Муниципальный округ «Комендантский аэродром» ограничен Парашютной улицей и улицей Аккуратова, линией железной дороги от станции Удельной до ее пересечения с Богатырским проспектом, улицами Матроса Железняка и Байконурской. В центре округа расположена станция метро «Пионерская».

Классический «корабль» на Комендантском аэродромеИпподром-аэродром
С начала XVIII века в этой местности находилась дача коменданта Петропавловской крепости. Прилегавшую к ней территорию называли Комендантским полем. В конце XIX века на этом поле был построен Удельный скаковой ипподром. В начале ХХ вся Европа, и Петербург в том числе, «заболела» авиацией. Для показательных полетов первых аэропланов была выбрана подходящая площадка – именно этот ипподром.

В этом месте произошло немало значимых в истории становления авиации событий. Например, здесь стартовал первый перелет в Кронштадт. А спустя всего две недели после этого, 24 сентября 1910 года, произошло событие трагическое – во время полета погиб изобретатель Л.М. Мациевич. Эта трагедия подтолкнула другого изобретателя, Г.Е. Котельникова, к размышлениям о создании парашюта. Сейчас на территории Комендантского аэродрома одна из улиц называется Парашютной.

В годы Первой и Второй мировых войн здесь базировались боевые эскадрильи. Полеты с Комендантского аэродрома были прекращены в 1963-м, а в 1970-е годы территория стала районом массового жилищного строительства.

Своего рода эксперимент с «кораблями»Корабельный микрорайон
До территории западнее Удельного парка (входит в границы муниципального округа) советское массовое жилищное строительство добралось в 70-х. Поэтому в кварталах вокруг «Пионерской» не встретить традиционных для более старших «спальных» микрорайонов (таких как Купчино) панельных пятиэтажек, хрущевок.

Однако без домов, обозначаемых в листингах как «старая панель», здесь не обошлось. В брежневские времена строительная отрасль преодолела пятиэтажные «хрущевские» пределы. Настоящим прорывом стала считаться серия панельных зданий 1ЛГ-600. Этим 9-12-этажным зданиям народная молва присвоила название «корабли» – за сходство фасадов с бортами океанских лайнеров.

Действительно, внешне эти дома выглядят оригинально и даже современно. Но нельзя не отметить уязвимость внешних стен этих зданий к воздействию атмосферных осадков. Многие расположенные на территории бывшего Комендантского аэродрома «корабли» радуют глаз яркой и чистой расцветкой фасадов, но если войти во двор любого из них, то возникает впечатление заброшенности и ветхости этих панельных конструкций. Впрочем, парадный вид зданий со стороны улиц и полная запущенность со стороны дворов – вообще характерны для современного Петербурга.

Новая архитектураКвартиры в таких домах ненамного более комфортны, чем в хрущевках. Те же низкие потолки и тесные кухни. А небольшая высота окон делает квартиры в «кораблях» даже менее привлекательными для потребителя.

Новое мышление
В конце 1980-х – начале 1990-х, когда массовое индустриальное домостроение уже почти свернулось, дышащие на ладан домостроительные комбинаты продолжали застройку этой части самого молодого района Петербурга. Благодаря чему в микрорайоне появлялись такие здания категории «новая панель», как знаменитая «137-я» и прямая наследница «корабля» серия «600.11».

Этим домам присущи недостатки всех предыдущих панельных серий – высокие теплопотери, плохое качество заделки межпанельных стыков и пр. Но по планировкам квартир, площадям помещений они успешно конкурируют с современными домами «эконом-класса».

Слабое место серийных домов – межпанельные стыкиЕще недавно окрестности «Пионерской» пестрили обилием пустырей. Сегодня все свободные участки бывшего Комендантского поля застроены современными жилыми комплексами. Рассказывать о них труднее, чем о серийных домах, так как каждый комплекс построен по индивидуальному проекту. Практически все новые жилые здания на территории Комендантского аэродрома возводились в начале 2000-х, в основном объекты монолитно-кирпичные, а продаваемые в них квартиры позиционировались как комфорт-класс.

Успешной реализации относительно дорогих квартир в этом месте способствовала близость Удельного парка и достаточно развитая инфраструктура района.

Микрорайон застраивался одним из первых на северо-западе города. В 1970-80-е в каждом квартале параллельно жилью планово вводились детские сады, школы и медучреждения. Позднее, в начале 2000-х, в основном вдоль Коломяжского проспекта и рядом со станцией метро «Пионерская» микрорайон «оброс» торговой инфраструктурой («Рамстор», «Сити-Молл» и другие торговые комплексы).

Современные «точки» на Комендантском аэродромеЦены не умеренные
Средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке жилья в округе «Комендантский аэродром» составляет 88 тыс. руб.

Самое дорогое – в современных кирпично-монолитных домах (92-93 тыс. руб. за кв. м). В серийных панельных «квадрат» значительно дешевле – 86-87 тыс. руб. в домах категории «новая панель», и 85-86 тыс. в «кораблях» и других старопанельных сериях.

В среднем однокомнатную квартиру здесь можно приобрести за 3,8 млн руб. Двухкомнатную – за 4,9-5 млн. Трехкомнатная стоит около 6,2 млн.

Рекламируя жилье на территории Комендантского аэродрома, продавцы упоминают как развитую социальную и торговую инфраструктуру, так и близость Удельного парка. Однако об одном говорить не принято – о чрезвычайно плохой транспортной доступности.

В «часы пик», для того чтобы выехать в центр города, водителям приходится пробираться в пробках в направлении Петроградской стороны. Но власти Петербурга и строители работают над решением этой проблемы. В частности, не позднее осени текущего года должно открыться движение по Северному участку ЗСД, благодаря чему в Приморском районе появится новая транспортная артерия, связывающая Северо-Запад мегаполиса с улицей Савушкина.

Текст: Вячеслав Березниченко    Фото: Алексей Александронок