В марте 2007 года город объявит концессионный конкурс по проекту строительства Орловского тоннеля, который соединит Центральный городской район с Красногвардейским. По словам вице-губернатора Петербурга Александра Вахмистрова, будет заключено концессионное соглашение, а это значит, что инвестор получит право на использование тоннеля в течение срока окупаемости. Консультантом по подготовке концессионного соглашения о строительстве Орловского тоннеля выступил Международный банк реконструкции и развития. С 2005 года проект Орловского тоннеля разрабатывала «Система-Галс», однако пока ни одно из 20 предложений проектировщика не устроило городскую администрацию.
Неудачные проекты
Напомним, что в 2005 году ЗАО «ПСО «Система-Галс» выиграло конкурс на разработку проекта Орловского тоннеля. Работы планировалось завершить летом того же года, затем сроки были продлены до октября 2006 года. «Система-Галс» передала вариант с выходом на Апрельскую улицу в Главгосэкпертизу РФ. Однако жильцы домов на Апрельской улице, под которой предполагалось построить подземную часть тоннеля, помешали осуществлению планов Смольного. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко пошла навстречу протестам горожан, которые опасались, что из-за строительства тоннеля их дома разрушатся. Было решено построить выход тоннеля в другом месте. Кстати, петербургский проект имеет много общего с московским тоннелем, который сейчас строит «ПСО «Система-Галс». Тоннели одинаковые по глубине, габаритным размерам и технологии прокладки. И тот и другой будут иметь по три полосы в каждом направлении. Подземная часть их пройдет под водой (у нас тоннель под Невой, а в Москве –
вдоль Москвы-реки). Только в Петербурге будет не ветка метро, а коммуникационный коллектор.
Альтернатива есть
Компания «ПСО «Система-Галс» заявила, что собирается предложить правительству Петербурга другие варианты строительства Орловского тоннеля. Проектировщики утверждают, что после общественных слушаний были сделаны все необходимые доработки. Теперь магистраль будет выходить дальше от жилых домов – на середину Апрельской улицы либо будет смещена на 10–15 метров в сторону парковой зоны. По словам первого вице-президента по стратегическому развитию «ПСО «Система-Галс» Владимира Клинова, компания готова разработать различные варианты соединения тоннеля с улично-дорожной сетью. Руководство компании считает, что в проекте с выходом на Апрельскую улицу учтены интересы и ГИБДД, и Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга.
От желающих отбоя нет
Администрация Петербурга в свою очередь рассматривает предложения от желающих разрабатывать проект Орловского тоннеля. К примеру, большой интерес проявляет австрийская фирма Bauholding Strabag AG. Как сообщили в городском Комитете по инвестициям и стратегическим проектам, конкурс объявят независимо от утверждения в Главгосэкспертизе проекта «ПСО Система-Галс». Данный вариант станет лишь основой для разработки окончательного проекта и будет представлен в качестве рекомендации концессионеру. Однако по-следний вправе изменить базовое проектное решение, сохранив основные требования по пропускной способности и параметрам тоннеля.
По плану городского правитель-ства, Орловский тоннель построят в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы и он соединит Центральный и Красногвардейский районы Петербурга.
Пискаревка только выиграет от проекта
По словам Николая Казанского, руководителя компании Colliers International, Орловский тоннель не только соединит между собой берега Невы, но и позволит улучшить ситуацию на рынке торговой и жилой недвижимости в районе Пискаревки и Полюстрова. Кроме того, тоннель создаст прямой выход из районов исторического центра Северной столицы на Кольцевую автодорогу.
Орловский тоннель планируется финансировать в равных долях из Инвестиционного фонда РФ (8,8 млрд рублей), бюджета Петербурга и из средств частного инвестора. Сметная стоимость проекта оценивается в 26,36 млрд рублей. Расходы на проектирование и строительство транспортного автомобильного тоннеля под рекой Невой уже расписаны до 2010 года. На текущий год уже выделено почти 1,5 млрд рублей.
Прямая речь
«Первое решение о строительстве тоннеля под Невой было принято еще в 1966 году. Его обозначили в Генеральном плане развития Ленинграда, но так и не сумели реализовать – ни средств, ни технологий не было... Город задыхается от транспорта в центре города, и тоннель – это просто глоток воздуха. Мы представили проект Орловского тоннеля Инвестиционному фонду Правительства России и получили поддержку.
Источник: стенограмма телевизионной программы «Диалог с городом» губернатора Петербурга Валентины Матвиенко от 7 октября 2006 г.