Недавно компания «СВП Групп» сообщила о планах реализации проекта комплексного освоения территорий (КОТ) в Ленинградской области, на границе с Красносельским районом. На территории 415 га предполагается построить 3 млн кв. м жилья, то есть под Красным Селом вырастет фактически город-спутник примерно на 100 тысяч жителей.

Начало продаж заявлено на 2014 год, что, скорее всего, является пиар-ходом (как сообщил корреспонденту БН источник в правительстве Ленинградской области, собственник еще не завершил оформление документов на землю). Тем не менее амбиции «СВП Групп» заставили задуматься: что в ближайшие 10-15 лет будет построено южнее Петербурга и как это может сказаться на развитии пригородных территорий, и в первую очередь – на загрузке транспортной инфраструктуры.

Два по двести
Наиболее четкое представление можно составить об объемах и сроках жилищного строительства вдоль Московского шоссе. Это два почти завершенных комплекса компании «Балтрос» в Пушкинском районе Петербурга – жилой квартал «Славянка» и «Новая Ижора». Первый рассчитан на размещение на 220 га 1,4 млн кв. м жилья, в котором, как предполагается, уже к 2015 году будут проживать 45-50 тысяч человек. Второй более скромный – здесь на 285 га разместиться малоэтажный поселок на 500 тыс. кв. м, или около 15-20 тыс. жителей.

Активное строительство ведется и в районе Шушар. Микрорайон Шушары является весьма масштабным: он простирается на тысячи гектаров – от Пушкина до Купчино. Основные застройщики – компании «Дальпитерстрой», «Титан», «Норманн». Другие строительные компании возводят по одному-два дома. Специалисты NAI Becar прогнозируют, что в ближайшие десять лет здесь будет сдано около 5 млн кв. м, что, соответственно, предполагает появление еще около 150-160 тыс. жителей. Таким образом, вдоль Московского шоссе поселятся в новых жилых комплексах ближайшие полтора десятилетия около 200-250 тыс. человек.

Наименее ясно просматриваются перспективы западной части описываемой территории, тяготеющей к Красному Селу. Сроки реализации крупнейшего на этом направлении проекта КОТ на землях «СВП Групп» пока не озвучиваются. Другой город-спутник обещают начать строить уже в следующем году в поселке Новогорелово. Здесь на участке 66,5 га в течение шести лет будет сдано более 500 тыс. кв. м жилья и вся необходимая социальная инфраструктура. Проект, патронируемый правительством Ленинградской области, реализует пул инвесторов, крупнейший из которых – компания «ЛенРусСтрой».

Из того, что уже строится, можно назвать комплекс «Дудергофская линия – 3» в Красносельском районе Петербурга, рядом с поселком Горелово, где на участке в 25 га запланировано около 400 тыс. кв. м. Строительная корпорация «ЛенРусСтрой» обещает завершить проект в 2014 году.

Еще западнее, в поселке «Новоселье», УК «Новые территории» к 2026 году обещает построить проект КОТ на 1,5 млн кв. м, способный вместить примерно 50 тыс. жителей. Этот комплекс не создаст дополнительной нагрузки на Таллинском шоссе, так как он «посажен» на Кольцевую автодорогу и Западный скоростной диаметр. Но на интенсивности движения по южной дуге КАД непременно скажется.

Резюмируя: если все планы будут воплощены в жизнь, в ближайшие полтора десятка лет вокруг Красного Села справят новоселье около 200 тыс. человек.

Привлекательное Пулковское
Наиболее напряженная ситуация может сложиться на Пулковском направлении. Именно здесь заявлен крупнейший на сегодняшний день город-спутник «Южный» на 130 тыс. человек. Компания «СТАРТ Девелопмент» намерена возвести 4 млн кв. м жилья в течение 19 лет в Пушкинском районе между Киевским и Московским шоссе на участке 2 тыс. га. Строительство предполагается начать уже в 2015 году. Проект имеет поддержку на федеральном и региональном уровне.

Ближе к Петербургу, в районе Пулковского и Волхонского шоссе, фактически бок о бок друг с другом задумано сразу шесть проектов. Правда, строится пока только один. Первая очередь проекта «На Царскосельских холмах», реализуемого компанией «Центр Развития» в западной части Пушкинского района, на территории, ограниченной Волхонским, Пулковским и Петербургским шоссе, будет сдана уже в следующем году. Всего к 2017-му на участке 316 га предполагается возвести квартал общей площадью 1,2 млн кв. м жилья. «Местоположение комплекса очень удачное – с одной стороны строится будущий международный выставочный конгресс-центр, с другой находится Пулковские водохранилище», – отмечает генеральный директор компании PETERLAND Юрий Зарецкий.

