«Если архитекторы не учитывали вопросы безопасности при проектировании поселка, управляющие компании не привели к общему знаменателю пожелания домовладельцев, а установщики сигнализаций пренебрегли требованиями тех, кто будет с ними работать, охрана будет дорогой, навязчивой, но малоэффективной», – считает заместитель генерального директора ООО «Охранная фирма «Титан» Олег Бондаренко.

Новая жизнь за шлагбаумом
Переезд из квартиры в коттедж раздвигает границы среды обитания и многое в жизни меняет. В первую очередь, дом или дачу за городом покупают, чтобы больше времени проводить на свежем воздухе. И довольно скоро этой средой обитания для домовладельца становятся уже не только пять, десять или тридцать соток участка: вся окрестная территория начинает восприниматься им как продолжение дома. А первыми контактерами, которые подвигают нового хозяина познакомиться с соседями, становятся дети: даже домашний отличник и «ботаник» в загородном доме ни за что не будет сидеть взаперти. Между тем, личная безопасность в районе малоэтажной застройки не менее важна, чем в городе.

По сути, с точки зрения организации охраны, территория коттеджного поселка – это тот же жилой подъезд, только раскинувшийся по широкой горизонтальной плоскости, с элементами ландшафтного дизайна, множеством темных закутков, закоулков, травмоопасных детских и спортивных площадок, на которые ваших наследников так и манит. Но как театр с вешалки и квартира с подъезда, коттеджный поселок начинается с въездной группы, поста охраны и расположенным близ него административным корпусом. И, к великому сожалению специалистов охранного дела, коттеджный поселок в наших краях чаще всего ассоциируется именно со шлагбаумом и суровыми стражами при въезде. А если речь идет о поселении бизнес-класса и выше – так и вообще с глухими и неприступными заборами.
Таковы сегодняшние реалии.

Внутренние регламенты и законы гостеприимства
Всегда ли охранники, призванные следить за порядком, доброжелательны? Умеют ли они быть тактичными, но требовательными, и всегда ли адекватно реагируют на нештатные ситуации?

Вы приехали в гости к друзьям, а усатый сторож долго переписывает в засаленную тетрадь паспортные данные – ваши и приехавшей с вами бабушки, подробно выспрашивает о цели визита. Но в то же время и через те же ворота легко просачивается внедорожник с компанией нагловатых товарищей, во что бы то ни стало желающих устроить пикник на территории поселка и ссылающихся на 27 статью Конституции РФ, гарантирующую свободу передвижения. Не правда ли, типичная картина?

«Не нужно винить в таком положении вещей представителей охранных предприятий, – говорит Олег Бондаренко. – Недоброжелательная работа стражей поселка скорее всего результат того, что ни представители управляющей компании (как правило, привратники – это не лицензированная охрана, а работники обслуживающих организаций), ни сами жильцы не продумали и не утвердили общим собранием те моменты устава, которые регламентируют правила безопасности, распорядок и законы гостеприимства на территории массива».

Действительно, и охранные предприятия, и управляющие компании обучают своих сотрудников не только разбираться в разных неприятных ситуациях и предупреждать их, но также знать свои права и обязанности, быть вежливыми, доброжелательными и ненавязчивыми. Но превращать подготовленных бойцов в скучающих привратников, оценивающих приезжающих взглядом и решающих «пущать или не пущать» или следящих, чтобы ребенок на трехколесном велосипеде не испачкал тротуарную плитку, – это как забивать гвозди микроскопом. Между тем, именно по такому пути порой идут представители поселковых управляющих компаний.

«Страна заборов» со своим уставом
Как ни странно, но чтобы ограждение поселка действительно выполняло защитную функцию, ему вовсе не обязательно быть крепостной стеной. Глухой забор с темными закутками – как дом без окон. Жить за таким некомфортно, зато для злоумышленника он создает просто курортные условия. И, напротив, на хорошо просматриваемой территории поселка, где и дети, и родители и бабушки с дедушками чувствуют себя как дома, человеку с нечистыми намерениями неуютно. Даже если это намерение – не донести мусор до урны. Стало быть, самое верное решение для коттеджного поселка – не глухое, а прозрачное ограждение, хорошее уличное освещение, а также не один, а несколько входов и въездов.

