Индийцы, внушившие Президенту Владимиру Путину идею о том, как диферсифицировать национальную экономику, используя потенциал науки, называли технопарки IT-парками. А название ведомства Леонида Реймана очень удачно расшифровывало аббревиатуру IT – «информационные технологии». Гораздо логичнее развитием технопарков было бы заниматься Министерству экономического развития и торговли РФ, на которое в итоге и легла основная задача по разработке будущего закона об особых экономических зонах. Вдобавок ко всему в Минсвязи уже существовал проект развития «ведомственного» технопарка Государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, выпускником которого как раз и является Леонид Рейман.

Теперь, правда, специалисты склонны к более широкой трактовке понятия «IT-парк». Встречаются варианты и Industrial Technologies, и Intellectual Technologies. Так что создание технопарков могло быть передано в ведение и Министерства образования и науки, и Министерства промышленности и энергетики. К тому же сама практика создания технопарков за два года претерпела существенные изменения.

Основные резиденты

По первоначальной задумке авторов федеральной программы, и судя по «отраслевому» отнесению его в ведение Мининформсвязи, планировалось, что основными резидентами будущих экономических зон, на территории которых должны были размещаться технопарки, станут программисты.

Однако при определении льгот, зафиксированных в Федеральном законе № 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которые были предложены резидентам, чиновники решили снижать наименее значимые для этой отрасли налоги и сборы.

Практически все открывающиеся и начинающие строиться технопарки имеют серьезный недостаток – не могут похвастаться известным инвестором. Западных игроков отпугивают российские реалии и отсутствие внятных правил игры.

Так, снижение ставок таких налогов, как транспортного, на имущество и землю, вызвало недоумение среди специалистов. Как правило, молодой компании, стартующей в этой отрасли, никакого имущества кроме комнаты, стола со стулом и компьютера не требуется. По этой же причине не станет ей подспорьем в развитии и режим свободной таможенной зоны, позволяющий ввозить иностранные товары без уплаты пошлин и НДС. Возможность беспошлинного вывоза продукции за рубеж вызывает еще большую улыбку у программистов: передавать западному заказчику свою продукцию они прекрасно могут минуя любые таможни.

Снижение налога

Одним из немногих подарков будущим резидентам ОЭЗ, занимающихся программированием, станет снижение Единого социального налога (ЕСН) с 26 до 14%. То есть новый закон подходит скорее для крупных промышленных компаний либо для производителей высокотехнологичных товаров, требующих дорогостоящего и громоздкого оборудования.

Таким образом, ведомству Леонида Реймана оказалось нечем порадовать компании, работающие «по профилю» министерства. Им пришлось «идти своим путем», и уже в 2006 году с подачи Минсвязи были приняты поправки в Налоговый кодекс, ставшие королевским подарком для программистов. Они сводились к тому, что вся IT-отрасль была признана малым бизнесом и переведена на упрощенную систему налогообложения по примеру ПБОЮЛ (предпринимателя без образования юрлица).

Вместе с тем исследователи ФЗ-116 обратили внимание на одну интересную особенность. Дело в том, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП), а они были допущены к получению статуса резидента ОЭЗ, осуществляется по месту его жительства. Таким образом, учитывая требование о регистрации резидента на территории особой экономической зоны, ИП должен проживать внутри этой зоны. Авторы проектов технопарков, видимо, восприняли это как прямой намек чиновников на то, как можно повысить рентабельность этих проектов. А именно, стали планировать строительство большого количества жилья на земле ОЭЗ.

Однако чуть позже в ФЗ-116 были внесены изменения, прямо запрещающие строительство объектов жилищного фонда. И, таким образом, снижать риски инвесторов стало можно только за счет строительства большего количества офисных помещений. Именно такие объекты могли быть интересны не только небольшим, зачастую неплатежеспособным, «старт-апам», но и всему бурно развивающемуся рынку деловой недвижимости города.

В этих условиях на первый план выходит не столько идеологическая часть проектов IT-парков, сколько инфраструктурная. С этой точки зрения почти все предложенные варианты интересны городскому бизнесу. Технопарки либо располагаются в непосредственной близости к КАД, либо находятся в зоне перспективного развития городской автодорожной сети (в том числе Западного скоростного диаметра). Это решает вопрос об отдаленности от станций метрополитена таких проектов, как Стрельнинский и Ново-Орловский. В то же время все проекты так или иначе связаны с вузами, имеющими серьезный вес в научных кругах (это важно, поскольку именно дефицит кадров – первое, что может подкосить петербургские технопарки.) То есть статус технопарка предполагает наличие серьезной базы по подготовке квалифицированных специалистов с привлечением ресурсов из всех регионов страны. Таким образом, создаются неоспоримые преимущества для IT-парка перед другими структурами при размещении офисов для высокотехнологичных компаний.

По расчетам специалистов, налоговые отчисления малых и средних IT-компаний при получении статуса резидента ОЭЗ сокращаются примерно на 30%, для крупных IT -компаний экономия составляет порядка 20%

Налоговые льготы резидентов технико-внедренческих ОЭЗ Таможенные льготы резидентов технико-внедренческих ОЭЗ IT-компании - резиденты ОЭЗ на территории Петербурга наряду с льготами, предоставляе-мыми резидентам ОЭЗ по ФЗ-116, получают также право на IT-компании, инвестирующие в основные средства для производствен-ных целей на сумму от 150-300 млн руб. и более, на три года получают право на IT -компании, инвестирующие в основные средства для производствен-ных целей более 50 млн руб. при условии, что 80% их выручки приходится на разработку ПО
Применение регрессионной ставки ЕСН 14% Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при импорте оборудования (при условии его последующего вывоза с территории РФ) Освобождение от уплаты транспортного налога (на 5 лет) Снижение на 2-4% ставки по налогу на прибыль

На три года получают право на снижение на 4% ставки по налогу на прибыль

Отмена налога на имущество на 5 лет

Освобождение от выплаты НДС при приобретении и ввозе с остальной территории РФ товаров, экспорти-руемых с территории ОЭЗ

Снижение на 4% ставки по налогу на прибыль (на весь период существования ОЭЗ)

Снижение на 1,1% ставки по налогу на имущество

Освобождение на 5 лет от уплаты земельного налога
Отмена ограничения на принятия к вычету убытков прошлых лет

Не имея статуса резидента ОЭЗ, петербургские компании, инвестируя в свои проекты в городе, также получают льготы. Так, компании, перешедшие на систему налогообложения для организаций в области информационных технологий, получают значительные налоговые льготы. Налоговый режим для них является аналогом упрощенной системы налогообложения (УСН) и применяется наряду с общей системой налогообложения

Налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС при импорте товаров) заменяются уплатой единого налога по ставке 6% Базой для исчисления единого налога являются доходы минус расходы

ИТ-компании, перешедшие на систему налогообложения для организаций в области ИТ, являются фактическими плательщиками НДС и уплачивают вносы на обязательное страхование в соответствии с законодательством РФ

Вместе с тем, система налогообложения для организаций в области информационных технологий содержит ряд существенных отличий от УСН

Не предполагается упрощение учета – на компании возлагается обязанность вести не только бухгалтерский, но и налоговый учет Учет доходов и расходов ведется по методу начисления, что при больших объемах операций значительно удобней кассового метода Доходы и расходы учитываются в соответствии с общим режимом налого-обложения, и таким образом устраняются проблемы с ограниченными возможностями по принятию к вычету расходов

Возможность отнесения IT-компаниями прямых расходов без распределения на остатки незавершенного производства, что снимает часть налоговых рисков

 

Текст: Александр Романов