

Стоимость услуг, USD

«Интертерминал-Предпортовый» Кубинская ул., 75

24,4 тыс. паллетомест
5-ярусное стеллажное хранение

Ответственное хранение, возможность приема и обработки ж/д составов, комплексная обработка контейнерных грузов, формирование заказов, маркировка, упаковка, паллетирование

Расчет стоимости ответственного хранения в зависимости от конкретного клиента

«ПетроФриго»
Волхонское шоссе, 11

5,4 тыс. паллетомест
4-ярусное стеллажное хранение

Ответственное хранение, формирование заказов, маркировка, упаковка, паллетирование

0,76/паллетоместо

«Хома»
Волхонское шоссе, 33

7 тыс. паллетомест 8-ярусное стеллажное хранение

Ответственное хранение, паллетирование, обслуживание ветеринарной станции

0,62/паллетоместо

Холодильный склад Октябрьская наб.

1,1 тыс. паллетомест

3- ярусное стеллажное хранение

Ответственное хранение

0,63/паллетоместо

ООО «Фиорд»
Советский пр., 42

10 тыс. паллетомест
6-ярусное стеллажное хранение

Ответственное хранение, аренда камер, таможенное оформление и ветеринарное обслуживание

Нет данных

Современный холодильный склад
район аэропорта «Ржевка»

3 тыс. паллетомест

Ответственное хранение

0,81/паллетоместо

ЗАО «Мороз-ПЛП»

4 тыс. паллетомест

Хранение и перевалка рефрижераторных грузов

Нет данных

MeatLand
Софийская ул., 6

9 тыс. паллетомест

3 PL-оператор; деятельность в собственных целях

Деятельность в собственных целях

«МБК Замороженные Продукты» Всеволожский р-н

5 тыс. паллетомест

Деятельность в собственных целях

Деятельность в собственных целях

Источник: компания «Нира-фондс»
 

Текст: Дарья Куксенкова    Фото: Алексей Александронок