– Владимир Николаевич, основные работы по намыву искусственных территорий под Сестрорецком должны начаться со следующего года и завершиться до конца 2015-го. Что сейчас происходит на объекте?

– Мы проводим комплекс подготовительных мероприятий. Нам предстоят очень масштабные работы по намыву, поэтому так долго готовимся. Сейчас делаем подъездные пути, заказываем технику, работаем с подрядчиками. Наша задача сделать так, чтобы население не испытало неудобств от подготовительного этапа. Временные дороги пройдут по пятнам, свободным от застройки и примыкающим к подтапливаемому берегу, где нет домов.

– Что будете строить на первом этапе основных работ?

– Для нас главное – это сооружение морской защитной дамбы. Это основная технологическая особенность нашего проекта и первоочередное требование экологов. Самое опасное при образовании новой территории – замутнение акватории. Все помнят, сколько претензий было из-за этого к намыву в Западной части Васильевского острова. Нам предстоит решить эту проблему кардинально. Вся акватория будет закрыта дамбой, которая позволит «выпускать» в залив только осветленную воду. Я уверен, что наша технология будет удовлетворять самым высоким экологическим требованиям.

– Как известно, будущий намыв состоит из двух участков. Около 316 га в районе Горская-Тарховка предназначены под общественно-деловую застройку и жилье, а 60 га к северу от Тарховского лесопарка отведены под спортивные объекты. Территории будут намываться очередями или одновременно?

– Работы непосредственно по намыву будут вестись параллельно. Но мы начнем строительство с жилых и социальных объектов, спортивно-оздоровительных центров. Также в рамках первой очереди появится яхтенная гавань, сейчас мы проектируем ее на 600 судов разного класса. Мы считаем, что к чемпионату мира по футболу 2018 года город должен получить не только стадион, но и современную гавань. Коммерческие объекты мы планируем возводить в самую последнюю очередь, параметры офисной застройки будут зависеть от общей экономической ситуации в стране и Петербурге.

– Ранее на намывных территориях планировалось возвести около 3,5 млн кв. м недвижимости, из них более 2 млн кв. м – жилья. Не изменились ли ваши планы?

– Да, мы откорректировали проект. Объем жилой застройки не изменился, но нам пришлось предусмотреть строительство дополнительных парковок, дорог, объектов инженерной инфраструктуры. Мы решили, что в той части намыва, где запланировано возведение малоэтажного жилья, будет организовано так называемое двухуровневое пространство. То есть зона, где расположатся паркинги и автомобильные магистрали, будет находиться на нижнем уровне. Парки, пешеходные переходы, жилые дома появятся на верхнем уровне, который будет на 7,5 метра выше.

Наша основная цель – освободить от машин пространство для жизни. Создание нижнего уровня потребует дополнительных расходов. Это одна из причин, по которой стоимость реализации проекта увеличилась с 250 млрд руб. до 300 млрд руб. Кроме того, у нас появились дополнительные расходы на новые строительные технологии, которые должны обеспечить максимальную экологическую безопасность.

– Какое жилье появится к 2028 году на острове?

– Жилье будет комфорт- и премиум-класса. Дома мы хотим строить исключительно по индивидуальным, а не типовым проектам. Комфорт-класс расположится на той части намыва, которая примыкает непосредственно к заливу. В зоне, где островная часть выходит на уже существующие территории Лисьего Носа и Тарховский парк, могут появиться коттеджи и таунхаусы высотой до двух этажей. Элитное жилье будет присутствовать лишь фрагментарно, «вкраплениями» на центральной части намыва. Жилья эконом-класса у нас не запланировано.

Но стоит помнить, что масштабное жилищное строительство на намыве начнется лишь в 2019-2025 годах. Я не исключаю, что к этому времени класс жилой застройки может измениться. Например, вполне вероятно, что понятие «эконом» в Петербурге через несколько лет уже не будет ассоциироваться с панельно-сборными домами. Поэтому пока лишь отмечу, что наиболее дешевое в нашем проекте жилье предполагается строить на прибрежных землях Лисьего Носа.

В зоне, где намыв примыкает к КАД, мы хотим видеть общественно-деловую застройку. Здесь может появиться доминанта высотой до 70 метров, что разрешено ППЗ. Кроме того, мы планируем на этом участке возведение объектов коммерческой застройки высотностью до 50-60 метров.

