Если раньше застройщики предоставляли относительно небольшие (в лучшем случае 1-3%) скидки, то сейчас на рынке встречаются гораздо более привлекательные предложения. Многие компании предлагают купить квартиры с дисконтом в 5-10% от изначально заявленной стоимости. В ряде случаев размер скидки доходит до 20% от стоимости, по которой объекты выставлялись еще месяц-полтора назад.

Время покупать?
В прошлом году застройщики практически не заметили традиционного для летних месяцев спада покупательской активности. И почти не предлагали те или иные акции при приобретении жилья в новостройках. Нынешним летом ситуация изменилась: на первичном рынке все отчетливей прослеживается тенденция снижения спроса, которая с началом сезона отпусков лишь усугубилась. Так, по данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», с начала года спрос на все типы строящегося жилья уменьшился на 23,5% (только за май количество запросов со стороны потенциальных покупателей новостроек уменьшилось на 5,7%).

Показательно, что чаще всего участники рынка готовы «подвинуться» в цене при продаже квартир эконом-класса, ведь объем предложения такого жилья начинает превышать спрос на него. В последние несколько месяцев на рынок вышли сразу несколько крупных проектов эконом-класса. Только в мае застройщики открыли продажи сразу в десяти новостройках, большинство из которых относятся к сегменту «эконом». Рост числа таких объектов привел к тому, что стоимость данного жилья снижается. Как утверждают в аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», лишь за апрель «эконом» потерял в цене более чем 1%.

Чтобы удержать объемы продаж, застройщики стали все активней предлагать своим покупателям различные скидки. Но говорить о том, что это резко увеличит спрос, пока не приходится. Как отмечают эксперты, скидки есть смысл предоставлять лишь в том случае, когда на одной территории возводят несколько жилых домов одного сегмента.

«Если человек сравнивает друг с другом равнозначные квартиры в одном микрорайоне, скидка может стать преимущественным фактором при выборе объекта. Если же потенциальный покупатель выбирает, например, жилье в Мурино, но вдруг увидит в рекламе застройщика скидку на квартиры на Гражданском проспекте, то вряд ли решит поменять свои предпочтения относительно места проживания», – уверена руководитель отдела продаж O2 Development Елена Беседина.

Скидка по договоренности
В большинстве случаев застройщики, предлагающие скидки, предъявляют к покупателям ряд условий. Так, по словам руководителя отдела маркетинговых исследований консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Юлии Нигуль, чаще всего застройщики предлагают скидки при 100%-ной оплате либо приобретении жилья с помощью ипотеки. В этих случаях застройщик готов «скинуть» 5-10% от базовой стоимости.

Хотя, как утверждает директор департамента новостроек NAI Becar Полина Яковлева, из-за возросшей конкуренции застройщики стараются привлекать покупателей не только скидками на жилье, но и другими акциями, которые могут стимулировать спрос. Например, предлагают помощь в оформлении ипотечного кредита, дают скидки при одновременном приобретении квартиры и машиноместа в паркинге дома и т. д.

«Разница состоит лишь в том, что одни застройщики официально декларируют скидки, а другие изначально позиционируют свои объекты как самые дешевые, при этом надо понимать, что данные цены в большинстве случаев действуют лишь при стопроцентной оплате», – считает эксперт.

Впрочем, договориться о дисконте можно даже с теми застройщиками, которые не объявляют о скидках. Обзвонив несколько строительных компаний, не объявивших о скидках, мы выяснили, что их все равно можно получить – до 10%.

Словом, сейчас абсолютное большинство застройщиков готовы идти навстречу клиентам и снижать изначально заявленную стоимость квартир.

Приманка или выгода?
Сейчас те или иные скидки предлагают практически все крупные застройщики Петербурга (см. таблицу 1). Средний их размер – около 10%.

Как отмечает генеральный директор ГК «Унисто Петросталь» Арсений Васильев, некоторые компании дифференцируют величину дисконта в зависимости от типа квартиры. «Максимальный размер скидки, как правило, распространяется на квартиры, которые пользуются наименьшим спросом среди потенциальных покупателей – жилье большой площади, нестандартной планировки и т. п.», – утверждает он.

Но эксперты говорят, что сейчас подобные акции все чаще распространяют не только на «неликвид», но и в отношении всех видов жилья и объектов, которые находятся на различных этапах строительства.

Кроме того, раньше многие спецпредложения от застройщиков сводились к тому, что компания в течение двух-трех недель вдруг резко повышала стоимость квадратного метра, после чего – снижала ее и всячески рекламировала этот ход. В итоге «щедрые» предложения от строительных компаний на поверку оказывались не более чем маркетинговой приманкой. «Подобная тактика работы присутствовала у застройщиков несколько лет назад. Сейчас – из-за обострения конкуренции и смещения спроса в сегмент эконом-класса – большинство девелоперов готовы уступить в цене, но не потерять в объемах продаж», – резюмирует Арсений Васильев.

К тому же, по словам руководителя Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень недвижимости» Марины Чижковой, если раньше скидки были неявными, то сейчас ситуация изменилась – они стали все более ощутимы для покупателей. «Особенно явно эта тенденция стала заметна после того, как скидки стали предоставлять застройщики, которые ранее никогда этого не делали», – говорит эксперт.

Учитывая, что различные виды скидок предоставляют большинство застройщиков Петербурга, можно утверждать, что стоимость жилья на первичном рынке снижается. Например, по сравнению с началом мая этого года разница в цене квартир в некоторых новостройках (с учетом скидок) уже сейчас доходит до 10-15%. А в некоторых объектах по сравнению с началом продаж стоимость снизилась даже на 20-25%.

За счет скидок квартиры в некоторых объектах фактически упали в цене на 300-500 тыс. руб. – причем речь идет как о малогабаритных «однушках», так и квартирах больших площадей (см. таблицу 2).

Пока эксперты не склонны считать, что на рынке наступает стагнация. Возможно, что уже осенью стоимость жилья на первичном рынке, в том числе и эконом-класса, вновь начнет расти. И тогда сезонные акции от застройщиков прекратятся.

В общем, учитывая, что профит от предоставляемых застройщиками скидок вполне для покупателей ощутим, сейчас наступает неплохое время для решения жилищного вопроса.

Таблица 1. Максимальный размер скидок, предоставляемых некоторыми застройщиками Петербурга

Застройщик

Размер скидки

ЦДС

до 15%

ЮИТ

до 15%

ЛенСпецСМУ

до 15%

Группа ЛСР

до 15%

Мавис

до 10%

Setl Сity

до 20%

Строительный трест

до 10%

Лидер Групп

до 20%

Таблица 2. Цены предложений квартир в некоторых ЖК Петербурга по состоянию на середину мая и на 17 июня 2013 года

Текст: Сергей Бардин    Коллаж: Татьяна Воронина