МО «Нарвский округ» расположен в Кировском районе Петербурга и включает в себя историческую территорию Нарвская застава. Границы округа очерчены реками Екатерингофка и Таракановка, улицей Ивана Черных, железнодорожными ветками Балтийской дистанции и Северного полукольца.
На севере округа расположена станция метро «Нарвская». Кроме нее в пешеходной доступности для жителей южных кварталов (домов на улице Корнеева, в Огородном переулке и др.) – станция метро «Кировский завод».
Типовой авангард
Территория Нарвского округа является старейшей частью современного Кировского района Петербурга. В XVIII веке вдоль Петергофской дороги (сейчас это проспект Стачек), строились загородные особняки аристократии, были здесь и дачи людей попроще. Капитальное же строительство пришло сюда только в ХХ веке.
Хотя на севере округа еще есть дореволюционные дома старого фонда, львиную долю застройки здесь составляют сталинки и дома 30-х годов прошлого века (иногда их называют кировками).
В довоенном Ленинграде ведущим мотивом архитектуры был конструктивизм (или «ленинградский авангард»), он и отразился в значительной доле застройки северной части Нарвского округа.
Самый яркий пример – здание Дома Советов Московско-Нарвского района Ленинграда (сейчас его занимает администрация Кировского района). Этот многофункциональный комплекс был сооружен на монолитном железобетонном каркасе – сегодня это привычная, а в те годы – самая передовая технология.
Именно тогда, в эпоху конструктивизма, зародилась типовая застройка, проявившаяся в «жилмассивах». Однако если общественные здания высокого уровня возводили по передовым технологиям, на дорогостоящие материалы не скупились, то жилые строения часто «лепили из того, что было». К тому же впоследствии многие дома тех лет плохо содержались, что стало, например, причиной современного бедственного состояния «Жилмассива рабочих текстильщиков» в Невском районе или «Кондратьевского жилмассива» в Калининском (последний уже расселен).
Квартал типовых зданий есть и в Нарвском округе, вдоль Турбинной улицы. Эти дома, как и почти все кировки, отличает низкий уровень первого этажа, из-за чего жильцам приходится круглые сутки жить при занавешенных окнах. В таком жилье не предусматривались умывальные комнаты, поэтому сейчас в кухнях многих квартир установлены душевые кабины, а иногда и ванные. При этом работы по устройству гидроизоляции, требуемой для санузлов, обычно жильцами не проводились. В квартирах очень распространен такой способ отделки потолочного пространства, как плиточный подвесной потолок. Ведь плиты, в случае протечки, можно заменить на новые, что проще и дешевле, чем новая побелка. А протечки в таких квартирах – явление едва ли не обыденное.
Правда, ближе к проспекту Стачек дома 1930-х годов содержатся в хорошем состоянии. Часто при продаже квартир их даже пытаются выдать за сталинки, так как последние считаются жильем достаточно престижным и комфортным.
Время перерыва
Начиная с середины 1930-х годов конструктивизм в ленинградской архитектуре начал сменяться сталинским неоклассицизмом. Спустя два десятилетия типовая застройка вернется, и уже надолго – многие установки периода конструктивизма воплотятся уже в облике массовой застройки спальных районов. Однако в основном это произойдет южнее – в Автово, Дачном, Ульянке. А вот Нарвский округ прирастал именно сталинками.
Началом «сталинского периода» в архитектуре Ленинграда можно считать 1935 год, когда при разработке Генерального плана развития Ленинграда были определены нормы плотности населения для городской территории – 500-600 человек на гектар. Довоенный Генплан предполагал просторные дворы в кварталах и большие по площади квартиры. И вплоть до 1956 года, с которого началась эра хрущевок, вокруг исторического центра города росло «сталинское кольцо» жилой застройки.
Сталинскую архитектуру отличает помпезность, выражающаяся в громоздких формах и элементах декора, которые чуть позднее назвали «архитектурными излишествами», – это барельефы, колонны, балконы с балюстрадами и пр. По крайней мере, такими нарядными домами застраивали первые линии главных магистралей, в Нарвском округе – проспект Стачек. Квартиры в них получали номенклатурные работники, лидеры рабочего движения, герои войны. Словом, чтобы жить в парадной – номенклатурной – сталинке, нужно было иметь соответствующую репутацию. В глубине кварталов в те годы строили рядовые здания, без лишних украшательств. Но так же, как и парадные сталинки, строения возводились с толстыми теплыми стенами, просторными помещениями, высокими (от 3 м) потолками. Многие из домов предназначались под коммунальное заселение.
Однокомнатные квартиры в сталинках имеют площадь 32-50 кв. м, двухкомнатные – 44-65 кв. м, трехкомнатные– 59-80 кв. м, четырехкомнатные – 80-100 кв. м. Строились и дома с квартирами очень большой площади, в которых предусматривались даже помещения для прислуги – элитное жилье существовало и в Ленинграде.
Первые этажи многих зданий сооружались более высокими. В них размещались магазины, почтовые отделения, библиотеки и т. п. Сейчас именно в этих помещениях сосредоточена львиная доля объектов коммерческой инфраструктуры Нарвского округа.
Конфликтная реновация
Техническое состояние жилых домов Нарвского округа вообще во многом определяется близостью к проспекту Стачек. Шикарные дома эпохи сталинского неоклассицизма, да и вполне рядовые здания того времени могут радовать глаз, а в глубине округа ровесники той же застройки находятся в самом плачевном состоянии.
Например, в застройке по Севастопольской улице есть кварталы (территория Нарвская застава), застроенные двух-трехэтажными сталинками, которые несколько лет назад попали в адресный список реновации. Жители Нарвской заставы с самого начала возмутились планами города по сносу и нового строительства на этой тихой зеленой территории. Впрочем, нельзя не признать, что большинство сталинок этой части Нарвской заставы (участок в границах Промышленной улицы, проспекта Стачек, улиц Новоовсянниковской, Баррикадной, Трефолева, Калинина) требуют капитального ремонта. Иначе со временем их снос может стать единственным решением проблемы.
Летом прошлого года Смольный утвердил проект планировки Нарвской заставы, но какой станет эта территория после реновации – до сих пор неясно.
Не путать!
Цена квадратного метра в Нарвском округе заметно ниже, чем в центре, до которого, кстати, отсюда недалеко. По сведениям Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» на март 2013 года, «квадрат» жилья в Нарвском в среднем стоит 86 тыс. руб.
Подавляющее большинство жилья предлагается в сталинках и домах 1930-х годов, которые в листингах обозначают то аббревиатурой «СТ» (сталинка), то «К» (кирпич). Часто «К» присваивают и добротным сталинкам, расположенным в глубине кварталов. Так происходит потому, что фасады этих домов не оштукатурены и кирпичная кладка – на виду. Но, как правило, это не кирпичные дома «компактной планировки» (хрущевки), а комфортные здания 1940-50-х.
Самое дорогое жилье предлагается в современных домах, но в настоящее время на вторичном рынке представлены лишь несколько квартир в двух домах на Турбинной улице и в двух – на улице Метростроевцев.
В целом же Нарвский округ достаточно привлекателен с точки зрения выбора места для жизни. Детсадов и школ здесь достаточно. Коммерческая инфраструктура проспекта Стачек хорошо развита, там же имеется просторная зеленая зона – парк 9 Января. Проблема транспортной доступности, которая долгие года возникала из-за следующих в Торговый порт поездов, в значительной мере решена строительством виадука в Автово и открытием участка Западного скоростного диаметра.