Если раньше застройщики предоставляли относительно небольшие (в лучшем случае 1-3%) скидки, то сейчас на рынке встречаются гораздо более привлекательные предложения. Многие компании предлагают купить квартиры с дисконтом в 5-10% от изначально заявленной стоимости. В ряде случаев размер скидки доходит до 20% от стоимости, по которой объекты выставлялись еще месяц-полтора назад.
Время покупать?
В прошлом году застройщики практически не заметили традиционного для летних месяцев спада покупательской активности. И почти не предлагали те или иные акции при приобретении жилья в новостройках. Нынешним летом ситуация изменилась: на первичном рынке все отчетливей прослеживается тенденция снижения спроса, которая с началом сезона отпусков лишь усугубилась. Так, по данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», с начала года спрос на все типы строящегося жилья уменьшился на 23,5% (только за май количество запросов со стороны потенциальных покупателей новостроек уменьшилось на 5,7%).
Показательно, что чаще всего участники рынка готовы «подвинуться» в цене при продаже квартир эконом-класса, ведь объем предложения такого жилья начинает превышать спрос на него. В последние несколько месяцев на рынок вышли сразу несколько крупных проектов эконом-класса. Только в мае застройщики открыли продажи сразу в десяти новостройках, большинство из которых относятся к сегменту «эконом». Рост числа таких объектов привел к тому, что стоимость данного жилья снижается. Как утверждают в аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», лишь за апрель «эконом» потерял в цене более чем 1%.
Чтобы удержать объемы продаж, застройщики стали все активней предлагать своим покупателям различные скидки. Но говорить о том, что это резко увеличит спрос, пока не приходится. Как отмечают эксперты, скидки есть смысл предоставлять лишь в том случае, когда на одной территории возводят несколько жилых домов одного сегмента.
«Если человек сравнивает друг с другом равнозначные квартиры в одном микрорайоне, скидка может стать преимущественным фактором при выборе объекта. Если же потенциальный покупатель выбирает, например, жилье в Мурино, но вдруг увидит в рекламе застройщика скидку на квартиры на Гражданском проспекте, то вряд ли решит поменять свои предпочтения относительно места проживания», – уверена руководитель отдела продаж O2 Development Елена Беседина.
Скидка по договоренности
В большинстве случаев застройщики, предлагающие скидки, предъявляют к покупателям ряд условий. Так, по словам руководителя отдела маркетинговых исследований консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» Юлии Нигуль, чаще всего застройщики предлагают скидки при 100%-ной оплате либо приобретении жилья с помощью ипотеки. В этих случаях застройщик готов «скинуть» 5-10% от базовой стоимости.
Хотя, как утверждает директор департамента новостроек NAI Becar Полина Яковлева, из-за возросшей конкуренции застройщики стараются привлекать покупателей не только скидками на жилье, но и другими акциями, которые могут стимулировать спрос. Например, предлагают помощь в оформлении ипотечного кредита, дают скидки при одновременном приобретении квартиры и машиноместа в паркинге дома и т. д.
«Разница состоит лишь в том, что одни застройщики официально декларируют скидки, а другие изначально позиционируют свои объекты как самые дешевые, при этом надо понимать, что данные цены в большинстве случаев действуют лишь при стопроцентной оплате», – считает эксперт.
Впрочем, договориться о дисконте можно даже с теми застройщиками, которые не объявляют о скидках. Обзвонив несколько строительных компаний, не объявивших о скидках, мы выяснили, что их все равно можно получить – до 10%.
Словом, сейчас абсолютное большинство застройщиков готовы идти навстречу клиентам и снижать изначально заявленную стоимость квартир.
Приманка или выгода?
Сейчас те или иные скидки предлагают практически все крупные застройщики Петербурга (см. таблицу 1). Средний их размер – около 10%.
Как отмечает генеральный директор ГК «Унисто Петросталь» Арсений Васильев, некоторые компании дифференцируют величину дисконта в зависимости от типа квартиры. «Максимальный размер скидки, как правило, распространяется на квартиры, которые пользуются наименьшим спросом среди потенциальных покупателей – жилье большой площади, нестандартной планировки и т. п.», – утверждает он.
Но эксперты говорят, что сейчас подобные акции все чаще распространяют не только на «неликвид», но и в отношении всех видов жилья и объектов, которые находятся на различных этапах строительства.
Кроме того, раньше многие спецпредложения от застройщиков сводились к тому, что компания в течение двух-трех недель вдруг резко повышала стоимость квадратного метра, после чего – снижала ее и всячески рекламировала этот ход. В итоге «щедрые» предложения от строительных компаний на поверку оказывались не более чем маркетинговой приманкой. «Подобная тактика работы присутствовала у застройщиков несколько лет назад. Сейчас – из-за обострения конкуренции и смещения спроса в сегмент эконом-класса – большинство девелоперов готовы уступить в цене, но не потерять в объемах продаж», – резюмирует Арсений Васильев.
К тому же, по словам руководителя Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень недвижимости» Марины Чижковой, если раньше скидки были неявными, то сейчас ситуация изменилась – они стали все более ощутимы для покупателей. «Особенно явно эта тенденция стала заметна после того, как скидки стали предоставлять застройщики, которые ранее никогда этого не делали», – говорит эксперт.
Учитывая, что различные виды скидок предоставляют большинство застройщиков Петербурга, можно утверждать, что стоимость жилья на первичном рынке снижается. Например, по сравнению с началом мая этого года разница в цене квартир в некоторых новостройках (с учетом скидок) уже сейчас доходит до 10-15%. А в некоторых объектах по сравнению с началом продаж стоимость снизилась даже на 20-25%.
За счет скидок квартиры в некоторых объектах фактически упали в цене на 300-500 тыс. руб. – причем речь идет как о малогабаритных «однушках», так и квартирах больших площадей (см. таблицу 2).
Пока эксперты не склонны считать, что на рынке наступает стагнация. Возможно, что уже осенью стоимость жилья на первичном рынке, в том числе и эконом-класса, вновь начнет расти. И тогда сезонные акции от застройщиков прекратятся.
В общем, учитывая, что профит от предоставляемых застройщиками скидок вполне для покупателей ощутим, сейчас наступает неплохое время для решения жилищного вопроса.
Застройщик |
Размер скидки |
ЦДС |
до 15% |
ЮИТ |
до 15% |
ЛенСпецСМУ |
до 15% |
Группа ЛСР |
до 15% |
Мавис |
до 10% |
Setl Сity |
до 20% |
Строительный трест |
до 10% |
Лидер Групп |
до 20% |