Выставки-семинары по ипотеке, организуемые Группой компаний «Бюллетень Недвижимости» в киноцентре «Родина» (Караванная ул., 12), собирают петербуржцев, которые всерьез задумываются о расширении своего жизненного пространства с помощью кредитных средств. Анкетирование посетителей семинара позволяет исследовать их социальный состав, уровень кредитоспособности, запросы и потребности, установки и отношение к различным факторам, значимым для процесса приобретения жилья с помощью ипотеки.
Опрос, проведенный среди слушателей последней выставки-семинара, позволил не только продолжить изучение социологического портрета потенциального заемщика, но и определить его предпочтения в выборе финансовых организаций. С удовольствием знакомим с результатами анкетирования заинтересованных читателей и приглашаем на очередное мероприятие 4 апреля тех, кто присматривается к рынку финансовых услуг в сфере ипотечного кредитования. Ведь в рамках выставки-семинара у каждого появляется возможность пообщаться с консультантами, представляющими десятки организаций и сотни кредитных продуктов, познакомиться со многими нюансами ипотеки.
Обнадеживающая статистика
Последнее исследование подтвердило – выставку-семинар продолжают посещать представители наиболее активных и конструктивно настроенных слоев населения. Основные возрастные группы слушателей – 25–35 лет (40,4%) и 35–50 лет (31%). Молодежь до 25 лет составляет 18% посетителей. Несовершеннолетние дети есть лишь в каждой пятой семье опрошенных, так что большинство участников мероприятия – пока бездетные супружеские пары. Хочется надеяться, что решение их жилищного вопроса поспособствует снижению остроты демографической проблемы в нашем стремительно стареющем городе.
Подтвердилась высокая ротация участников: 82% присутствующих посетило выставку-семинар впервые.
Совокупный месячный доход семей посетителей является недостаточным (менее 25 тыс. руб.) для решения жилищного вопроса менее чем у трети опрошенных. Многие из этой «низкобюджетной» категории – работающие студенты. У них есть мощный стимул для карьерного роста и, соответственно, повышения кредитоспособности. Среди посетителей 32,8% могут рассчитывать на кредит, имея более 35 тыс. руб. в месяц. За последние полгода составляющая наиболее высокодоходных семей (с заработком более 60 тыс. руб. в месяц) увеличилась с 7,5 до 10,2% от общего числа опрошенных.
Ради решения жилищной проблемы многие серьезно настроены «затянуть пояса потуже». Так, на вопрос «Какую часть ежемесячного дохода вы готовы тратить на погашение кредита?» лишь четверть опрошенных указала, что не более 30%. Каждая третья семья согласна выплачивать до 60% от общего бюджета ради того, чтобы пользоваться комфортными жилищными условиями за счет ипотеки. Остальные ориентируются на принесение в жертву 40% своих доходов ради улучшения качества жизненного пространства. Такая статистика – косвенное свидетельство того, что повышение уровня жизни россиян – не миф и не популистский лозунг. У всех нас еще свежи воспоминания о длительном периоде, последовавшем за «шоковой терапией» начала девяностых, когда заработков едва хватало на полноценное питание и иные статьи расходов были посильны очень немногим.
Предпочтения, выявленные по категориям «жилья мечты», свидетельствуют о социальном оптимизме. Более 60% планируют приобретение двух-трехкомнатных квартир или коттеджа – уж ежели влезать в долги, так чтобы было ради чего. При этом 54,2% опрошенных отдают предпочтение вторичному рынку, 44% ориентированы на строящееся жилье, а 1,8% ищут возможности приобрести в кредит помещения для коммерческого использования.
