Случайности до тех пор остаются случайностями, пока не превращаются в закономерности. В 2006 году местным управлением Ростехнадзора было проверено 518 кранов. Выявлено 1285 нарушений. Привлечено к ответственности – 345 человек. Предписано приостановить работу 98 кранам.

Шумел камыш

Да, мы слабо интересуемся политикой, выборами, новостями и всем таким прочим, живем своей жизнью и ощущаем себя в полной безопасности. Но с периодичностью примерно раз в год на нас в Петербурге падает башенный кран и убивает или нас, или наших близких (см. хронику падений в колонке).

Мы, конечно, радуемся увеличению объемов строительства, повышению доступности и комфортности жилья, и только иногда, случайно, задумываемся о том, из какого сора растут дома, не ведая стыда. Поэтически настроенные граждане, впрочем, на рынке недвижимости долго не задерживаются.

Бизнес – это вообще не дело белоручек, на то существуют специально обученные люди.
Упал кран – бывает, не в первый раз. Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную. Пока на Камышовой - кран не упадет…

Горе от УМа

Хотелось бы, конечно, какой-то гарантии от будущих катастроф, хотя бы минимальной. Но ее никто не дает. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров говорит прямо: «Следствие идет, и оно, безусловно, даст ответы на вопросы, кто виноват и почему это произошло. И не наше дело вмешиваться в следственный процесс. То, что произошло на Камышовой улице это не случайность – и на мой взгляд, и на взгляд губернатора Санкт-Петербурга».

Вывод сделан, но рецептов нет. Два извечных вопроса русской интеллигенции – кто виноват и что делать – разведены по углам. Кто виноват – пусть разбирается прокуратура, а что делать с кранами, неизвестно даже Чернышевскому.

Совещание в Смольном у вице-губернатора Вахмистрова подталкивает к пространным соображениям: о теории вероятностей в частности и о цене человеческой жизни вообще.

Вот выступает Александр Нехорошев, начальник сектора по мобилизационной подготовке Комитета по строительству. И говорит:

«Последнее крупное ЧП было в 2004 году. После него была проделана большая работа. Был назначены комиссии совместно с Ростехнадзором и Государственной инспекцией труда по Санкт-Петербургу. Были проверены крупные УМы (управления механизации) на предмет правильной эксплуатации кранового хозяйства. Все эти проверки были зафиксированы, составлены акты, на основании которых были разработаны планы организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации кранов».

Виктор Стебунов, заместитель руководителя Межрегионального территориального управления технологического, экологического и атомного надзора по Северо-Западному федеральному округу (Ростехнадзор), попытался было составить историко-археологоческий анализ техногенных катастроф с участием башенных кранов, но г-н Вахмистров эту попытку пресек. Его не интересует прошлое, он устремлен в будущее, где не будет места для разгильдяйства и халатности.

Гром грянул

Когда грянул гром и мужик в чиновничьей одежке перекрестился, показатели ударной работы немного изменились. За один (!) день: «проверено 18 строительных кранов, выявлено 81 нарушение, привлечено к административной ответственности 11 должностных лиц, предложено руководителям приостановить работу 9 кранов до устранения нарушений».

Общие причины нарушений, по большому счету, не изменились, они фигурировали и на Камышовой улице: «низкая производственная дисциплина, невыполнение требований производственных инструкций должностными лицами, необеспечение надлежащей организации работ в соответствии с правилами и нормативными документами, принудительный вывод из действия блокировочных и предохранительных устройств грузоподъемных кранов, эксплуатация кранов в технически неисправном состоянии».

Больше того: петербургский звон отозвался в других регионах. Чуть ли не по всей стране пошли проверки – того и гляди сорвут реализацию национального проекта.
Что же в сухом остатке?

По большому счету – ничего. Есть система каких-то инструктажей, росписей в журналах, каких-то стрелочников и никому не известных прорабов. Можно искать крайнего, можно играть в саморегулирование. Но люди гибли и будут гибнуть. На войне как на войне.

Дальше и больше

Контролирующие органы не справляются со своими функциями, они сами говорят: у нас недостаточно полномочий. Прокуратура эти факты собирается изучить досконально. В коридорах Смольного можно было услышать, например, и такое: «Преступная самонадеянность».

Эту фразу сотрудника отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы Прокуратуры Санкт-Петербурга Екатерины Миришовой, наверное, нужно занести в какой-то особый протокол.

Упрек не сотрясал воздух, а относился к вполне ответственному лицу – В. В. Бирюкову, главе ОАО «Энергомашстрой», на стройплощадке которого и произошла трагедия. Его версия события сводится к действию человеческого фактора.

