По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», в 2011 году на рынок вышло около 450 блок-секций в таунхаусах. А в 2012-м – уже 2,2 тысячи, почти в пять раз больше. На текущий момент объем предложения составляет уже порядка четырех тысяч секций. И таунхаусы продолжают свою экспансию на загородном рынке.
Преимущества таунхаусов
Между тем рост конкуренции в сегменте таунхаусов приводит к тому, что продавать секции становится все труднее. Безусловно, у лидеров рынка, которые первыми стали развивать данное направление, продажи идут по-прежнему неплохо. Но те, кто включились в игру позднее, на волне «таунхаусной эйфории», едва ли могут похвастать стабильными сделками. Как свидетельствуют данные «Бюро аналитики по рынку недвижимости», лидерами продаж в 2012 году стали «Кивеннапа Север» и «Кивеннапа Юг», «Золотые ключи», Ollila, «Янино» и «Токкари-Лэнд» (все они, кроме поселка Ollila, относятся к эконом-классу). В общем, давно известные проекты. Новички же продолжают бороться за покупателя, вступая во все более ожесточенную борьбу друг с другом.
Сегодня входной билет на рынок таунхаусов для покупателя крайне низок – около 1 млн руб. В городе за эти деньги не купишь даже комнату в коммунальной квартире. Не удивительно, что дешевые таунхаусы разлетаются, как горячие пирожки. Это заставляет девелоперов строить все больше таунхаусов. Например, в проекте Кивеннапа-Север изначально на площади 71 га планировалось построить около тысячи домовладений – таунхаусов, дуплексов и коттеджей. Но позднее долю таунхаусов увеличили, сократив количество домов. В итоге общее количество домовладений в проекте выросло до 1,6 тысячи.
В общем, доступных коттеджей на рынке строят все меньше. Девелоперы либо возводят таунхаусы эконом-класса, либо просто предлагают участки под самостоятельную застройку.
Кому нужны коттеджи?
Напрашивается вопрос: а нужны ли сегодняшним покупателям вообще коттеджи? Не будем забывать, что спрос сместился в сторону таунхаусов не от хорошей жизни. Платежеспособность клиентов загородного рынка нынче невысока, люди ищут самое доступное жилье. При этом большинство, конечно, понимает, что таунхаус, это некий компромисс между ценой и качеством.
За рубежом таунхаусы изначально возникли, кстати, как городское жилье – и секции стали блокировать между собой из-за дефицита земли, а не для того чтобы удешевить предложение… Загородный же образ жизни все-таки предполагает – в идеале – собственный дом со своим участком (хотя бы 6-7 соток, а не 1-2 для барбекю перед домом – как в современных таунхаусах).
Безусловно, в то время как все строят таунхаусы, понижая планку комфортности проживания за городом, в выигрыше могли бы, на наш взгляд, оказаться те застройщики, которые предлагают полноценные дома, но по стоимости, сопоставимой со стоимостью среднестатистической городской двухкомнатной квартиры. Причем желательно уже построенные, а не «существующие» лишь на картинке. Только в этом случае человек может реально рассматривать переезд из многоэтажки за город на постоянное место жительства.
Скажете, строить коттеджи по цене квартир нереально? Опыт некоторых компаний, работающих сегодня на рынке, подтверждает, что это вполне возможно. Например, недорогие готовые коттеджи в зоне постоянного проживания сегодня предлагаются в коттеджных поселках «Петровские сады» (от 5,3 млн руб. за домовладение с участком), «Пять холмов» (от 4,3 млн), «Новая проба» (от 4,3 млн руб.) во Всеволожском районе, «Новое Сойкино» (от 5,5 млн) в Ломоносовском и некоторых других. За эти деньги предлагаются дома площадью 90-140 кв. м на 8-12 сотках земли. Естественно, покупатели охотно приобретают такую недвижимость. Поэтому готового предложения на рынке и немного.
Взгляд в будущее
Конечно, продавать готовые дома – удовольствие, доступное не каждому девелоперу. Для этого надо хотя бы на первом этапе вложить в строительство коттеджей собственные средства. Не все к этому готовы. Но, учитывая нарастающую конкуренцию на рынке, привлекать клиентов готовыми предложениями, наверное, все-таки придется.
Будущее формата недорогих коттеджей как альтернативы городскому жилью пока еще туманно. Чтобы данный сегмент заиграл в полную силу, нужен качественный скачок в развитии рынка в целом. Сейчас основная масса его участников – непрофессиональные девелоперы. Для них приоритет – получение прибыли любой ценой, качество создаваемой загородной инфраструктуры не имеет в их глазах большого значения, и уж тем более они не хотят или не умеют строить готовые дома на продажу.
Сегмент готовых недорогих домов интересен еще и тем, что он мог бы подстегнуть развитие ипотечного кредитования. Получить кредит на покупку участка – с подрядом или без – сегодня проблематично. Не слишком доверяют банкиры и таунхаусам, ведь юридический статус таких объектов может быть довольно спорным. А вот типовые коттеджи массовой застройки – понятный и «прозрачный» для них продукт.
Олег Бойшенко, генеральный директор компании «ПетроМар Девелопмент»: В ближайшем будущем выигрышных мест для строительства таунхаусов будет все меньше. А востребованность данного формата вдали от города вызывает по меньшей мере сомнение. Ведь настоящий загородный комфорт может быть только в индивидуальном доме, где предусмотрено наличие земельного участка, на котором, кроме дома, поместится не только личный автомобиль, но и многое другое, без чего немыслима загородная жизнь. Покупатель не должен забывать, что, приобретая загородное жилье, он тем самым расширяет пространство вокруг себя. Если при этом ваш загородный дом построен из чистого природного материала – дерева, то тем самым вы возвращаете себе ту естественную ценность, которая сегодня утрачена жителями больших городов.