В Петербурге сложилась парадоксальная ситуация: большая часть стройматериалов, производимых на территории города и Ленинградской области, отправляется на «экспорт» в другие регионы. Следствием дефицита основных материалов в строительном комплексе СЗФО становится неоправданный рост цен.

Непосильный щебень

Так, по итогам прошлого года рост стоимости щебня и цемента составил по разным оценкам от 25% до 36%. Что, в свою очередь, приводит к весьма значительному удорожанию себестоимости строительства и трудностям в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Такая информация была озвучена председателем Комитета по строительству Романом Филимоновым на последнем заседании правительства Петербурга.

В частности, по его словам, городские строительные и дорожно-строительные предприятия испытывают значительный дефицит щебня. В прошлом году объем рынка данного материала в Петербурге составил 8,5 млн куб. м. Нехватка составила порядка 2 млн куб. м. При этом, по прогнозам специалистов Комитета по строительству, объемы потребления щебня будут расти примерно на 10% ежегодно.

В настоящее время большая часть щебня добывается на Карельском перешейке. Наиболее крупными производителями являются карьеры «Гранит-Кузнечное» (входит в Группу ЛСР), «Ленстройматериалы», КНИ-436, Выборгское и Гавриловское карьероуправления. Однако, по словам председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олега Виролайнена, львиная доля производимой этими предприятиями продукции продается московским строительным компаниям. Из-за чего и возникает дефицит.

Цемент в дефиците

В последние два года Северная столица также испытывает серьезный недостаток цемента. На территории города сегодня нет ни одного цементного завода, производящего данный материал. Поставки осуществляют два областных производства – сланцевский завод «Цесла» и предприятие «Пикалевский цемент» (входит в состав «Евроцемент групп» и выпускает почти 65% всего цемента в Северо-Западном регионе). До конца текущего года производство на предприятии в Пикалево планируется увеличить до 2,2 млн т сырья ежегодно.

До конца 2009 года планируется создать новую линию на заводе «Цесла», за счет чего объемы производства предприятия увеличатся до 2,8 млн т в год. Кроме того, в ближайшее время начнется строительство еще одного цементного завода в г. Сланцы. Мощность этого предприятия составит от 1,5 до 2 млн т ежегодно.

Все это, по мнению Романа Филимонова, позволит преодолеть существующий в настоящее время дефицит цемента.

Строительный recycling

Вместе с тем, уже до 1 мая чиновники представят на рассмотрение правительства предварительный комплекс мер по развитию существующих мощностей. А к 1 октября текущего года Комитет по строительству и Комитет экономического развития, промышленного производства и торговли разработают программу развития предприятий по производству строительных материалов и конструкций до 2010 года. Одним из важнейших пунктов данной программы станет комплекс мер по вторичному использованию строительных отходов. В частности, планируется создать предприятие по переработке кирпичных и железобетонных конструкций в щебень.

Для реализации идеи переработки строительных отходов уже разрабатывается соответствующая правовая база. Сегодня в Петербурге нет нормативов классификации и сертификации отходов строительства и сноса, и легальное основание для их использования отсутствует. В Москве обращение с такими отходами давно регламентируется правовыми актами, а компаниям, занимающимся переработкой строительных отходов, оказывается значительная поддержка со стороны городского правительства.

Текст: Сергей Бардин