Петербургский Институт территориального планирования «Урбаника» второй год подряд составляет собственный рейтинг российских городов. Оригинальная методика была разработана совместно с Союзом архитекторов России. Она позволяет выбирать населенные пункты, наиболее благоприятные по соотношению показателей стоимости и качества жизни. «Это первая попытка в стране оценить город как своеобразный “товар” или “услугу”, которую потребляет каждый его житель», – поясняет генеральный директор «Урбаники» Антон Финогенов.

Комплексная оценка
Главное отличие нового подхода к оценке городов – в его комплексности, интегральности. Альтернативные рейтинги, как правило, дают ответ на узкий вопрос. Например, сравнивают города по стоимости жизни для бизнес-туристов и экспатов. Или оценивают их с точки зрения инвестиционной привлекательности. В «Урбанике» решили разработать методику, которая позволит в равной степени учесть стоимостные и качественные показатели.

Рейтинг включает данные, характеризующие все основные потребности горожанина. Всего было выбрано 14 показателей, которые были разделены на две группы. Первая группа описывает качество городской среды. В нее входят такие категории, как обеспеченность жильем, наличие современных форматов потребления, уровень загруженности городских дорог, уровень преступности, освещенность города, внешняя транспортная доступность, уровень городского благоустройства, благоприятность природных условий и уровень экологического загрязнения. Эти показатели позволяют суммарно набрать 50 баллов. Вторая группа характеризует стоимость жизни в городе и определяется возможностью приобретения собственного жилья, аренды однокомнатной квартиры, уровнем расходов на потребление, на оплату ЖКХ и покупательской способностью населения. Здесь также можно набрать максимум 50 баллов.

Большинство применяемых показателей рейтинга – расчетные и основываются на отборе порядка 25 статистических индикаторов, поясняют в «Урбанике». Например, такой показатель, как возможность покупки жилья рассчитывается исходя из уровня доходов населения и стоимости жилья в конкретном городе.

По мнению авторов, предложенная ими технология претендует на максимальную объективность, так как оценки городам опираются не на экспертные мнения, а исключительно на статистические показатели. В том числе официальные данные Росстата и администраций городов, сведения риэлторских компаний о ценовой ситуации на городских рынках недвижимости и общепризнанные оценки климатических и экологических условий.

Экономически активные побеждают
В интегральном рейтинге ста крупнейших городов России участвуют населенные пункты с численностью жителей выше 170,2 тысячи человек, в которых проживает около 44% населения страны. Из них 68 являются центрами субъектов федерации, остальные 32 – региональными городами второго уровня.

Разработчики рейтинга решили исключить из ТОП-100 пять городов, несмотря на то, что по численности населения они могли бы участвовать в конкурсе. Это, во-первых, подмосковные города – Балашиха, Химки, Подольск, Королев – которые по своей территориальной и экономической структуре фактически являются частью Москвы. Если бы эти города были включены в список, то они могли бы попасть в первую десятку, потеснив регионы. Во-вторых, из числа претендентов вычеркнули Норильск. «Ввиду специфичности климатических, социальных и экономических условий проживания Норильск не мог объективно оцениваться по отношению к другим городам страны. Определяющую роль сыграли бы показатели, связанные с высокими доходами и расходами, а не с качеством жизни. По этим параметрам Норильск претендовал бы на высокое место в рейтинге в целом, несмотря на его сложное географическое и эколого-климатическое положение», – поясняет руководитель проекта Колесова Евгения.

Первое место занял Краснодар, набравший высокие баллы по таким показателям, как наличие форматов современной торговли (1-е место), природные условия (4-е), обеспеченность жильем (5-е), возможность приобретения собственной квартиры (27-е) и, как ни удивительно, платежеспособность населения (7-е).

Города-лидеры из первой двадцатки (см. таблицу) можно разделить на три типа.

