– Каковы итоги работы вашей кредитной организации на ипотечном рынке в 2012 году?
– Мы вполне довольны достигнутыми в минувшем году результатами. В 2012 году ипотечный портфель Северо-Западного банка равнялся 62,5 млрд руб. Всего по итогам года мы выдали 18 тыс. жилищных кредитов на общую сумму около 28 млрд руб. Средний размер кредита составил 1,53 млн руб., средний срок кредитования – 13,3 года.
– Появилось ли в прошедшем году что-либо принципиально новое в вашем подходе к рынку жилищного кредитования?
– С 1 августа 2012 года Сбербанк ввел новые правила расчета процентных ставок по жилищному кредитованию и упростил их применение. Была установлена единая зависимость от категории заемщика и периода регистрации ипотеки. Банк условно разделил потенциальных клиентов на три категории: тех, кто обращается в наш банк впервые; тех, кто работает в организациях, сотрудничающих со Сбербанком по зарплатным проектам; и тех, кто является работниками аккредитованных банком крупнейших компаний-работодателей. Принадлежность к той или иной категории влияет на процентные ставки.
Другое важное изменение связано с запуском технологии «Кредитная фабрика», которая значительно сократила срок принятия решения о предоставлении кредита. В среднем сейчас этот срок составляет до двух дней. При этом клиентам, получающим заработную плату на счет, открытый в Сбербанке, банк предоставляет особые условия. На сегодня – это срок принятия решения по заявке до двух часов и ценовые преференции, которые составляют один процентный пункт.
Кроме того, в минувшем году Сбербанк подписал целую серию соглашений с риэлторами. Активное сотрудничество с риэлторами, в том числе с членами Российской Гильдии риэлторов, обеспечивает клиентам удобный сервис по подбору жилья и сопровождению сделок с объектами недвижимости.
– Какой ваш ипотечный продукт пользовался преимущественным спросом у петербуржцев?
– Конечно, это «Ипотека с господдержкой» – программа «Ключевое предложение». Напомню, программа допускала приобретение как готового, так и строящегося жилья. Минимальный первоначальный взнос составлял 20%, процентные ставки – 12% до и 11% после регистрации ипотеки.
– Часть экспертов утверждает, что в нынешнем году рынок ипотеки начнет сужаться. Вы согласны с таким прогнозом?
– Мы надеемся, что рост продолжится, пусть и не столь высокими темпами, как в 2012 году. Наш прогноз базируется на том, что в последний год рынок ипотеки развивался преимущественно за счет новостроек. И в 2013 году объемы жилищного кредитования по сравнению с нынешним годом не будут снижаться хотя бы уже потому, что застройщики обещают сдать не меньшее количество нового жилья.
– Северо-Западный банк ОАО «Сбербанк России» готов к дальнейшему росту рынка жилищного кредитования?
– Безусловно. Мы все активней работаем с застройщиками. Принцип следующий: чем больше строек мы сможем аккредитовать, тем ниже будет средняя процентная ставка для наших заемщиков за счет появляющихся при аккредитации скидок. То есть механизм аккредитации является сейчас наиболее эффективным способом снижения процентных ставок по ипотеке. И на сегодня число аккредитованных строительных объектов региона в нашем банке более 80.
– Означает ли активизация данной работы снижение требований к строительным компаниям?
– Ни в коем случае. Выдвигаемые нами условия аккредитации достаточно жестки. Например, застройщик должен иметь в «портфолио» не менее двух готовых объектов. Его финансовые отчеты должны доказывать устойчивость на протяжении нескольких лет, а также соответствовать ряду других требований. При этом, независимо от наилучших рекомендаций и общей максимально благополучной репутации застройщика, аккредитация проводится отдельно по каждому строящемуся объекту.
– Имея столь серьезные обязательства перед строительной отраслью города, какие основные ресурсы вы используете для продвижения своих продуктов?
– У нас постоянно растет сеть специализированных центров ипотечного кредитования. Но мы понимаем, что без внешнего продвижения не обойтись. Поэтому кроме обычной рекламы занимаемся общим просветительством потенциальных клиентов. Это организация собственных мероприятий, например, ипотечных суббот. И, конечно же, участие в профильных выставках, таких как «Жилищный проект», «Ярмарка недвижимости» и других.