Муниципальное образование «Морские ворота» расположено в Северо-Западной части Кировского района на двух островах – Гутуевском и Канонерском. Ближайшая станция метро – «Балтийская». До нее из округа можно добраться наземным общественным транспортом за 15-20 минут.
Не дом и не улица
Львиная доля застройки обоих островов – промышленная. Среди наиболее крупных предприятий округа – Водоканал, Морской порт Санкт-Петербург, Канонерский судоремонтный завод, Балтийская таможня и др.
Cреди промышленно-портовых зон лишь пара небольших участков застроены жильем. На Гутуевском острове всего несколько улиц: Двинская, улица Межевой канал, Гапсальская, Виндавская и набережная реки Екатерингофки. А на Канонерском адреса вообще однообразны – Канонерский остров, 1, 2 и т. д. Только в 2009 году там появился еще один адрес – безымянный проезд вдоль Морского канала был назван Путиловской набережной.
Хотя округ «Морские ворота» занимает территорию в районе береговой линии Невской губы, западнее которой уже только море, его трудно назвать окраиной Петербурга – слишком уж близко он расположен к историческому центру.
Главная архитектурная доминанта округа – Богоявленская церковь (заложена в 1889 в честь чудесного спасения Александра III с семьей при крушении поезда под Харьковом). Она расположена прямо при въезде на территорию округа, на Двинской улице, 2. Золоченый купол церкви просматривается с Обводного канала и множества мест Северной части Кировского района.
Еще одна достопримечательность – тоннель протяженностью 960 м под Морским каналом, соединяющий острова. Во время его строительства, с 1970 по 1983 год, о нем много говорилось. Это было первое в СССР сооружение, выполненное путем опускания железобетонных секций в траншеи, вырытые на дне канала. Тоннель оставался «популярным» и впоследствии, но уже по другой причине – его часто упоминали в прессе, поскольку он неоднократно оказывался в аварийном состоянии.
Однако с 1997-го по 2002 год в тоннеле был проведен капремонт. Чтобы не отрезать Канонерский остров от города, большая часть работ велась в ночное время и проезд по тоннелю ни разу не был закрыт.
Гутуевский
Остров носит свое название с конца XVIII века по фамилии его владельца – фабриканта К. Гуттуева (Хуттеннена). На протяжении ХIХ-XX веков там проводились намывы, засыпки рек, разделяющих Гутуевский с соседними островками. Сейчас его территория составляет около 300 га. Однако жилая застройка занимает всего около 1/8 территории.
Главная магистраль Гутуевского острова – Двинская улица. Ближе к реке Ектарингофке она застроена сталинками, большинство которых рядовые. Впрочем, есть и один яркий представитель периода сталинского ампира – оштукатуренное кирпичное здание с «архитектурными излишествами», за которые при Хрущеве эти дома ругали, а сейчас очень ценят.
Далее по Двинской строились типовые кирпичные брежневки различных серий, кроме самых поздних.
То же самое можно сказать о застройке в глубине кварталов, расположенных вдоль Двинской улицы. Однако там встречается еще один вид кирпичных советских зданий – типовые общежития 1960-70-х годов. Одна из конструктивных особенностей таких «общаг» – разноуровневые перекрытия.
На Двинской улице, 8, корпус 3, в 1971 году было построено именно такое здание (серия 1-447-С-54). 3 июня 2002 года произошло его обрушение, в результате которого погибли четыре человека. Сейчас на этом месте строится новый монолитно-каркасный жилой дом, а точно такое же общежитие, стоящее по соседству, расселено и вскоре должно быть разобрано.
Канонерский
Двинская улица пересекает весь Гутуевский остров, «ныряет» в тоннель под Морским каналом и выходит на Канонерский.
Остров получил свое название еще в петровские времена, только тогда он был Канонирским – морские артиллеристы использовали его как полигон для учений. До 1983 года на «Большую землю» оттуда можно было попасть только по воде.
Открытие затем тоннеля внесло изменения в уклад островной жизни. Раньше по берегу вдоль залива тянулись ряды эллингов, где местные жители хранили свои катера и лодки. Берег, где стояли эллинги, был одним из любимых мест проведения досуга островитян. Там собирались любители домино, шахмат… Там же держали своих почтарей и турманов местные голубятники. После появления тоннеля эта своего рода рекреационная зона исчезла. Эллинги сменились на гаражи – островитяне обзавелись автомобилями.
Канонерский остров не богат достопримечательностями. Достаточно известен среди петербуржцев бассейн «Прибой», который предпочитают посещать как местные, так и жители «материка».
Жилая застройка сосредоточена в центре острова. Как и на Гутуевском, на Канонерском острове жилые дома кирпичные – сталинки и типовые брежневки. Правда, о большинстве сталинок, видимо, скоро можно будет говорить в прошедшем времени. Достаточно просторный жилой массив, состоящий из трехэтажных домов, выполненных в духе сталинского неоклассицизма, сейчас расселен. Дело в том, что очередной участок Западного скоростного диаметра должен быть проложен именно по этому месту (оттуда трасса пойдет к намывным территориям Васильевского острова).
Среди кирпичных брежневок, в отличие от Гутуевского острова, на Канонерском есть и поздние здания эпохи массового домостроения – самые лучшие представители кирпичных серий, а именно 1-528КП-82 (см. фото). Во всем остальном застройка схожа с «гутуевской».
Торг уместен
Удаленность от метро, большая промышленная зона, окружающая жилую застройку, – все это не добавляет привлекательности. Поэтому цены на жилье вторичного рынка здесь несколько ниже, чем, например, в соседнем Нарвском округе. По сведениям Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра в округе – 85,2 тыс.
Однокомнатную квартиру на островах можно приобрести за 3,2 млн руб. двухкомнатную – за 4,1 млн. трехкомнатную – за 4,5 млн руб.
Интересно, что в округе «Морские ворота» достаточно много предлагается однокомнатных квартир – их почти 40% в общем объеме предложения. Больше всего «двушек» – 43%, около 20% – «трешки».
Если на Московском проспекте и проспекте Стачек квартиры в сталинках – в основном – дороже, чем в типовых кирпичных брежневках, не говоря уже о панельных сериях, то в «Морских воротах», напротив, они ощутимо дешевле. В сталинках на Двинской и на Канонерском острове «квадрат» в среднем предлагается за 77 тыс. руб., а в кирпичных сериях – за 88 тыс. руб. Впрочем, нужно учитывать, что в сталинках, как правило, более просторные квартиры.
Округ является одним из аутсайдеров в рейтинге цены предложения жилья не только из-за соседства с производствами. Промзона как раз не самое страшное, ведь все-таки поблизости есть большой парк Екатерингоф, да и дворы жилых домов хорошо озеленены. Другой минус – на территории «Морских ворот» чрезвычайно мало объектов торговли, развлечений и общепита. Недостаточно развита и социальная инфраструктура.
Тем не менее округ отличает хорошая транспортная доступность. С Двинской улицы можно быстро попасть на набережную Обводного канала. Действует уже построенный (сейчас работает в тестовом режиме) участок ЗСД, с которого в считанные минуты от «Морских ворот» можно доехать до Благодатной улицы и с нее на Московский проспект.