– Сможет ли кто-нибудь купить себе на намыве жилье с частным пляжем?

– Нет, этого точно не будет. Мы всегда подчеркивали, что наш принцип комплексного освоения территории не предполагает изолированных площадок и организации закрытых «приватных» участков. Мы строим город, и вся транспортная, инженерная инфраструктура, парки и набережные будут переданы Петербургу. Мы отдаем себе отчет, что конкуренция на рынке недвижимости к 2028 году будет только возрастать, и потому уверены, что наши преимущества заключаются именно в сфере организации качественной жилой среды.

– Определились ли вы с затратами на инфраструктуру для проекта? Будет ли с возведением коммуникаций помогать городской бюджет, как ранее обещали чиновники?

– По условиям договора с городом, в наши обязательства входит создание внутренней инфраструктуры для проекта и ее подключение к городским инженерным сетям. Внешние коммуникации должен возвести за счет бюджета сам город. Ведь они строятся не только для нас, но и для развития всего района. Нашему проекту необходимы лишь точки подключения к сетям. Мы сейчас заканчиваем проектирование внутренних сетей. Затраты на них оказались больше, чем предполагалось изначально. Это еще одна причина удорожания проекта. К концу года мы будем готовы назвать объем всех необходимых средств на инженерные сети. О планах города по исполнению собственных обязательств нам пока ничего неизвестно.

– На общественных слушаниях местные жители высказывали опасения, что в ходе реализации проекта в районе может ухудшиться транспортная обстановка.

– Да, такое мнение существует. Но мы считаем, что это может произойти только в том случае, если город не выполнит своих обязательств по сооружению дорог. Напомню, что для транспортного обслуживания новой зоны планируется строительство магистралей М-1 (дублер Приморского шоссе) и М-49, которые должны вывести автомобильные потоки на ЗСД. При этом только после ввода Северного участка ЗСД Приморское шоссе разгрузится почти на треть. Сейчас там много транзитного транспорта, который следует на Карельский перешеек. Такие автомобилисты предпочтут пользоваться платной трассой. В свою очередь мы готовы приложить все усилия, чтобы пятикилометровый участок Приморского шоссе, проходящий по нашей территории, стал магистралью безостановочного движения.

У города есть планы по возведению на этом участке четырех пешеходных переходов, подобных тем, что существуют сейчас на Приморском шоссе, в районе пересечения с улицей Савушкина. Но переходы крайне неудобны для горожан. Граждане часто жалуются, что трудно подниматься по высоким и крутым лестницам. Со своей стороны мы предлагаем, пока в качестве идеи, совместить переходы с торговой зоной. Тогда в них можно будет установить эскалаторы, сооружение которых из-за наличия объектов торговли окупится. И мы готовы вкладывать в такие проекты собственные средства.

– Также на слушаниях местные жители были обеспокоены тем, что дороги, которые планирует строить город, могут пройти по территории, занятой сейчас частными жилыми домами. Они хотели знать, как будет проходить выкуп.

– Мы за свой счет уже сейчас выкупаем у населения такие участки. Конечно, это должен делать город, но мы понимаем, что это очень сложная работа. С владельцами земли мы ведем индивидуальную работу и предлагаем им выкуп по рыночной стоимости. По нашим расчетам, пятен, необходимых для строительства трасс, меньше десятка. Но в случае необходимости мы готовы потратить на выкуп дополнительные средства.

– Вы не боитесь, что коммерческая недвижимость на намыве не будет востребована, ведь неподалеку уже строится «Лахта центр»?

– Нет, у нас нет таких опасений. Мы считаем, что, наоборот, благодаря небоскребу Северное направление станет альтернативой центру Петербурга с точки зрения формирования новых деловых зон. Это общемировая практика, когда бизнес перемещается на окраины городов. Наше рыночное преимущество – близость к аэропорту с учетом КАД, великолепные видовые характеристики и комфортная среда. Мы хотим, чтобы приезжать на будущие намывные территории было интересно не только жителям Приморского района, но и всем петербуржцам. Намыв должен стать не новым «спальником», а самодостаточным пригородом, по своей привлекательности сопоставимым с центром Петербурга.

Текст: Светлана Коваленко