Портрет заемщика
Изучение состава работающих членов семьи, планирующих участвовать в возврате кредита, показало отсутствие явно выраженных социальных или профессиональных групп, четко ориентированных на ипотеку. Примерно в 30% семей опрошенных основная ставка делается на заработки частных предпринимателей, учредителей компаний и менеджеров высшего и среднего звена и ведущих специалистов. Рядовых сотрудников частных компаний среди тех, кто примеривает на себя кредитное бремя, – около 28% (вдвое больше, чем государственных служащих). И среди них есть категории, которые могут рассчитывать на определенную поддержку государства.
Большинство участников семинара рассматривают ипотеку как альтернативу проживанию на съемной жилплощади или совместно со старшими родственниками. Более 35% слушателей семинара арендуют жилье, а это прямое подтверждение, с одной стороны, их кредитоспособности, а с другой – мощного стимула в поиске путей решения жилищной проблемы. Около 19% опрошенных, напротив, уже владеют собственной квартирой и явно желают обменять ее на большую за счет ипотеки.
Нас, естественно, интересовали информационные источники, из которых люди почерпнули сведения о семинаре. «Контрольный пакет» пришелся на долю каталога «Бюллетень Недвижимости» – 54,2% участников именно отсюда узнали о мероприятии. Другие печатные СМИ стабильно добавляют около 16% ежемесячно. Патриотов «виртуальной реальности», извлекающих полезную информацию из Интернета, становится больше. Полгода назад таковых было 14%, теперь – более 19%. Причем больше половины сторонников мировой паутины, интересующихся ипотекой, черпают сведения о кредитных продуктах, предлагаемых банками Петербурга, с сайтов RUipoteka.RU и BN.RU. Кроме того, уверенно и стабильно работает и «сарафанное радио» – каждый десятый посетитель появляется на мероприятии по рекомендации знакомых.
Внимание, финансисты!
Опрос показал изменение валютных предпочтений. Если ранее бытовала присказка «Я вам не доллар, чтобы всем нравиться!», то теперь наш «зеленый друг» расценивается как признак ретро-стиля. Более 60% граждан ориентированы на кредиты в рублях, по доллару ностальгируют 15% потенциальных заемщиков, и лишь 2,4% отдают предпочтение евро. Остальные валютных предпочтений не имеют – были бы средства достаточными.
Проводимые в рамках мероприятия опросы помогают выявить «болевые точки», определить круг проблем, требующих повышенного внимания. Данные наших исследований позволяют четко сориентироваться в том, какие именно кредитные продукты будут востребованы прежде всего, с какими установками придется столкнуться сотрудникам банков и ипотечным брокерам, на какие типы жилья и в какие сроки возникнет первоочередной спрос.
Эти исследования уникальны, статистически достоверны и совершенно бесплатны. Альтернатива им – дорогое удовольствие заказа в специализированной компании, которая с великим трудом в течение длительного периода (за что и будут уплачены большие деньги) по крохам соберет в различных местах необходимые сведения. И, увы, не факт, что выборка окажется достаточно репрезентативной, а результаты – достоверными. Так что предлагаем представителям финансовых структур активнее подключаться к формированию списка вопросов, на которые мы получаем ответы у потенциальных заемщиков.
В процессе исследований мы также выясняли, какие параметры считаются особенно значимыми при выборе ипотечной программы и кредитного учреждения (банка), какие именно сопутствующие расходы по ипотечной сделке кажутся гражданам чрезмерными, какие ограничения в получении кредита являются для них наиболее критичными и пр. Полагаем, что нет смысла давать подробную интерпретацию этих сведений в материале, рассчитанном на широкий круг читателей. А вот игрокам рынка готовы с удовольствием предоставить собранные данные.
На сайте выставки-семинара http://www.gilproekt.ru находится архив, содержащий подробные материалы всех предшествовавших мероприятий и сведения о программе очередных выставок-семинаров. Ждем предложений от всех заинтересованных сторон и приглашаем петербуржцев на очередную, юбилейную, встречу – Х выставку-семинар.
Месячный доход семьи
Обеспеченность жилплощадью
Планируют приобрести через ипотеку
Предпочтительный срок кредитования