Дословно:

«Механик, когда переставил упоры, обязан был их проверить и поставить линейку. Вот это путь, и между упорами есть специальное устройство, которое отключает кран. Если он покатился, есть такое колесико маленькое, оно ударяет об эту линейку и кран останавливается, а его просто не было. Не имел права крановщик даже залезать в кран при такой ситуации. Трагедия. Из-за одного идиота! Но самое страшное – погибли люди».

Да, люди погибли. Трагедия случилась. Автоматического отключения не произошло.

Фраза с совещания. Виктор Стебунов:

«Что в наших силах? Увеличить количество проверок строительных объектов за счет тех организаций, где все более-менее благополучно, в первую очередь, за счет промышленных предприятий. За счет уменьшения проверок там, можно ужесточить контроль за строителями».

Детский лепет.

ФАКТЫ

26 августа 2002 года на углу Коломяжского проспекта и проспекта Испытателей, напротив станции метро «Пионерская», стрела строительно-монтажного крана упала на тротуар и проезжую часть. Погиб семилетний мальчик, его мать отправили в больницу с черепно-мозговой травмой, двухлетнюю сестру – с легкими ранениями.

15 апреля 2003 года вблизи жилого дома по аллее Котельникова рухнул башенный кран. Дом пострадал несильно (удар пришелся вскользь), а крановщица погибла, выпав из своей кабины на высоте седьмого этажа.

13 марта 2004 года произошла аварийная ситуация с краном на строительстве развлекательного комплекса. Лишь по счастливой случайности происшествие не привело к человеческим жертвам. Крановщица упавшего механизма отделалась легкими травмами. После происшествия по поручению губернатора Санкт-Петербурга вице-губернаторы Андрей Черненко и Александр Вахмистров провели совещание по проблеме падений башенных кранов на строительных площадках города. Андрей Черненко заявил, что проблема стала носить системный характер, и виновные должны нести строгую ответственность за гибель и увечья людей в результате подобных инцидентов. Вице-губернатор пообещал, что все факты падения башенных кранов будут дополнительно проверены, так как есть представление, что их расследование велось не со всей тщательностью. По оценке экспертов, причиной аварий стал человеческий фактор - умышленные нарушения требований безопасности, допущенные персоналом или бездействием специалистов. Александр Вахмистров заявил, что управления механизации, в чьем владении находятся башенные краны, в погоне за прибылью нередко упускают из виду вопросы элементарной безопасности. Вице-губернатор подчеркнул, что по результатам проверки строительные работы на ряде объектов, на которых произошли падения кранов, могут быть приостановлены. Итогом совещания стало предложение Андрея Черненко в пятидневный срок представить предложения от всех заинтересованных структур по предотвращению подобных аварий. На основе этих предложений на уровне правительства города планировалось выработать комплексный механизм контроля и надзора за соблюдением правил и норм безопасности при использовании подъемной техники на стройплощадках.

2 июня 2004 года на стройке нового дома на углу улицы Есенина и проспекта Луначарского при сборке башенного крана одна его составляющая секция упала на землю.

10 августа 2004 года стрела башенного крана упала на строительный вагончик на территории строящегося жилого комплекса. Крановщик погиб, в вагончике находились две женщины, обе получили серьезные травмы.

29 сентября 2004 года во время демонтажа башенного крана на стройке в Приморском районе Петербурга на 53-летнего машиниста Александра Момотова обрушилась арматурная часть крана. Мужчина скончался до приезда «скорой помощи».

80 процентов башенных кранов, задействованных в строительстве объектов в Петербурге, находятся в аварийном состоянии и нуждаются в замене. Об этом говорилось 26 ноября 2004 года на круглом столе, посвященному вопросу необходимости страхования строительных рисков.

20 апреля 2006 года на Петроградской стороне упал строительный кран. Пострадали 7 человек. По данным МЧС, обрыв произошел между четвертым и пятым этажами из-за перегрузки подъемника: рабочие сложили туда стройматериалы и забрались сами.

Организация

2005 г.

2006 г.

Краны со сроком эксплуатации более 20 лет

ООО «УМ-6»

25

21

18

ЗАО «УМ-67»

48

48

26

ЗАО «УМ-1»

140

153

8

ЗАО «УМ-2»

105

119

54

ЗАО «УМ-3»

115

120

25

ЗАО «УМ-Ремстройсервис»

64

41

16

ЗАО «УМ № 260»

109

116

7

ЗАО «Строймеханизация-XXI»

8

10

-

Другие организации  

Около 300

Нет данных

Всего  

Около 900

Нет данных

Источники: Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга и Управление Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу

Текст: Игорь Воронин