Муниципальное образование «Город Петергоф» входит в состав Петродворцового района Петербурга. Находится на южном берегу Финского залива. В городе расположены станции Балтийского направления Октябрьской железной дороги Новый Петергоф, Старый Петергоф, Университет. Путь от Петергофа до Балтийского вокзала в Петербурге по железной дороге занимает немногим менее часа.

Петергофская «самодеятельность»Город-заповедник
Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция. Здесь при Петре I были выстроены дворец Монплезир, Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами и другие сооружения Верхнего и Нижнего парков. Весь этот комплекс в настоящее время объединен в государственный музей-заповедник и является одним из популярнейших туристических центров.

Рядом с императорской резиденцией возникли две слободы – Малая на юго-востоке и Большая на западе. Впоследствии они получили названия Новый Петергоф и Старый Петергоф. В 1762 году вся эта территория получила статус города.

Город оставался императорской резиденцией до 1917 года. В основном там проживали государственные крестьяне, офицеры лейб-гвардии, многочисленные служащие, необходимые для содержания дворцов и парков.

Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован. По его западной границе проходила линия фронта. Петергоф (с 1944 года по 1997-й – Петродворец) был практически полностью разрушен. Именно по этой причине на вторичном рынке недвижимости современного Петергофа, в отличие от соседнего города Ломоносова, практически нет предложений квартир в домах старого фонда.

Одно из преимуществ – просторные лоджииКирпичный Петергоф
Впрочем, немного здесь и сталинок, также мало, не в пример Ломоносову, домов категории «старая панель» (хрущевок, «кораблей»). Бóльшая часть многоквартирных домов – кирпичные. Причем это не серийные пятиэтажки из серого кирпича, которыми в 1960-70 годы активно застраивались как «спальные районы» Ленинграда, так и некоторые пригороды. В Петергофе возводили несколько более комфортные дома, спроектированные специально для этого места.

Так, в советские времена здесь появился достаточно большой жилой микрорайон, который местные жители именуют своеобразно – Квáртал (с ударением на первом слоге). Он состоит из пятиэтажек с двуцветными фасадами (красный и белый кирпич) и внешне похожими на них «вставками» – 9- и 12-этажными зданиями. Эта зона, несмотря на то что осваивалась во времена индустриального домостроения, совершенно не похожа на привычную застройку петербургских окраин. Квартиры имеют относительно просторные кухни (например, в двухкомнатных площадь кухни 8 кв. м), лоджии на два окна. Не последнюю роль играет и презентабельный вид всех этих домов.

По информации Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», на вторичном рыке жилья в Петергофе около 70% предложений приходится на такие дома. И именно в них самое дорогое жилье петергофской «вторички», если не считать единичных предложений в современных домах повышенной комфортности.

Новый «кирпич-монолит» соседствует с ветхим частным секторомСерийные панельные советские здания в Петергофе все-таки встречаются, но это категория «новая панель» – гораздо более комфортные и качественные дома, поздние брежневки. Впрочем, их немного.

Пока без «легкорельса»
Параллельно строительству жилья в Петергофе планово возводились детские сады и школы, объекты торговли и обслуживания. Благодаря этому город на сегодня достаточно хорошо «укомплектован» объектами социальной сферы. В нем 11 школ и гимназий, 14 детских садов.

Хотя нельзя не отметить, что нагрузка на «социалку» постепенно растет. По данным последних переписей населения, в 2002 году в городе проживало 65 тысяч, а в 2010 уже 73 тысячи человек. Росту населения в последнее десятилетие способствовало активное индивидуальное жилищное строительство – Петергоф обрастает коттеджными поселками.

Немало в последние годы было реализовано и реализуется в настоящее время проектов новых жилых комплексов высокого уровня комфортности. Хотя стать второй Рублевкой району пока мешает неважная транспортная доступность.

Домчит за полчаса до ПетербургаДальнейшее развитие Петродворцового района во многом будет зависеть от воплощения в жизнь проектов строительства новых магистралей и реконструкции старых. Немало уже сделано – значение введенного Южного участка КАД трудно переоценить.

В последние годы много обсуждался проект строительства «Наземного экспресса». Предполагалось, что эта разновидность «легкого метро» должна пройти по площади пяти районов Петербурга (в их числе и Петродворцовый) и соединить станцию «Обухово» со студенческим городком в Старом Петергофе. Однако строительство неоднократно откладывалось, и когда студенты университета и жители Петергофа смогут ли вообще пользоваться «легкорельсом», неизвестно.

По-прежнему популярным видом транспорта, связывающим Петергоф с метрополией, остаются электрички. Однако поезда ходят редко – один раз в час. Поэтому чаще горожане пользуются маршрутными такси и автобусами. Они ходят до станций метро «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект», «Автово», «Кировский завод» и «Балтийский вокзал». Путь, например, до «Автово» занимает от 30 до 40 минут. Но во время наибольшей концентрации транспорта на дорогах время пути может занять и значительно большее время.

Знаменитый студгородок ПУНКОсобенно перегружено Петергофское шоссе в утреннее время, когда горожане отправляются на работу в мегаполис. «Помимо сложной ситуации с транспортной доступностью, проблемой Петергофа также является отсутствие мест приложения труда, – считает главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашов. – Ситуацию могли бы решить проекты по превращению Петергофа в центр бизнес-туризма».

Полным-полно «однушек»
По данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра жилья в Петергофе сегодня составляет 82 тыс. руб. Среднюю однокомнатную сегодня можно приобрести за 2,9 млн руб. Двухкомнатную – за 3,9 млн. «Трешка» обойдется покупателю в 5,5 млн.

Характерно, что распространенный по всему Петербургу дефицит «однушек» здесь совершенно не наблюдается – Петергоф и в этом уникален. В общем объеме предложения их более трети – 37%. Двухкомнатные занимают долю в 32%, трехкомнатные– 26%.

Петергофская «вторичка» стоит ощутимо ниже, чем жилье в Петербурге, в среднем – 95 тыс. руб. за квадратный метр. Но значительно выше, чем в соседних пригородах. В том же Ломоносове, который входит в состав Петродворцового района, «квадрат» предлагается в среднем за 73 тыс. При этом Ломоносов не уступает соседу, например, в части экологической обстановки – такой же тихий зеленый городок. Оба испытывают одни и те же проблемы с транспортной доступностью.

Более высокая цена жилья в Петергофе объясняется как статусом этого места, так и качеством жилищного фонда – «кирпич» всегда дороже «старой панели».

Текст: Вячеслав Березниченко