Работы нулевого цикла на комплексе «Лахта центр» начались еще в октябре 2012 года. Что за это время успели сделать? Нет ли отставаний от графика? Что происходит на стройплощадке сейчас?

– Сейчас осуществляется инженерная подготовка участка строительства. Создаются подъездные пути. Уже есть строительные городки, подводим инженерные сети для будущего комплекса.

Наш первый и главный объект – сама башня. Для ее возведения ведутся строительно-монтажные работы в основном двух видов – сооружение так называемой стены в грунте, то есть защитного ограждения котлована для будущего фундамента башни, и основания самого фундамента в виде свайного поля. Фундамент будет очень мощным, поэтому и сваи используем необычные. Диаметр каждой – 2 м, а погружаются в землю они на 72-82 м (это сопоставимо с высотой 35-этажного дома). Всего под основанием башни будет 260 буронабивных свай. Причем эти сваи не забиваются – сначала для них выбуривают скважины, осуществляют фотофиксацию и замеры, а затем в скважины погружают стальные каркасы, которые заливают бетоном. Поскольку проект реализуется на береговой линии, практически в воде, больше всего нас волнует надежная защита конструкций от проникновения воды. Это довольно сложно, но пока не было никаких критических ситуаций. Cущественного отставания от графика нет, но мы хотели бы, чтобы некоторые работы велись быстрее.

Следующий этап – это устройство распорной системы котлована, то есть дополнительных поперечных креплений стенок, для того чтобы появилась возможность начать изготавливать сам фундамент. Глубина котлована составит 21 м. Надеемся, что работы по нему завершатся до октября следующего года.

– Каким образом весь комплекс «Лахта центра» будет строиться и сдаваться в эксплуатацию? Очередями?

– Нет, все объекты будем строить одновременно. Так как строительство самой башни – более долгий процесс и необходимо обеспечить доступ тяжелой крупногабаритной техники, то прилегающие здания начнем строить несколько позднее. Готовность всех зданий комплекса будет с разрывом около полугода, а сдадим их все в эксплуатацию одновременно. Мы считаем, что никто не сможет нормально работать в офисах, которые будут расположены в башне, если вокруг идет стройка.

– Как планируется решить проблему с обеспечением комплекса инженерной инфраструктурой? И за чей счет ее будут строить?

– Вся инженерная инфраструктура проектируется и строится за наш счет. Затраты на эти объекты составят порядка 1,5 млрд руб. Сейчас ведутся работы по магистральному канализационному коллектору и организации системы электроснабжения.

После завершения строительства всю инженерную инфраструктуру – коллектор, электрическую подстанцию – мы передадим на баланс города, причем мощности для наших нужд будут использоваться примерно на четверть. Остальное – для обеспечения ресурсами прилегающих территорий Приморского района.

– Планируется ли перекрытие транспортного движения во время строительства комплекса?

– Наш объект располагается рядом с трассой правительственного значения. Ее невозможно перекрыть. Пока доставка материалов осуществляется в ночное время и не беспокоит местное население. Но к весне следующего года, когда будем заниматься фундаментом башни, ситуация с объемом доставляемых грузов изменится, так как мы приступим к строительству надземной части башни и многофункционального здания. Нам потребуется привозить крупногабаритные и длинномерные изделия. Но и в этом случае причин для беспокойства нет. Во-первых, мы делаем ставку на морской путь доставки. А во-вторых, сейчас прорабатываем с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры вопрос о появлении дополнительных разворотов на Приморском шоссе. И если город пойдет в этом нам навстречу, то они могут появиться до конца следующего года. Один разворот запланирован под виадуком за трамвайным кольцом на улице Савушкина, а второй – между Приморским шоссе и Приморской улицей.

– Есть ли в Европе небоскребы, аналогичные или похожие на ваш проект? В чем уникальность стройки?

– «Лахта центр» будет самым высоким сооружением в Европе, а на такой географической широте – и в мире. В Англии, например, строятся небоскребы высотой 260-270 м, у нас – 465 м.