Первая группа – это региональные столицы. В нее вошли Москва и Санкт-Петербург, но лишь на 7-м и 10-м месте соответственно. Петербург, к примеру, оказался на низких позициях по таким показателям, как возможность покупки (97-е место) или аренды (67-е) жилья, загруженность городского транспорта (95-е). Но обеспеченность населения жильем (10-е место), уровень расходов на продукты потребления (15-е) и услуги ЖКХ (18-е), а особенно – прекрасная внешняя транспортная доступность (2-е) «вытянули» мегаполис на высокое место в рейтинге.

Кроме столиц и Краснодара, к этой группе относятся Уфа, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Томск, Красноярск и Казань. Все перечисленные города отличает сравнительно высокий уровень жизни и качества городской среды. «Фактически эти города можно охарактеризовать как наиболее привлекательные в средне- и долгосрочной перспективе для жизни населения – ввиду большей устойчивости экономики и сложившегося инфраструктурного потенциала», – считает Антон Финогенов. Также к данной группе относится Калининград, который в последнее время активно развивается.

Но инфраструктура лидеров зачастую уступает многим городам с меньшей численностью жителей, что говорит об ее отставании от потребностей экономики и населения. Например, занявший в рейтинге первое место Краснодар находится на 28 месте по уровню загрузки городских дорог, следующая за ним Уфа – на 53-м. Тогда как лидирует по этим показателям небольшой Орск. Внешняя транспортная доступность лучше всего развита в обеих столицах. Третье место по этому показателю занимает Тверь. А Краснодар входит в группу городов, занимающих пятую-десятую позицию. Если администрации таких городов не предпримут мер для развития транспортной инфраструктуры, то «задел» их экономической, технологической и социальной конкурентоспособности будет постепенно сокращаться, предупреждают авторы рейтинга.

На нефти и газе
Вторую группу формируют лидеры из числа крупных промышленных городов, являющихся важными центрами формирования экспортного потенциала страны, в том числе на базе отраслей нефтегазовой, нефтехимической и металлургической промышленности. По большей части благодаря трем указанным отраслям высокие строчки в рейтинге заняли Сургут, Тюмень, Южно-Сахалинск, Магнитогорск, Челябинск, Кемерово. «Лидерские позиции данных городов обусловлены высоким уровнем жизни населения и развитием сектора услуг по сравнению с другими крупными городами России, а также относительно невысоким уровнем напряженности в сфере городской инфраструктуры – по причине относительной “молодости” данных центров», – поясняет Евгения Колесова.

У этой категории городов также есть риск утратить лидерские позиции. На сегодняшний день они успешны благодаря работе предприятий-гигантов, построенных еще в советское время. В большинстве своем они монопрофильны, а значит – зависимы от конъюнктуры на внешних рынках, а также от технологической конкурентоспособности градообразующих предприятий.

В отдельную группу авторы рейтинга выделяют города Грозный и Мурманск, занимающие, соответственно, 8-е и 16-е место в ТОП-100 . Они оказались наверху в силу не столько успешного экономико-социального развития, сколько по воле обстоятельств. Так, в Мурманске сохраняется достаточно высокий уровень «северных» зарплат. На фоне многолетнего оттока населения цены на жилье снижаются, и по таким показателям, как доступность покупки и аренды жилья крупнейший город российского Заполярья получает высшие баллы. Высокие позиции Грозного обусловлены тем фактом, что город был фактически заново построен за последние десять лет. Соответственно, с жилой, транспортной и коммунальной инфраструктурой здесь все в порядке.

Рейтинг «Урбаники» выходил уже дважды – по данным 2010 года и 2011 года. Авторы намерены продолжать работу: третий рейтинг будет готов к четвертому кварталу этого года из-за позднего опубликования статданных за 2012 год.

В ближайшее время технология оценки городов будет доработана. По итогам публичного обсуждения в рейтинг будут включены дополнительные показатели. Число российских городов, попадающих в состав рейтинга, будет расширяться.

Скачать таблицу «Интегральный рейтинг ста крупнейших городов России (ТОП-100) по данным 2011 года»

Текст: Елена Денисенко