Через «воду» от описанного комплекса, между Пулковским шоссе и водохранилищем, располагается небольшой проект «Пулковская перспектива», где в течение пяти лет будет построено 280 тыс. кв. м жилья. В этом же районе предполагается построить комплекс «ВТБ-Шушары», включающий 727 тыс. кв. м жилья. «Проект анонсировался еще до кризиса. Затем был «заморожен» и находится на стадии «бумажного девелопмента». Исходя из параметров застройки территории возможный срок освоения территории – около десяти лет», – прогнозирует Юрий Зарецкий. По его мнению, благодаря удачному местоположению на всех трех участках могут быть построены дома, в том числе бизнес-класса, что выгодно отличает эти территории от соседних проектов КОТ эконом-класса.

Меньше «повезло» собственникам двух участков к западу от Пулковского шоссе: они расположены неподалеку от городской мусорной свалки, а некоторые из них – поблизости от кладбища. Это проект компании Amtel Properties «Пулковские высоты» на 250 тыс. кв. м жилья и расположенный рядом «Город цветов» от компании «Земельный фонд». Севернее дислоцирован большой, в 240 га, участок, на котором компании «Canada-Israel Group» и Electra давно собираются выстроить «Планетоград». Это будет мини-город на 2,1 млн кв. м жилья или 70 тыс. человек жителей. Проект сильно пробуксовывает, и когда начнется его реализация, сказать сложно.

Суммируя «задумки» застройщиков, можно подсчитать, что через 15 лет вокруг Пулковского шоссе вырастут новые микрорайоны примерно на 300 тыс. жителей. Всего же на Южном планировочном направлении предполагается построить жилье для 700 тыс. человек.

Запланированные «пробки»
В случае если все указанные проекты по развитию новых жилых районов будут реализованы, к моменту ввода они создадут серьезнейшие проблемы на входе в город в районе Таллинского и Красносельского шоссе, на Пулковском шоссе в районе аэропорта, Московском шоссе, предупреждает генеральный директор СПбГУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян.

Рассинхронизация транспортной инфраструктуры в Южной планировочной зоне с застройкой территорий началась еще в 2010-2012 годах, когда возводился ЖК «Славянка» и активно застраивались Шушары. «В части транспортного развития Генплан выполнен не был», – подтверждает первый вице-президент ГК «Балтрос» Олег Еремин. Реализованы только два значимых проекта: пробивка Софийской улицы до Колпинского шоссе и реконструкция Киевского шоссе в пределах границы Петербурга. Чтобы снять уже имеющееся напряжение с Московского шоссе, необходимо завершить все, намеченное в Генплане, – дальнейшее продление Софийской улицы, строительство развязок. Плюс – построить новую автотрассу «Санкт-Петебург – Москва».

По словам Тертеряна, в связи с активизацией строительства на южном направлении актуальна первоочередная реализация таких проектов развития транспортной инфраструктуры, как реконструкция трассы М11 от железнодорожной станции Лигово до Красного Села, строительство обхода Красного Села, реконструкция Петербургского шоссе в Пушкин со строительством путепроводов через пути Балтийского направления. Необходимо провести путепровод через железную дорогу Витебского направления в створе Детскосельского бульвара в Пушкине, реализовать проект строительства дороги, связывающей пригороды Петербурга между собой – от Волхонского шоссе до Петрозаводского шоссе с обустройством путепровода над путями Балтийского, Витебского и Московского направлений. «Необходимо также не затягивать со строительством КАД-2, вне зависимости от того, пройдет ли трасса по старой «бетонке» или ближе к Петербургу. Иначе вскоре Южный участок КАД окажется серьезно перегружен», – прогнозирует генеральный директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

Рост агломерации усилит ежедневную маятниковую миграцию. «Значительная часть жителей строящихся кварталов и мини-городов будут ездить на работу в Петербург. В связи с этим уже сегодня требуется обратить особое внимание на общественный транспорт в этой зоне», – считает Антон Финогенов. По его мнению, наиболее реалистичным и экономичным выходом могло бы стать развитие электропоездов – чтобы создать реальную альтернативу личному автотранспорту и маршруткам, они должны стать более комфортными и ходить чаще. Другие варианты – строительства линий легкорельсового трамвая в Колпино, город-спутник «Южный» и Красное Село или продление ветки метрополитена – требуют большего времени и вложений.

Однако, оценивая перспективы Южного направления, эксперты сходятся во мнении, что синхронизировать процессы вряд ли удастся. «Темп строительства на юге позволяет сказать, что мы движемся к серьезным проблемам в этой части города, поскольку существенных инвестиций в транспортную инфраструктуру в этой зоне в планах до 2015-2016 года не предусмотрено», – предупреждает Рубен Тертерян. Даже если в следующие годы инвестиции серьезно вырастут, дорожная сеть просто не поспеет за строительством проектов КОТ.

Жилые комплексы:

1 Новоселье (Новые территории)
2 «СВП Групп»*
3 Новогорелово
4 Дудергофская линия – 3
5 Планетоград
6 Город цветов*
7 Пулковские высоты
8 Южный
9 Пулковская перспектива (Александр-Град)
10 Царскосельские холмы
11 Шушары – ВТБ
12 Славянка
13 Новая Ижора

Источник: PETERLAND, * БН

Текст: Елена Денисенко