Предлагая окружить массив забором и создать «бутылочное горлышко» на въезде, некоторые управленцы и охранники стремятся упростить себе работу. Но в случае, когда в массиве только одна зона контроля, все получается ровно наоборот. Поэтому не лучше ли девелоперам поселков вкладывать средства не в возведение крепостных стен, а в создание продуманной инфраструктуры, обеспечивающей и комфорт, и безопасность? И это решение не только менее материалозатратное, но и более выгодное, потому как повышает привлекательность нового массива в глазах будущих новоселов. Ведь свобода передвижения «для своих» и многовариантность входов-выходов – это и удобство, и психологический комфорт (точно так же, как квартира с двумя входами воспринимается как более респектабельная). А если у обитателей квартала есть электронные ключи от ближайшей калитки в общем заборе, а системы видеорегистрации фиксируют всех, кто воспользовался запасными выходами, ситуация всегда будет под контролем, но контроль всегда будет ненавязчивым. Электронные средства сигнализации, системы видеорегистрации и квалифицированная охрана в ряде случаев позволяют отказаться от таких модных и дорогих архитектурных «украшений» как бронированные рольставни на дверях и окнах.

Но как быть, если вы полагаете, что видеокамеры – это не дорогая игрушка, а насущная необходимость, а ваши соседи считают их нарушением конституционного права на неприкосновенность частной жизни? Практика показывает, что те, у кого совесть чиста, не замечают видеокамер, зато они не позволяют расслабиться обслуживающему персоналу, в задачи которого входит следить за порядком на территории, производить уборку, или приглядывать за детьми.

Другое дело, что эти системы, на порядки повышающие эффективность охранных мероприятий, должны быть в руках тех, кому вы доверяете. Ведь домовладелец и для охранных предприятий, и для обслуживающих поселок компаний – это клиент, который всегда прав, и правила поведения у себя дома он должен устанавливать сам, не дожидаясь, пока это сделают другие.

У себя дома
Вместе с коллективным договором на организацию пультовой либо присутственной охраны с целью защиты своего имущества, домовладелец обычно получает немало полезных бонусов. Во-первых, он может быть уверен в том, что в его отсутствие на территории будет порядок. Ведь «нечистые намерения» могут выражаться не только в посягательстве на чужое имущество, но и, к примеру, в виде непристойных граффити на заборе (мало кому придет в голову заниматься таким видом «творчества» на охраняемой, обжитой и уютной территории). Во-вторых, современные охранные системы имеют немало дополнительных функций – от пожарной сигнализации (данные датчиков задымления поступают не только на пульт охранного предприятия, но и в диспетчерский центр пожарной охраны) до возможностей дистанционного управления какими-либо домашними сервисами, например системами климат-контроля или отопления. В этом случае по дороге на дачу вы можете посредством sms-сообщения или через интернет перевести их из экономичного режима в комфортный и приехать уже в прогретый дом. Все эти функции весьма и весьма актуальны для коттеджей и дач, расположенных на малонаселенных загородных территориях, которые порой надолго остаются без хозяйского присмотра.

В демократичном коттеджном поселке или массиве таунхаусов все одновременно и сложнее, и проще. Ведь чем больше людей – тем больше факторов риска, а также мнений на предмет необходимых и достаточных мер по организации коллективной охраны. Но если соседям удается договориться между собой и с представителями управляющих компаний, немаленькие расходы на содержание охранной инфраструктуры распределятся на всех собственников. В результате в ежемесячных счетах за коммунальные услуги они окажутся далеко не самой весомой статьей расходов.

Текст: Филипп Урбан