В наших северных климатических условиях при возведении и эксплуатации высоток мы сталкиваемся с резкими перепадами температуры в течение суток, высокой влажностью. Например, в Петербурге есть такой объект, как телебашня, ее высота составляет 326 м. Это значит, что мы также неизбежно столкнемся со всеми особенностями, которые существуют сейчас при ее эксплуатации, и поэтому должны «заложить» их решение в сам проект. Так, в облачные дни телебашня наполовину закрыта облаками. У нас будет происходить то же самое. При этом телебашня имеет совсем другой тип конструкций. Обледенение верхней части и шпиля нашей башни, обеспечение климатических параметров внутри здания при перепадах среднесуточных температур, очистка фасадов – вот только часть проблем, которые предстоит решить.

– Кстати, каким будет остекление в башне? Градозащитники не раз обвиняли проект в том, что он будет виден на фоне исторической застройки, особенно если сделать стекла зеркальными.

– Внешние фасады здания будут прозрачным. И они никак не повлияют на восприятие исторических перспектив. Тем более что город давно изменился – он уже не соответствует видам даже пятнадцатилетней давности.

Внутренние фасады будут с легким зеркальным напылением, но и они не будут «бликовать». Кроме того, стеклопакеты в здании сделают из так называемого гнутого стекла – у него будет не прямолинейная, а изогнутая поверхность. Площадь каждого стеклопакета составит 11 кв. м.

– Как планируется мыть окна на такой высоте?

– Сейчас мы рассматриваем несколько способов. По проекту фасады почти не имеют параллельных конструкций. Вертикальные оси то сужаются, то расширяются. Один из рассматриваемых вариантов – использование «люлек» или кабин на рельсах, на наружных несущих колоннах. Люльки будут оснащены специальным механизмом ниже уровня пола, который позволит менять ширину транспортирующих колес.

– Какие еще современные технологии будут применяться при строительстве и дальнейшей эксплуатации?

– В башне запланирована особая система кондиционирования. Во всем здании мы хотим создать равномерный комфортный температурный режим и влажность, организовать приток воздуха через наружные конструкции. Интеллектуальные системы климат-контроля будут перераспределять избыточное тепло с солнечной стороны здания на теневую, чтобы температура и состав воздуха были одинаковы во всех помещениях и абсолютно комфортны для находящихся в них людей.

– Известно ли уже, сколько этажей будет в «Лахта центре»?

– В нашем здании будет восемьдесят шесть этажей, а еще шпиль. Его конструкция сейчас разрабатывается. Для того чтобы иметь достоверные сведения о внешних нагрузках, по нашему заказу проводятся аэродинамические испытания в лабораториях Канады, то есть на аналогичной географической широте. Сделана уменьшенная модель здания, имитируются условия, при которых будет эксплуатироваться сама башня и ее конструкции – фасадные, шпилевые и т. д. Кроме конденсата мы помним и о ветровых нагрузках. В опытах задействовано большее количество организаций, и у нас есть серьезнейшее научное сопровождение проекта.

– А что будет на последнем, восемьдесят шестом, этаже?

– Смотровая площадка и вращающийся ресторан. Мы хотим установить скоростные лифты, подняться или спуститься при помощи которых можно будет не больше, чем за минуту. Учитывая нагрузки в часы пик, рассматриваем возможность приобретения двухэтажных лифтов.

– Какие у вас будут требования к генподрядчику стройки, которого вы должны выбрать до конца года?

– Да, мы действительно хотели бы определиться с генподрядчиком в идеале до 29 декабря. Но контракт до конца года подписать не успеем. Считаем, что с такой работой могут справиться скорее зарубежные организации, у которых реализовано не менее трех крупных проектов с высотой объектов выше 250 м. Поэтому у нас очень узкий круг для выбора, и важнейшим критерием будут опыт и знания.

– Сколько всего будет рабочих на стройке и где вы планируете их размещать?

– Сейчас у нас работают российские и западно-европейские квалифицированные кадры. Работы, которые мы проводим, требуют специальных технических знаний. При этом почти все они выполняются на сложном высокоточном оборудовании. Сегодня общая численность рабочих на площадке – 250 человек. Что касается последующих этапов строительства, то привлекать дополнительный персонал придется. Но мы уже приняли решение, что проживание и доставка рабочих будут централизованными, то есть никто не допустит, чтобы они жили на стройплощадке и разбредались по окрестностям.

Текст: Светлана Коваленко