Выбор коттеджных поселков сегодня огромен (в продаже их находится, по разным данным, от 350 до 500), и каждый из них в разной степени обеспечен социальной инфраструктурой. Многое зависит, конечно, от месторасположения.
Выгодное соседство
Целый ряд коттеджных поселков находится вблизи крупных населенных пунктов Ленобласти. Казалось бы, вот оно – счастье! Но, к сожалению, такое соседство решает проблемы с «социалкой» лишь отчасти. Да, с закупкой товаров повседневного спроса или стройматериалов проблем, скорее всего, не будет. Но вот со школами, детскими садами, поликлиниками ситуация оказывается не простой. Если это крупный развитый город, вроде Всеволожска, то социальные объекты там, как правило, перегружены. Иногда даже сильнее, чем в самом Петербурге. Вообще, Всеволожский район, обладающий хорошей транспортной доступностью, привлекает все больше людей на свою территорию. По официальным данным, за последние десять лет население района выросло примерно в два раза. Неудивительно, что в поликлиниках здесь нередки большие очереди, а пристроить ребенка в детский сад становится проблемой.
С другой стороны, есть огромное количество малоэтажных проектов, которые реализуются вблизи небольших населенных пунктов – поселков, деревень. Медицинского обеспечения там, как правило, никакого – разве что есть фельдшерский пункт. Школы имеются, но качество преподавания там, да и в целом условия, оставляют желать лучшего. Поэтому редкий петербуржец, переехав в Ленобласть, станет пользоваться их услугами.
Практика показывает, что детей продолжают возить в петербургские школы. Да и медицинскими центрами, в случае необходимости, пользуются городскими. Именно поэтому наиболее востребованы коттеджные поселки, расположенные не более чем в получасе езды от КАД. В противном случае, ежедневные поездки туда-обратно превратятся в пытку.
Здоровые садоводы
Кстати, медицинскими услугами порой лучше обеспечены садоводства, а не коттеджные поселки. Поскольку большинство поселков возводится на землях сельскохозяйственного назначения, никто не обязан строить на их территории объекты социальной инфраструктуры. А вот в садоводствах – другая история. В настоящее время Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга занимается созданием медицинских пунктов в крупных садоводческих массивах (услуги в них, между прочим, бесплатны). По словам начальника управления Андрея Ляха, пока построено девять таких пунктов, в этом году планируется открыть еще 20. Понятно, что это – капля в море. Но в коттеджных поселках ситуация еще сложнее.
Собственные школы и больницы могут появляться только на территории достаточно крупных коттеджных поселков, где количество домовладений составляет не менее тысячи. В таких случаях девелопер может рассчитывать на помощь местных властей в создании социальной инфраструктуры. Так, например, по словам вице-губернатора Ленинградской области Константина Патраева, на территории поселка таунхаусов «Кивеннапа-Север» в Выборгском районе совместными усилиями девелопера и администрации планируется построить поликлинику и детский сад. Правда, точные сроки пока не оговариваются.
По минимуму
Но коттеджные поселки средней величины, и уж тем более небольшие проекты позволить себе собственную социальную инфраструктуру не могут. Особенно если речь идет об эконом-классе. Обычно в недорогих проектах предусматриваются только детская площадка и зона отдыха, очень редко – магазин товаров первой необходимости (причем, как правило, их строят уже на завершающей стадии реализации проекта, так что первым новоселам приходится жить в спартанских условиях).
Собственно, и в бизнес-классе набор социальных объектов обычно не намного шире. К детской площадке может добавляться еще многофункциональная спортивная. И опять же чаще всего – только на плане. За последние полтора года журналисты БН объехали много десятков коттеджных поселков, и редко где социальная инфраструктура была построена. В описаниях проектов приходилось использовать слова «планируется», «предполагается», «ожидается».
Перемены в элитном сознании
Полный набор инфраструктуры раньше имели, пожалуй, только элитные проекты. Но сейчас и они отказываются от такой роскоши. Слишком дорого содержать собственные детские сады, спортивные центры с бассейнами и прочие блага цивилизации.
Конечно, бывают и исключения. Например, в коттеджном поселке премиум-класса ИзумROOD, который возводится во Всеволожском районе, предусмотрены рестораны, оздоровительные и SPA-комплексы, магазин, детский городок, кинотеатр и даже мини-зоопарк. Но, кроме ИзумROODа, мы не назовем, пожалуй, ни одного другого современного проекта, который бы содержал полный объем инфраструктуры. Даже компания «ПетроСтиль» – старожил элитного рынка – в своем последнем проекте Medovoe (также – во Всеволожском районе) ограничилась только зоной отдыха с плавательным бассейном. Что касается всей остальной инфраструктуры, то, по мнению девелопера, ее можно найти в ближайших окрестностях коттеджного поселка.
Сделай сам
На наш взгляд, развитие загородного рынка шло бы куда более успешно, если бы девелоперы, реализующие проекты на той или иной территории, объединялись в профессиональные пулы и совместно с муниципальными властями пускай и не строили, но хотя бы реконструировали и развивали существующие социальные объекты. Тогда и жителям новых коттеджных поселков не приходилось бы каждый день таскать детей в Петербург и обратно. Вообще, идея государственно-частных партнерств давно витает в воздухе, но пока, к сожалению, до ее воплощения далеко. То ли у бизнесменов не получается договариваться друг с другом (надо признать, что качественный состав игроков загородного рынка очень разный), то ли власти не слишком заинтересованы в подобных проектах.
В любом случае реалии рынка сегодня таковы, что, покупая дом более чем в 25-30 км от КАД, человек, как правило, оказывается отрезанным от благ цивилизованного мира.